Бесплатная доставка по России* В апреле 2020!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Блоги

Бесконечность цветов и цветной слух

07 марта 2011, 13:00 | блог Его Величество Цвет | Снежана Реймерс

Бесконечность цветов и цветной слух
5 выбрали

Видно Бог – художник,
иначе с чего было бы столько цветов.
– Вы рисуете?
– Разве я это сказала? Но да, рисую.
Цитата из фильма “Игры разума”
(Beautiful Mind), 2001

Сколько цветов существует в мире? Об этом спорят уже давно. Одни считают, что три (красный, зеленый, синий) и более 40 тысяч оттенков. Другие считают, семь по количеству цветов в радуге. Помните фразу из детства: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий и Фиолетовый). Третьи считают, что есть один только цвет – белый, который содержит в себе все цвета (а черный цвет – это отсутствие цвета). Лично мне импонирует мнение о том, что существует бесконечное множество цветов. В природе существуют только световые волны, а цвет есть порождение нашего глаза и мозга. То, что можно задать один или три основных цвета, из которых потом получается любой другой, - это лишь особенность человеческого зрения, и не более того.

Мы с мужем очень любим фильм Игры разума. Как и главный герой фильма, муж тоже математик, но до Нобелевской премии ему еще далеко, а до шизофрении с такой женой как я гораздо ближе. У нас постоянно идут споры, как у “физиков” и у “лириков”. Мне кажется, что невозможно все просчитать алгоритмами. Особенно цвет или cоотнесение звука и цвета.
Каждый цвет имеет определенное психологическое значение. Звук также имеет психологическую и цветовую характеристику.

Что же такое цветной слух? Это синтез физиологических взаимосвязей и определенных психологических ассоциаций. У некоторых людей при восприятии звуков возникают цветовые переживания. Эти переживания возникают непроизвольно, спонтанно, их появлению трудно воспрепятствовать, они не всегда последовательны и внутренне ничем не мотивированы.

Исследованием цветного слуха занимались многие древние ученые. Некоторые из них признавали божественную заданность законов синестезии звука и цвета. Но были ученые, которые смотрели на цвет и звук, а также на их соотнесение только как на физический процесс. Известный вам со школьной скамьи Исаак Ньютон интересовался соотнесением цвета и звука. Например, он окрасил ноту “до” в красный цвет. Однако Ньютон не учитывал психологические и эстетические аспекты подобного соотнесения.

Ученые уже не раз доказывали необоснованность прямого переноса законов музыки (слуха) в область зрения. Но до сих пор возникают подобные теории. Так, наш с вами современник - музыкант, ученый и художник Валентин Афанасьев создал систему цветозвуковых отношений, основанную на закономерностях, с помощью которых группы цветов могут отражать алгоритмы, заложенные в нотной записи. Он открыл, что один и тот же звук может характеризоваться тремя различными цветами в зависимости от занимаемых ими пространственных позиций. С использованием его цветозвуковой системы прошли несколько концертов. В рамках одного из них прозвучала симфоническая поэма Александра Скрябина "Прометей", русского композитора и пианиста, который первым в истории в 1910 году использовал цветомузыку. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание тональностей". Например, C-dur, F-dur — красный, Fis-dur — глубоко-синий. Именно эти ассоциации для Скрябина были наиболее очевидными и яркими. Прекрасной метафорой ко всему вышесказанному являются следующие строки Бальмонта:

Звук арфы - серебристо-голубой.
Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый,
Виолончели - мед густой и мглистый.
Рой красных труб, исторгнутых трубой
.

Так или иначе, мне кажется, что невозможно сосчитать бесконечное количество цветов на земле, а также человеческие чувства, вызываемые музыкой и цветом одновременно.

А как вы думаете?

Фото: openspace.ru, itdelo.com, bigkino.ru

Похожие материалы:

белый цвет | синий цвет | черный цвет | Красный цвет | Исаак Ньютон | известные люди | история музыки | Александр Белов | человеческий разум | Нобелевская премия | муж | мед | Люди | друг | боль | игра | жена | мозг | Глаз | звук | Земля | Белье | Закон | блеск | герой | волна | голуби | группа | любить | Музыка | зелень | мнение | красный | оттенки | Пианист | Концерт | музыкант | оранжевый | отношение | композитор | восприятие | Зависимость | переживания | известность | Исследования

Комментарии (26)

  1. Елена Лесина  |07 марта 2011, 19:10#

    Исходя из собственного мировосприятия могу сказать, что, звук и цвет, взаимосвязаны. Звуки вызывают у меня цветовые ассоциации, о чем я уже сообщала ранее. Учеными психологами доказано то, как цвет влияет на психику человека. Думаю, что все, кто видит жизнь в цвете не будут спорить с этим. Посмотрите на картины импрессионистов. Недаром их называют художниками солнечного света, художниками счастья. В их картинах нет черного цвета, который ассоциируется с трагедией, смертью, темными силами. Они умело смешивали мазки чистого локального яркого цвета не на палитре, как это традиционно принято, а прямо на холсте, используя оптический обман зрения. Их картины полны света, оптимизма, положительных эмоций.

    • Elena_Irkutsk  |08 марта 2011, 00:18#

      [Комментарий удален]

    • Snezhka555  |07 марта 2011, 19:27#

      Не могу согласиться только с полсденим предложением. Я не считаю, что все полотна импрессионистов полны оптимизма и положительных эмоций. Импрессионизм - это все-таки впечатление. А как же, например, картина Клода Моне "Парламент, Лондон"?

    • Елена Лесина  |07 марта 2011, 19:38#

      А что, разве она вызывает гнетущее впечатление? На мой взгляд, нет! Создана завораживающая, сказочная, таинственная атмосфера. На золоте воды Темзы выступает силуэтом темный, но не черный Парламент. Очень красивая картина!

      • Snezhka555  |07 марта 2011, 21:48#

        А как же Эдгар Дега? А его избражение одновремено и праздничности зрелища и ужасных будней балерин? Конечно, сам себя он не причислял себя к импрессионистам.

        • Елена Лесина  |07 марта 2011, 22:11#

          Даже будни балерин, пот, травмы, изматывающие репетиции у Дега не выглядят трагично. Его балерины изображены либо в розовом, либо в голубом. Дега не был поэтом в живописи, он, прежде всего, аналитик. Он изучает движение. Социальность ему чужда.

          • Snezhka555  |07 марта 2011, 22:23#

            А как же его картина "Интерьер (Изнасилованная)", 1869?

            • Елена Лесина  |07 марта 2011, 22:30#

              Судя по дате и технике эта картина не принадлежит к направлению импрессионизм в классическом его понимании.

              • Snezhka555  |09 марта 2011, 22:54#

                Сам Дега не относил себя к импрессионистам.

      • Snezhka555  |07 марта 2011, 21:40#

        Бесспорно, картина бесподобна. Но на меня само здание парламента производит гнетущее, отнюдь не оптимистическое впечатление. А что касается черного цвета. Его неиспользование ни о чем не говорит. Рубенс тоже не использовал черный цвет.

        • Елена Лесина  |07 марта 2011, 22:17#

          Восприятие у всех индивидуально. Я лишь касаюсь своих впечатлений. Для меня здание парламента некий мираж.

          • Елена Лесина  |07 марта 2011, 22:20#

            А что касается черного цвета в творчестве импрессионистов, вернее его отсутствия, то, говоря современным языком, это их фишка.

        • Snezhka555  |07 марта 2011, 22:31#

          С вами интересно поговорить. Давно уже не обсуждала с кем-то импрессионизм. Согласна, что отказ от черного, выход на пленэр, демократичность, впечатление в конкретный момент - это действительно их фишки.

          • Елена Лесина  |07 марта 2011, 22:47#

            Рада, что наши интересы совпадают. С удовольствием продолжу диалог.

          • lexusha  |08 марта 2011, 09:38#

            Цветовое восприятие, возможно, действительно не имеет границ. При том не только зависит от звукового сопровождения, но буквально от всего. Место и время тоже играют немаловажную роль.

            • lexusha  |08 марта 2011, 09:44#

              Что же касается импрессионизма, цвета играют роль настройщика эмоций, как положительных, так и любых других. Чувства бывают разными.
              Как бы штампованно это не прозвучало, но я люблю именно Моне. Его волнующие оттенки. Его кувшинки и собор.

              • Елена Лесина  |08 марта 2011, 10:05#

                Что же касается импрессионизма, цвета играют роль настройщика эмоций...Совершенно с вами согласна, потому и включилась в разговор на эту тему. Не случайно, повторю, импрессионисты - художники счастья. Их мир наполнен светом и радостью, где черному не место. Даже там, где колорит кажется темным, мы не чувствуем трагедии, потому, что они умело используют контрасты цвета и света, света и тени для создания особого настроения. Это может быть легкая грусть, некая загадка, лиричность, воспевание красоты мира, но, в большей мере, импрессионисты запоминаются именно светом и солнцем.

                • Nika-Designer  |09 марта 2011, 19:29#

                  Завораживает психоделика... виолончель - мед густой и мглистый.
                  Читать такое странно и волнительно. В довесок к импрессионизму добавлю экспрессионизм. Здесь эмоции доминируют над изображением. Возьмем "Крик" Мунка

                  • lexusha  |11 марта 2011, 14:22#

                    "Крик" мне тоже запомнился надолго. Не так давно ее украсть пытались)))

                    • Елена Лесина  |11 марта 2011, 21:20#

                      Так ведь не только пытались, но и украли.

                      • lexusha  |11 марта 2011, 21:25#

                        я в том смысле, что попытка не удалась

            • huraida  |11 марта 2011, 23:55#

              для меня все люди , которых я знаю, в цвете и запахе. Сын долго был апельсиново-шоколадный ,пах карамелью,сейчас он повзрослел и стал другого оттенка , но пахнет (для меня) еще карамелью,ему 18 лет,молодой человек под 80 кг. Муж огненно-рыжий и немного черного. Но со временем в людях каких- то оттенков больше , а какие-то уходят совсем.А есть совсем бесцветные личности. Очень интересно ,когда впервые видишь человека ,думать о его цвете. А вообще цвет я ощущаю ,как что-то живое и он для меня как воздух. Если вокруг станет все бесцветным я задохнусь

              • Snezhka555  |11 марта 2011, 23:59#

                Ваш комментарий мне напомнил фильм Плезантвиль. Там сравнивалась черно-белая "идеальная" жизнь и реальная цветная живая жизнь.

              • huraida  |12 марта 2011, 00:07#

                фильм не смотрела про что?

                • Snezhka555  |12 марта 2011, 00:10#

                  Вот ссылка на информацию об этом фильме:
                  http://ru.wikipedia....

                  Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи
                  Сейчас на сайте

                  aminet, Little Niki, svkufa, MariannaG, Анна-141084, elle8@mail.ru, Монгохто, ЮлияШуликина, julia 21, , abracadabra 2016, vamplady, ElizavetaV, tatyana421622, tatsikor, sonkot, nila-ice, tremolare, молинка, yulia26, katrina070297, Ksuly, АннаПашкова, FR, anna6091, Алмаз-Елена, lizika156734, светлана карякина, Elena_kiaro, Тотктонада, Fluffy:), Jul139, mayolga, mavluk20, chermen0, morgana22-85, MATVEEVAALBA, filipenkoy, #nataliya01, bkarinai, Anna@~>~, ИЛЬ ДЕ БОТЭ, Ash_Sinister, alinacheprunova, ЁлкинаН, 2211018648643, Swetlanka88, Killmeaftersupper, Алла21, Irinukol, 1mariam, mypches, irina_z315, Ленчуса, TTWonder, alenka310394, Yatatya, Dasha174, ElviraSagitova, DALICHKA, ЛанаЯ, Viki2212, Timoshka55, julietkoroleva97, Элен888, LELEKA, shennelia_, Olle4ka77, таточка-тати, Inna Polevaia, Муся1973, Alevti, Julia379, vinchi, ma#rina22, Nat11, Irinkablondinka, taissa, svetochka_7945@mail.ru, alieva89, Nataliya1973, ИрМа25, nevolina@anna, Marinesku, Суперстерва, dilyara-2017112123, fieryfox, Nikmarina, 1950геля, Sami999, Italia777, dyrechka, Mariella2108, olga04., Даша77, Aquamarina, дарб, Марина 9000000, katleta13, marinajsn , z-zhenechka, LeaSha, na@talya86, Diana03, sunlife06, Валерия Шевцова, НатальяЗолотухина, agv85, анютаАРТ, Капиталистка, Блондинистая, tammych, d.n.m.73