Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь ноябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Блог оператора

Крупный план в кино: учимся снимать и чувствовать. Часть 2

18 августа 2010, 12:00 | блог Блог оператора | Александр Евдокимов

Крупный план в кино: учимся снимать и чувствовать. Часть 2
6 выбрали

Секреты мастерства: снимаем крупный план

Мы с вами убедились,что крупный план может нести в себе множество смыслов. А теперь попробуем снять шедевральные “крупняки” самостоятельно. Для начала – посмотрим, какие виды крупных планов есть в нашем арсенале. Запоминаем:

- лицо полностью: вся макушка + глаза + подбородок + полностью шея + захватить плечи. Таким крупным планом вы снимаете "человека в предлагаемых обстоятельствах": т.е. вы полностью показываете лицо и в кадре чаще всего остается место для пейзажа/интерьера, людей, которые окружают это лицо, сообщают ему эмоции и делают его именно таким. Например, в этом кадре лицо Эдриена Броуди, пианиста, взято крупно, но полностью. Вроде бы, и для подбородка место хватает. Но пол-лица перекрыто фигурами евреев - арестантов, таких же, как он. И мы сразу понимаем, откуда такая боль в глазах гения…

- так называемый "суперкрупный" план: макушка срезана приблизительно до роста волос (можно чуть ниже или чуть выше) + нижний край взят под самый подбородок либо чуть ниже (подбородок желательно не "резать"). Такой крупный план центрирует нас на глазах человека, мы улавливаем даже тонкие эмоции, мимику. Но – только не при съемке говорящего. Например, когда снимаете на вашем дне рождения маму, которая произносит тост, не злоупотребляйте супер-крупным планом. Поверьте, это вызовет напряжение при просмотре: словам нужен воздух. Т.е. пространство вокруг человека. Суперкрупный учитесь использовать, когда человек, например, ваш ребенок, о чем-то задумался или мечтает. Потому что супер-крупный – это "план молчания", план эмоции. Он раскрывается в ситуациях, когда человек не знает, что его снимают. Он молчит, расслаблен и не контролирует свою мимику. Тогда у вас в кадре - естественное, светлое лицо, без зажимов.

- Макро-план: глаз крупно, бровь крупно и т.д. Конечно, красивые глаза хочется снимать. Но детальные планы уместны, если вы потом будете монтировать материал и сможете сделать из них прекрасные вставки. Как говорят монтажеры, "сменить крупность". Если же вы смотрите кассету так, как сняли, то макро-планы будут чаще раздражать, чем радовать. Как хлесткое слово, вырванное из контекста…

Всего три. Нет, даже два с половиной крупных плана. Запомните и запишите в свой арсенал. И в следующий раз, когда будете кого-то снимать, попробуйте выбирать крупность съемки лица в зависимости от того, что хотите сказать этим кадром. Вы поймете, что быть оператором, даже с бытовой камерой в руке, это интеллектуальное, быстрое, точное искусство!

До встречи в третьей части эпопеи "крупный план": я раскрою профессиональные секреты съемки "видеопортрета".

Свет, камера, мотор!

Ваш Александр Gipnoz Евдокимов

Комментарии (22)

  1. Леокадия Коршунова  |18 августа 2010, 13:12#

    "Пианист" просто пронзителен.

    • Lightname  |18 августа 2010, 13:36#

      Незаслуженно пропустила первую Вашу статью! Очень интересно! Александр, Вы говорите легким языком обстоятельные, интересные вещи!8-) Браво!
      Меня всегда трогали именно "суперкрупные" планы в кино! Теперь буду знать, как они называются. Мне кажется, в них душу видно. А еще - так очень хорошо снимать и фотографировать детей, мне кажется. Глаза становятся центром!))
      С нетерпением жду третью часть о крупном плане!
      P.S.: Фильм "Пианист" - одно из моих потрясений. "Список Шиндлера", мне кажется, сильнее сюжетно. Но "Пианист" тоже - ОЧЕНЬ. И визуально несколько кадров и сцен просто врезались в память!

      • Леокадия Коршунова  |18 августа 2010, 14:30#

        На самом деле, это уже третьястатья Александра ;) Самую первую можно найти в его блоге - Блоге оператора. ;)

        • Gipnoz  |18 августа 2010, 23:54#

          Благодарю, Леокадия!)

      • Грача  |18 августа 2010, 14:37#

        Мне кажется, крупный план очень коварен - можно на 100% правильно выстроить кадр, но если у актера в глазах пусто-пусто... увы и ах!

        • Дарси  |18 августа 2010, 15:27#

          [Комментарий удален]

          • Грача  |18 августа 2010, 15:29#

            :-))) в точку! я особенно обожаю, когда она (да и некоторые другие молодые актрисы) изображает задумчивость :-)))

          • Дарси  |18 августа 2010, 15:30#

            В этом смысле, на мой взгляд, удачный пример неудачных крупных планов - это продолжение "Иронии судьбы...". Масса совершенно "мертвых кусочков" с Лизой Боярской - она, конечно, красотка, губки с блеском ну просто конфетки, но кроме любования этой красотой никаких эмоций больше не возникает.

            • Gipnoz  |18 августа 2010, 23:47#

              Грача, Дарси, попали, что называется, не в бровь, а в глаз.
              Крупный план - это, в определенной мере, квинтэссенция смысла. И тут пропорциональность прямая: чем больше в фильме смысла, тем.... Ну и обратное верно. И даже на актеров нельзя все валить, хотя, конечно, их душа - великий инструмент воплощения идеи, им надо уметь пользоваться. Корни гениальных крупных планов уходят в сценарий. А точнее - в так называемую сверх-идею. Если она мелковата (заметьте, не говорю - плоха, не все же о жизни, смерти и предательстве нам фильмы смотреть. Никаких нервов не хватит!)), так вот, если мелковата, то и крупных планов, заметьте, не так уж много будет в фильме. И будут они больше технические. А в фильмах, которые за душу берут, где человек "наизнанку", вот там запоминающимся "крупнякам" самое место. Выражение "заглянуть смерти/любви/ненависти/ в глаза" звучит для операторов, поверьте, как профессиональный вызов!)

          • Дарси  |18 августа 2010, 15:22#

            Не узнала Броуди на этом крупном плане, сначала подумала, что это - Евгений Дворжецкий.

            • Грача  |18 августа 2010, 15:24#

              ой, Лера! А ведь правда, один в один! :-)))

            • Каммилла  |18 августа 2010, 17:17#

              Да,очень похожи.

              • nostaljazz  |18 августа 2010, 18:25#

                Спасибо, весьма познавательно!

                • Казя  |18 августа 2010, 19:14#

                  :))
                  Кажется, у меня на сайте появляется еще одна «отДУШИна». Я уже писала, как мне нравится стиль повествования, но как же чертовски заманчиво подбираются не только темы, но и идеи. К тому же, такие работы еще один повод задуматься о том, что такое индивидуальное восприятие и прочтение искусства. И что, если нет знаний «языка», то видит лишь «глаз». А с другой стороны сотни зрителей чувствуют кадр интуитивно и оказываются в роли детей, открывающий шкатулку с секретом – «ах, так это почему так!» :))
                  Очень понравился акцент на том, что можно «выразить» с помощью таких «хитрых» приемов!
                  Спасибо!

                  • Gipnoz  |18 августа 2010, 23:40#

                    Девушки, большое спасибо за отклик! Для меня писательство в новинку, я все же визуал) Но вижу интерес в ваших комментариях, и хочется продолжать)
                    Казя, я помню про Тарковского ; )

                    • Belena  |19 августа 2010, 00:07#

                      Вот сейчас не просто хочу, а, чувствую, должна сказать!:)
                      Я, человек, в-принципе, равнодушный к камере: та, что есть у нас, понятно любительская, всегда в отпуске в руках у мужа и настолько меня не интересует, что я за долгое время даже не удосужилась узнать как включается :))) Правда.
                      Соответственно и блог Ваш я сначала, мимо глаз:)) Заглянула просто из природного любопытства. И ведь заинтересовали! Согласна с Казей абсолютно, подача чудеснейшая, читать приятно и интересно. Благодарю. И приду еще)

                      • Gipnoz  |19 августа 2010, 00:56#

                        Belena, я, благодаря вашим словам.. сам себе поражен, что ли!)) И пусть это прозвучит нескромно) Понимаете, мир съемки, не только профессиональной, но и бытовой, он огромен. Каждый может сделать больше, проявить себя как творца, даже снимая вроде бы обычное видео в отпуске. А вы снимите так, чтобы друзья потом сказали АХ!, чтобы мурашки побежали! Вы можете! И я об этом говорить могу бесконечно! Но вот не думал, что могу еще и писать) Благодаря таким душевным комментариям закрадывается у меня такое подозрение)) Так что приходите еще, всегда рад вас видеть и постараюсь "угощать" повкуснее!

                        • Belena  |19 августа 2010, 01:01#

                          :) и вот опять! Как написано:))
                          Спасибо, конечно приду)))))

                        • aza  |19 августа 2010, 05:34#

                          В путешествиях с мужем всегда фотографирую я, если мы в компании, предпочитают, чтобы этим занималась снова я - говорят, что фото получаются отличные, живые очень и главное - цельные. Сравнивали неоднократно с одних и тех же праздников фото разных "фотографов" - мои всегда были самыми удачными, на них - самые важные моменты, все расслабленны, естесственны. Особенно мне удаётся этот самый крупный план))) Может был смысл фотографии поучиться?;)) Хотя мне это не настолько важно - если это и без напряжений неплохо получается. Для уровня домашнего фотоальбома, конечно))))))

                          • Gipnoz  |20 августа 2010, 14:42#

                            Aza, то, о чем вы говорите, это и есть "чутье". "Нюх" на уникальные моменты. Стоит попробовать себя и в фото, и в видео (по сути, 24/50 и т.д. "фотографий" в секунду)) Поверьте, если есть "чутье", учиться легко будет) Заходите, для начала, хотя бы ко мне в блог. Буду рад, если пара секретов окажутся для вас полезными)

                            • Kuzya  |24 августа 2010, 16:34#

                              С удовольствием присоединюсь к сонму голосов о подаче материала.:) Читать Вас легко и интересно, а прочтя, хочется еще.:) И познавательно! Мне в фотографии крупные планы не легко даются, т.к. поймать расслабленное, естественное, а потому интересное выражение лица трудно - народ тушуется, и начинает либо позировать, либо кривляться, либо вовсе отказывается от моих притязаний на съемку.:) Но конечно, такие кадры есть, и, как правило, они случайные. Очень интересные, живые и ДОРОГИЕ! Буду "прикармливать", т.е. приучать к камере своих друзей/ знакомых.
                              Спасибо Вам, Александр, большое за то, что делитесь профессиональными тонкостями, и... за то, что мой "лед тронулся".;)

                              • Gipnoz  |27 августа 2010, 09:37#

                                Спасибо вам за душевность и "поддержку начинающих авторов", Kuzya!))

                                Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи