Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь ноябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Блог оператора

Крупный план в кино: учимся снимать и чувствовать. Часть 1

13 августа 2010, 16:00 | блог Блог оператора | Александр Евдокимов

Крупный план в кино: учимся снимать и чувствовать. Часть 1
4 выбрали

Почему мы ищем возможность заглянуть любимому человеку в глаза? Почему случайно ловим взгляд человека, который находится за несколько шагов, – и становится неуютно, как будто незнакомец подошел очень близко? Почему плакаты с изображением лица кумира пользуются у подростков гораздо большим спросом, чем те же постеры со звездой “в полный рост”? Все просто: взгляд притягивает. Он излучает магию. Он - духовный центр образа. Даже если человек смотрит не на вас, его взгляд и выражение лица могут сказать больше, чем слова. В кино проводник магии взгляда – крупный план. Так давайте вместе попробуем увидеть за крупным планом больше, чем просто лицо!

"Итак, она звалась Татьяна..."

Из курса философии запомнилось много хлестких фраз, по каждой из которых можно и фильм снять, и книгу написать. Одна из таких – "бытие определяет сознание". То есть, то, что нас окружает, определяет нас самих: наш внешний вид, наши эмоции, выражение наших глаз. Крупный план – отличная возможность показать взаимодействие внутреннего мира человека, в который мы заглядываем через глаза, и мира внешнего. Века. Культуры. Обстоятельств.

Пример? Пожалуйста! Британско-американский фильм 2000 года Онегин с Лив Тайлер в главной роли. Можно сколько угодно спорить о топорности восприятия американцами великого романа, но – без меня. Я вижу в этом фильме великолепный тандем режиссера, оператора и художника, которые создали непередаваемую атмосферу русской усадьбы 19 века. Дивной красоты лицо Татьяны, “зажатое” ставнями отцовского поместья. Она же, Татьяна, с длиннющей лебединой шеей, единственно живое, светлое пятно в пыльной библиотеке – склепе онегинского дома. Онегин, тяжелыми шагами идущий к убитому Ленскому: лицо взято крупно, но его периодически заволакивают клубы тумана холодного осеннего утра. И это – не просто туман. Это пелена неосознанности, аффекта. Лишь через секунду он поймет, что натворил… Пушкин языком сюжета передан на уровне лубка? – Возможно. Но Пушкин на уровне визуальном в этом фильме – не так уж далек от поэтичности оригинала. В крупных планах этого фильма вы прочтете не режиссера, но - Пушкина.

Приемы и приемчики

Казалось бы, крупный план – что может быть проще? Глаза, лоб и нос, а дальше уж каким он получится – дело актера. Но талантливый “крупняк” несет в себе не только смысловую нагрузку, но и предполагает знание множества технических приемчиков, которые помогут усилить тот или иной аспект смысла.

Помните Видок с отважным сыщиком Жераром Депардье? Фильм просто рекордный по количеству крупных планов. И большинство из них – неэстетичные, тяжелые, перекошенные лица. Ясно, что оператор следовал задумке режиссера: показать общую извращенность личности того времени. И, как кульминация этой задумки, - страшная маска главного антагониста (злодея, то есть). Идея продумана и последовательно реализована. Браво.

А как это сделано? Не только за счет игры актеров и крупности, но и благодаря приему: съемке крупных планов с близкого расстояния, почти нос к носу. Так можно за счет широкого угла легко исказить пропорции даже самых идеальных лиц.

Еще один прием, широко применявшийся, например, в советских фильмах – выделение глаз на крупном плане светом. Вы его встретите чаще в комедийных фильмах, поскольку он ну очень уж явный, нарочитый (помните знаменитый кадр и фразу "подружки" Шурика "Входите!" в Наваждении?). Но этот же прием с удивительной тонкостью реализовали на крупных планах режиссер Калатозов и заслуженный деятель искусств СССР, оператор Сергей Урусевский в гениальном фильме Летят журавли. Может быть, еще и поэтому глаза Вероники, героини Татьяны Самойловой, увидев раз, невозможно забыть…

Гурман – это профессия. Чтобы стать им, нужно попробовать множество блюд. Сегодня мы лишь слегка коснулись крупного плана. Но вы уже почувствовали, что аромат его может быть разным. Как и то, что "вкус" крупного плана зависит не только от того, ЧТО сыграли, но и от того, КАК его задумали и сняли. Пробуйте и анализируйте. А еще – заглядывайте в мой блог, потому как в ближайшее время я открою вам секреты самостоятельной съемки крупного плана, чтобы вы смогли достойно запечатлеть лица своих любимых!

Итак, свет, камера, мотор!

