Незаконченный танец

31 августа 2009, 00:00 | Елена Сунцева

Совершенно не удивительно, что фильм "Близкое объятие" получился чрезвычайно жизненным, а оттого немного грустным. Простота и изящество, с которыми рассказана история, не оставляют зрителя равнодушным, а до мелочей продуманные мизансцены, приближают картину к лучшим образцам советских мелодрам.

Незамысловатый сюжет о непрекращающейся связи между двумя когда-то близкими людьми, составляющий канву фильма, лишь предлог для глубокого исследования человеческой души. "Близкое объятие" - замечательный образец такого кино, которое мы, к сожалению, практически потеряли. Исследование характеров, человеческих взаимоотношений, переплетение судеб, исполнено с необыкновенной поэтичностью. Фильм вне времени, потому что проблемы, терзающие героев, вечны. Как и близкие отношения, в которых так трудно поставить точку.

Итак, история проста: Он и Она. Когда-то их жизнь представляла собой единое пространство, когда люди, как во время танца, находятся в близком объятии. Затем их постигло горе потери собственного ребенка, и, очевидно, пришедший вслед за этим в семью разлад, после которого мужчина принял самое простое решение - ушел к другой (молодой студентке). И вот на старости лет, в свою очередь брошенный молодой пассией, он понимает, что его вновь тянет к своей бывшей жене, которая близка ему как никто. Вечный кризис среднего возраста интеллигентного бабника советской эпохи.

Между прочим, интеллигентный бабник - это исключительно российский типаж. Данный персонаж не вызывает сочувствия в социуме по определению. Но когда он становится героем киноленты, сердобольная русская душа упорно пытается его понять, простить и в конце концов полюбить. Такой персонаж в свое время вознес на кино-олимп не один советский фильм. Это и "Осенний марафон", и "Полеты во сне и наяву", и "Зимняя вишня" и многие другие.

В "Близком объятии" главную мужскую роль сыграл талантливейший Альберт Филозов, его герою где-то сочувствуешь, но одновременно сетуешь на его жизненную близорукость. Главный герой получает от зрителя не сострадание в его попытке "вспрыгнуть на подножку уже уходящего поезда" жизни, а скорее, жалость к финальным результатам его существования. Нелегко живется стареющему интеллигенту-бабнику, да и кому понравится, что прозрение пришло слишком поздно. Все-таки, наверное, его жаль, ибо мы смотрим на злоключения человека, и при этом проникаемся жалостью к себе, потому как, честно говоря, некоторые из нас могут найти в себе и своей жизни схожие с главным героем черты. Кстати, рабочее название фильма "Осенний марафон" - "Горестная жизнь плута". Наверное, именно такое название как нельзя лучше описывает образ героя-мужчины в "Близком объятии", прекрасно сыгранном Альбертом Филозовым.

А вот персонаж, который вызывает в кинокартине уважение и сопереживание, это главная героиня, остающаяся элегантной женщиной, несмотря на возраст и одиночество. Одиночество, пожалуй, самый страшный жребий жизни. Мужчины всегда боятся остаться одинокими, им обязательно нужно быть "с кем-то". Женщины же этого не пугаются, они лишь становятся жестче и несгибаемей в ущерб нежности и необходимости о ком-то заботиться. "У вас нежности нет: одна правда, стало быть - несправедливо" ("Идиот" Ф.Достоевский). Но главная героиня "Близкого объятия" не становится черствой из-за своего одиночества. Она так же ранима и чувственна, а потому, несмотря на возраст, по-прежнему по-женски грациозна.

Главную героиню фильма вы тоже встречали в своей жизни и даже не один раз. Частая проблема женского одиночества, особенно в нашем обществе, где не привыкли это открыто обсуждать, считая неким унижением или слабостью. Главная героиня довольна типичная брошенная в невзгодах жизни женщина, которая привыкла сама справляться с проблемами, продолжая при этом гордо держать высокоподнятую голову и оставаться настоящей женщиной, с присущей русской красотой (как признает весь мир). Она знает, что нельзя сдаваться перед жизнью, и когда-нибудь она обязательно окажется права, а потому ждет, ждет и ждет+ И в конце фильма оказывается действительно права - ее бывший муж в конце своего "мужского осеннего марафона", держа ее за руку, хочет найти в ее объятии покой, который так стал ему необходим теперь.

Но героиня Инны Чуриковой, в отличие от бывшего мужа, отнюдь не состарилась. Она все так же желает быть любимой и востребованной как женщина. Поэтому когда "Он" берет ее за руку в электричке, после посещения могилы сына, она готова вновь откликнуться на его близкое прикосновение. Но годы одиночества и сдержанности взяли свое - она берет контроль над собой. Но мужчина вновь своими "скулениями" и просьбами о встрече все же разжалобил ее - она готова к свиданию. На встрече она эффектна, над ней не властно время. Поэтому даже несколько минут их тет-а-тета происходят в молчании, мужчина просто любуется ею. И в конце концов признает, что по сравнению с ней он - лишь старик. Когда же они вместе оказываются в постели он начинает говорить ей, что любит ее и хочет+ В этот момент на лице героини расцветает настоящая игривая женственная улыбка (она все еще хочет быть желанной). Но выясняется, что он хочет состариться вместе с ней и прожить вместе последнее отпущенное время. Улыбка пропадает с лица героини. "Ты и так уже состарился", - говорит она ему. Он же засыпает, держа за ее руку, словно ребенок.

Утром, проснувшись один в постели, Он обнаруживает, что в его квартире прибрано, а на столе стоит завтрак. Именно к этому герой и стремился - к покою и верному соратнику, который будет о нем заботиться. Однако оказывается, что его "тихая гавань" покинула его. И это естественно. Главная героиня, в отличие от своего бывшего мужа, еще не состарилась. Она, очевидно, поняла, что их совместный танец действительно закончен. Сначала у них были "близкие объятия", затем они продолжали кружить на расстоянии, ведь нелегко разорвать связывающие их нити прошлого. И вот после свидания с ним женщина освобождается от партнера, который уже давно не попадает в такт. Уходя от него, она делает для него заботливый жест, к которому он стремился, а сама, выйдя на улицу, начинает кружиться в легком танце. Она свободна от него! Она еще не стара, она будет танцевать дальше без оглядки. Ее же бывшему мужу рано успокаиваться, считая, что вновь обрел ее. Для него теперь начинается новый "марафонский забег", где призом может быть новая возможность пригласить ее на новый танец жизни (если догонит!).

Безусловно и бесспорно, вся выразительность и весомость художественного замысла картины передана только и именно благодаря великолепной актерской игре настоящих мастеров киноискусства - Альберта Филозова и Инны Чуриковой. Прекрасным и возвышенным данную киноленту делают именно они. Актерская игра - то, без чего не может существовать кино, то, что не заменить никакими спецэффектами, является самым главным достоинством "Близкого объятия". Важно не то, что киноартист изображает лицо, а то, что у него внутри. И эта, казалось бы, простейшая истина, так редко встречающаяся в современном кинематографе, а практически полностью переселившаяся в театры, талантливо подана зрителю этими замечательнейшими актерами. Исключительность фильма - это полная заслуга их мастерства проникновения в образы своих персонажей.
Вынося вердикт, можно с уверенностью сказать, что "Близкое объятие" - фильм, который нужно просто смотреть и смотреть обязательно! Этот фильм, как плавное течение реки, завораживает своей жизненной мудростью и побуждает остановиться и задуматься.

ТОП 10 ароматов месяца

MISS DIOR BLOOMING BOUQUET

by DIOR

  

GOOD GIRL

by CAROLINA HERRERA

  

CHANCE EAU TENDRE

by CHANEL

  

ALIEN

by MUGLER

  

EAUDEMOISELLE EAU FLORALE

by GIVENCHY

  

№5 L`EAU

by CHANEL

  

ESCENTRIC 02

by ESCENTRIC MOLECULES

  

№3 L`IMPERATRICE

by D&G

  

DAHLIA DIVIN LE NECTAR DE PARFUM

by GIVENCHY

  

CHANCE EAU FRAICHE

by CHANEL

  

PLATINUM EGOISTE

by CHANEL

  

SAUVAGE

by DIOR

  

ALLURE HOMME SPORT

by CHANEL

  

BLEU DE CHANEL

by CHANEL

  

INVICTUS

by PACO RABANNE

  

HOMME COLOGNE

by DIOR

  

GENTLEMEN ONLY CASUAL CHIC

by GIVENCHY

  

GENTLEMEN ONLY ABSOLUTE

by GIVENCHY

  

TERRE D`HERMES

by HERMES

  

EAU FRAICHE

by VERSACE

  

Последнее на сайте