Ваш Александр Gipnoz Евдокимов

Комментарии (8)

  1. Казя  |13 августа 2010, 16:42#

    +100! Картина «Летят журавли», если не ошибаюсь, вся соткана из крупных планов Самойловой, возможно и за выразительность ее лица (Фактуры), ей аплодировали в Каннах стоя.
    Рассказ в блоге очень понравился, и вообще чувствуется какое-то неосязаемое повествовательное «достоинство» и спокойствие самодостаточности, без бахвальства и надрыва. А ведь оператор – Царь и Бог света, и уж как трудно держаться на второй роли?! =))
    Среди отечественных мастеров, сознательно «бивших» крупным планом я подобным образом ощущаю «гуру» Эйзенштейна, с его «Невским» и «Грозным», ну и как следствие Москвина, а к прилагаемому списку «Шинель».
    И надеюсь, что я дождусь работы о игре света и тени у Тарковского? ))

    • Gipnoz  |14 августа 2010, 23:47#

      Казя, здравствуйте! Спасибо за отклик!
      По поводу "держаться на второй роли" - вот что хочу сказать: знаете, я сам это выбрал. Потому что образование у меня, если честно, не операторское, а... режиссерское) Просто с самых первых дней учебы пришел и сказал в тех. часть: "железо интересно. Покажите..." А там за "железом" такое открылось.... Что я оторваться не смог. Так и совмещал: учился на режиссера, работал - оператором) Поэтому, наверное, сейчас ВИЖУ. А к диплому понял: лучше я буду первым оператором, чем вторым режиссером. Так что "на вторых ролях" - это для зрителей больше) Не для себя - это уж точно)
      За высокую оценку моей работы спасибо! О Тарковском - обещаю! Я о нем много говорить могу!

    • Леокадия Коршунова  |13 августа 2010, 16:50#

      ИМХО, крупные планы - самые сложные. Как говорится, "ближе к душе"... ;)

      • Казя  |13 августа 2010, 16:55#

        =)) еще вопрос, для кого сложнее? Для оператора с осветителями, или для самих актеров?))) Знаю, что есть светлые личности, у которых крупный план не идет, не позволяет фактура или мимика не настолько выразительна, зато они масштабны в проявлениях речи, и часто работают на озвучке. Тембры их голосов знает почти вся страна, а вот как выглядит лицо - единицы))

        • Леокадия Коршунова  |13 августа 2010, 17:04#

          В том-то и дело, что для всех сложно - ведь на крупном плане не скользнёт ни один нюанс настроения.

          • Gipnoz  |14 августа 2010, 23:56#

            Да, Леокадия, Вы правы! Кто стоял перед камерой (любой: кино- или теле-), знает, насколько душа в пятки уходит, когда говорят "работаем!" ("мотор!" или пр. - всякие страшные слова бывают)) И тут мышечные зажимы, и глаза бегают, и ... в общем, профессионализм нужен для крупного плана. Особенно - для смыслового крупного плана, а не "перебивочного". Это что касается актеров. А что касается съемочной бригады - тут "крупный план" есть показатель слаженности и компетенции каждого! Предположим, истинно профессиональный гример, зная, что сейчас будем снимать важные "крупняки", обычно подходит и спрашивает, какие изменения по свету я на площадке под крупный план хочу сделать. Спрашивается, зачем ей это? А она макияж исправит тонкими штрихами (ну, это уж Вам лучше знать, какими)), так, чтобы помочь актеру выразить в кадре нужную эмоцию! Подчеркнет морщинки в драматической сцене или сделает лицо светящимся в сцене поцелуя! Т.е., крупный план - это показатель того, насколько сросся тандем людей на площадке: актера, оператора - постановщика, режиссера, гримера...

            • Леокадия Коршунова  |15 августа 2010, 00:09#

              Грамотный грим - это невероятная вещь. Но я ещё держу в голве то, насколько сложно актеру выдержать нужную эмоцию, а оператору - не уйти раньше и не передержать (понимаю, что при монтаже можно "подкорректировать", но...), ведь на крупном плане даже незначительное "отвлечение", импровизация тенью проходит по образу... И иногда от такой моелочи сюжет может пойти по совершенно иному пути.

        • Gipnoz  |15 августа 2010, 12:54#

          Тоже верно!) Но тут уж вступает в действие подготовка "до" (постановщик должен ЗНАТЬ, что актер, если можно так выразиться, "собирается чувствовать" на площадке - т.е., хоть краем глаза видеть финальные прогоны сцен...). Ну и, когда, бывает, это не удается, помогает интуиция. Я лично считаю, что показатель того, что ты занимаешься своим делом - это как раз наличие профессиональной интуиции на фоне интереса к делу и желания учиться. Либо есть у тебя эта "связь с космосом" на определенной длине волны (оператор, журналист, бухгалтер или физик), либо - нет) А если нет - нужно искать, где есть) Потому что при отсутствии профессиональной интуиции невозможно быть в нужное время в нужном месте. И поймать в нужном ракурсе уникальную эмоцию, которая, может быть, при следующем дубле -и вообще никогда - уже не повторится.

          Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи