До -40% на Rexaline! 11-12 декабря!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Культура

Иоганн Себастьян Бах. Приношение

31 марта 2011, 16:00 | Казимира Прутковская

Иоганн Себастьян Бах. Приношение
19 выбрали

Пока я готовила материал о творчестве Иоганна Себастьяна Баха, меня не отпускала мысль о тех двойственности и противоречивости, что сопровождали его жизненный путь, но особенно, самостоятельную жизнь его произведений на протяжении последних 200 лет. У музыкантов есть шутка о том как рассказывать о жизни композитора: надо всего лишь придерживаться последовательности "родился, крестился, женился….". Упоминание нескольких дат, ключевых событий и перечень произведений – вот и готов портрет на фоне эпохи. А что делать, если вся фигура творца, это целая эпоха, а его произведения – это вечность?

Потомственный музыкант, продолжатель семейных традиций, находящийся словно бы в кольце ответственности перед Прошлым, он скромно, но твердо шагнул в Будущее. Вечный труженик, человек, считавший себя всего лишь проводником божественной мысли, вдруг вывел мысль музыкальную на недостижимые для всех последующих поколений высоты, он словно бы написал свое Евангелие. А еще, в музыкальном мире не существует полного единогласия в вопросах исполнения Баховских произведений.

Мы живем во времена исканий и знаем множество вариантов интерпретаций, а ведь Иоганн Себастьян, по существу, позволил человечеству вечно играть в эту "игру – отгадку", не оставив в большей части своих нотных текстов традиционных для музыкантов "правил движения", ни нюансов и оттенков, ни штрихов, иногда даже темпов. Кроме того, за прошедшие столетия изменились музыкальные инструменты: клавесин уступил место роялю, а орган ушел в состав концертных "архиереев" да и старые баховские инструменты имели не только иной звук, они предполагали и иное прикосновение. Вот и спорят теперь исполнители, иногда спорят до хрипоты… и даже до "отрицания отрицания", спорят о том, как же играть Баха?! Быстро ли, медленно ли, акцентируя и стаккато, или легато на большой педали, так, чтобы было ощущение имитации органного звучания…

Вам это ничего не напоминает? Мне лично это напоминает извечную традицию трактовать страницы Ветхого и Нового заветов, не говоря уже о прочих канонических текстах и ритуалах. Но мне кажется, пусть многие варианты интерпретаций достаточно спорные, все они имеют право на существование, ибо музыкальный язык Баха настолько глобален и символичен, что каждый исполнитель слышит его по-своему. Потому-то, среди вариантов исполнения, нынче мы имеем и строгий стиль, и философское осмысление, и романтическое размышление. Подбирать музыкальные примеры было очень тяжело, потому что я тоже "слышу своего Баха", и как я ни старалась, но уместить все желаемое в рамки единственного лаконичного рассказа не вышло. Пожалуй, мое "приношение" будет двухчастным (хотя Бах, наверное бы, не одобрил использование такой формы, настолько не совершенной, и несколько угловатой с точки зрения барочной симметрии).

Я понимаю, что процесс познавания такой музыки, предполагает и наличие времени, и участие свободных душевных порывов. Здесь приведены некоторые Баховские произведения, но совсем не обязательно ученически слушать их "от и до". Вы можете просто поставить их себе "на заметку" и вернуться к пониманию и прочтению в любое, удобное для вас время.

Обученный отчасти старшим братом, Бах всю жизнь был самоучкой, и не в том смысле, что он так и не получил должного профессионального образования у иных композиторов лично, просто всю жизнь он параллельно с собственным творчеством, занимался изучением образцов музыки разных направлений и стилей. Шутка ли, с детства старательно копировать нотные тексты и одновременно исследовать их, самостоятельно постигая не просто традиции, постигая каноны и правила? Букстехуде и Пахельбель Вивальди и Корелли, Телеман и даже Гендель – столько маститых и известных, уже прославившихся… а Бах, близорукий с детства, кропотливо переписывал ноты их произведений, составлял библиотеку, занимался транскрипцией и переложением оркестровых произведений, на партии для клавира (клавесина). И нынче, человечество иной раз уже не просто путается, а забывает начального автора всем известного произведения. К примеру, итальянец Алессандро Марчелло написал концерт для гобоя и оркестра, а Бах сделал переложение этого концерта для клавира, открыв тем самым в истории музыки традицию "транскрипции". Потомки пошли дальше, и даже выполнили "транскрипцию транскрипции" для других инструментов, и теперь прекрасную, величественно – строгую мелодию, можно услышать в исполнении и на гитаре, и на аккордеоне. Мне, конечно же, милее истинно Баховский вариант.

Большую часть своей жизни он работал при церкви, и все его творческие изыскания, проходили только строго в рамках немецкой традиции лютеранства. Основополагающими музыкальными жанрами в этом направлении являются канонический хорал и кантата, т.е. произведения, написанные для исполнения во время церковной службы на всем известные страницы из Евангелия. В религиозной литературе конечно много текстов, но, мне кажется, что не так много, чтобы их можно было использовать каждое воскресение в течение года и на протяжении многих десятилетий, ни разу не повторившись. Как Баху удавалось еженедельно сочинять обязательный хорал, не подвластно пониманию. А может, он воспринимал их как учебный материал, и, служа кантором, обеспечивал себе наличие своеобразной творческой лаборатории? Долгое время, я считала, что произведения Баха были забыты вплоть до 19 столетия в силу того, что они были зафиксированы только рукописно, а сам Бах, по существу оставался истинно немецким композитором – никогда не путешествовал, не высылал свои работы к королевским дворам Европы… Однако однажды, в одном из обзоров его творчества, я увидела ссылку на "Музыкальный альманах" 18 века. Вот, что в нем было написано: "Бездушность, скованность, школярски понимаемая правильность, бессмысленность, делают Баховские произведения неудобоваримыми …и благодарение музам! Дух И.С. перестал витать меж нас, средь публики. Тень Баха слишком явственно ощущает свое ничтожество перед странствующими рыцарями музыкального искусства и потому стыдится!"

Да, современники не смогли оценить великого мастера, не нашли в своем сознании отклика на его произведения. И даже на исходе 18 века, так и не смогли понять, что в строгих полифонических произведениях Баха заключен словно "окаменевший" мир вулканических чувств и представлений. И пусть в музыке звучат скорбь и страдания, но уравновешиваются они мудростью и покоем, радостью преодоления жизненных тягот.

Положение музыканта того времени, да тем более в Германии, да еще и послушного лютеранина, не позволяло ему быть "свободным художником". Из века в век передавалась традиция "служить при "хозяине", и Бах, на своем жизненном пути сменил не одного из них. Фактически везде не ощущая особой поддержки, он, в конце концов, остановился на должности руководителя хора при Ляйпцигской церкви Св. Фомы, приняв в том числе унизительные с точки зрения современного человека ограничения прав. Кроме того, что его обязали писать музыку "не длинную, но такую, чтобы возбуждала в слушателях благоговение", Бах так же "подписался" под условием "не выезжать из города без позволения господина бургомистра". И ведь это, далеко не единственный пример, когда ограничивали его свободу…

Осенью 1717 года, в Германии готовились к празднованию очередного "столетия Реформации". У композитора созрел творческий план праздничной кантаты, которую он, очевидно, хотел написать не "по заказу", а по велению собственного творческого "Я". Уже был готов текст, однако сочинение кантаты к торжествам ему не было поручено. Всегда покорный композитор на этот раз взорвался и попросил аудиенции. Герцог, должно быть, молча выслушал просьбу об отставке, но не высказал никакого решения. Прошли торжества, и оскорбленный властитель приказал арестовать "подчиненного" композитора за недозволенную строптивость… В эти короткие сумеречные дни ноября, в камере судебного управления, Бах творил музыку и завершил цикл, известный теперь всему миру как "Органные хоральные прелюдии". А в городском архиве Веймара хранится запись: "6 ноября концертмейстер и гофорганист И.С. Бах был арестован в судебном управлении, потому что он упрямо настаивал на увольнении, и лишь 7 декабря, в соответствии с его поведением его милостиво освободили от должности и отпустили на свободу".

Сказать, что музыка Баха приносит эстетическое наслаждение, это значит, ничего не сказать. Она и поучает, и утешает. В ней звучат радость, скорбь, плачь, жалобы, смех, все эти чувства, преобразованные в звуки, уносят слушателей из мира суеты в мир покоя и философского созерцания. Я думаю (хотя нет, я знаю), что во время работы над его произведениями, исполнителей чаще всего интересует не только теоретический анализ, но и история их создания, а также поиск тех стежков музыкального полотна, что ярче раскрывают секреты внутреннего, художественно-образного содержания, и часто, подсказка кроется в истории жизни самого мастера.

Он был скрипачом в Веймаре, органистом в Арнштадте и Мюльгаузене, его с почтением приглашали "опробовать" новые церковные органы, и рукоплескали мастерству импровизации. Он женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. Работал капельмейстером в Кеттене, исполнил первую кантату собственного сочинения, издал первые произведения. Его мир обрел новый смысл с рождением семерых детей и наполнился тихими семейными радостями. Но, посвятив свою жизнь созданию "духовных произведений", он так и не "прикоснулся" к модному тогда жанру оперы и фактически не творил "светского, праздничного и увеселительного". Ведь 1720 году все рухнуло, и должно быть, поменялось и мировоззрение Баха.

Со смертью жены и троих детей, трагическое становится осмысленной реальностью для Баха-художника. И именно в это время он по вероубеждению, из протестанта становится мистиком, и самыми яркими в его творчестве становятся страницы, прославляющие смерть как покой, радость и озарение. Именно Бах, открыл для человечества в музыке философское понимание трагичного, – с ним связаны лучшие станицы его творчества.

Большинство музыкантов взрослеет духовно именно с музыкой Баха. Поначалу, мы приходим в первый класс музыкальной школы под простые мелодии пьес из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах". Потом растем, исполняя двух- и трехголосные инвенции, и учимся мыслить шире, ровно настолько, насколько позволяет мир подростка улавливать чужое мнение (голос). Потом, одновременно вступая в период юношества, отчаянно пробуем осилить мощь фортепиано на примере его хоральных прелюдий, словно бы охватывая истины бытия. И наконец, познавая хрупкость границы между добром и злом, светом и тьмой, вступаем во взрослый мир, постигая вершину полифонического стиля на примере цикла "Хорошо темперированный клавир".

Ну как же вкусно звучит это название! Хорошо темперированный… Европейское сознание веками словно бы "утрамбовывалось" уже застолбленными тональностями и традиционными музыкальными ходами… а потом появился "нескромный" инструмент, и оказалось, что музыкант способен извлекать большее количество звуков, и появились 12 ступеней темперации (т.е. совокупность расстояний между разными звуками составляет звено в 12 ступеней). Оказалось, что на уровне восприятия, мыслить в D (Ре), не то же самое, что и в Fis (фа-диез), ведь эти звуки, и их тональности имеют столь разную, столь непривычную окраску (темперу)… И скромный немецкий капельмейстер написал два цикла, включившие парные "Прелюдию и фугу", изложенные каждой парой в самостоятельной тональности. Два раза по двенадцать… два раза по двадцать четыре. Это еще один мир Баха, до конца не постигнутый до сих пор, спустя почти триста лет. Альберт Швейцер, в своей книге написал о ХТК так: "Это есть словарь музыкального языка Баха, ключ к пониманию его музыки вообще".

Бах не был масоном, но как-то так получилось, что все его творчество буквально пронизано музыкальной символикой, в итоге, зная соответствующие коды, его произведения можно читать в совсем ином контексте. Впрочем, искать скрытые послания у Баха, исследователи догадались не сразу. Некоторые из них, сравнивали его произведения с архитектурным стилем готического храма, в котором каждая деталь важна сама по себе и, тем не менее, не мыслится без всего целого.

Пожалуй, самый вдумчивый, самый дотошный труд на тему символики в творчестве Баха, принадлежит русскому музыковеду Болеславу Леопольдовичу Яворскому. Он досконально разобрал прелюдии и фуги Баха, с целью выявить не просто их образное содержание, а найти аналогии и синхронность между мелодическими темами из ХТК и вокальными произведениями Баха, включая их литературные первоисточники – тексты из Евангелия. Так выяснилось, что в произведении, которое до этого рассматривали лишь как наглядный образец, для иллюстрации нового 12-ступенного строя и высоких форм полифонического изложения, содержатся сокрытые в мелодию символы: Рождества, тайной вечери, молитвы в Гефсиманском саду, предательства Иуды, суда Пилата, несения Креста и Распятия, Вознесения.

Вот так и вышло, что основная часть творчества Иоганна Себастьяна Баха, органиста и кантора из Германии – это музыкальная иллюстрация жизненного пути и страданий Создателя – музыкальное Евангелие от Баха. С детства нас знакомят с самой главной христианской истиной – Иисус принял смерть на кресте во искупление всех грехов человеческих. Но случается так, что приходит в этот мир творец, и словно несет свой крест, только крест творческий, как это сделал Бах. Искупает музыкой своей все страдания мира, лечит души и утешает отчаявшихся. Звучит его музыка, движется сквозь века, словно караваны кораблей движутся на встречу Создателю… но этот мир, так и проходит мимо многих. "Не моя эпоха, не моя тема, не мой стиль", - говорит человек, равнодушно взирая.

Да и хорошо, если не выпадет на его долю горестей и страданий, и незачем ему познавать и сравнивать… хорошо если так. Только мне кажется, что пройдя сквозь время, великие музыканты так и не употребили этой фразы – "хорошо, если так…" За последующие три столетия, у человечества появилось еще масса шансов говорить на тему "страстей". Эта тема так и осталась ключевой во многих видах искусства, и все также взметается пламя, и борется добро со злом, вплетаясь в вечное течение жизни. Возьмите нынче любой образец литературы на тему из Евангелия, и вы обязательно найдете в многомерном творчестве Баха музыкальную иллюстрацию к ней.

"Когда был поднят молот, чтобы пригвоздить к дереву левую руку Иисуса, Иуда закрыл глаза и целую вечность не дышал, не видел, не жил, а только слушал. Но вот со скрежетом ударилось железо о железо, и раз за разом тупые, короткие, низкие удары – слышно, как входит острый гвоздь в мягкое дерево, раздвигая частицы его.
Одна рука.
Другая рука.
Нога, другая нога, – неужели все кончено? Нерешительно раскрывает глаза и видит, как поднимается, качаясь, крест и устанавливается в яме. Видит, как напряжено содрогаясь, вытягиваются руки Иисуса, расширяют раны – и внезапно уходит под ребра опавший живот. Тянутся, тянутся руки, становятся тонкие, белеют, вывертываются в плечах, и раны под гвоздями краснеют, ползут – вот оборвутся они сейчас... Нет, остановилось. Только ходят ребра, поднимаемые коротким, глубоким дыханием.

На самом темени земли вздымается крест – и на нем распятый Иисус. Осуществился ужас и мечты Искариота, – он поднимается с колен, на которых стоял зачем-то, и холодно оглядывается кругом. Так смотрит суровый победитель, который, уже решил в сердце своем, предать все разрушению и смерти".

Леонид Андреев, "Иуда Искариот", 1907 г.

В материалах использован кадр из фильма "Мой младший брат" (СССР, 1962 г., режиссер Александр Зархи).
Фото: kino-teatr.ru

Музыкальный материал:
1. Бах – Марчелло, "Концерт для гобоя с оркестром" в обработке для клавира, ч. 2.
2. Бах И.С., ХТК –I, Прелюдия и фуга с moll (№ 2).
3. Бах И.С., Органная хоральная прелюдия f moll ("Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ").
4. Бах И.С., Высокая месса h moll, № 9
5. Бах И.С., ХТК –I, Прелюдия и фуга es moll (№ 8)
6. Бах И.С., Высокая месса h moll, № 16

Комментарии (83)

  1. Snezhka555  |31 марта 2011, 16:32#

    Прочитала залпом. И буду еще читать, и не раз. Ваша статья, как густой суп. Спасибо вам, что приоткрываете таким как я, дилетантам в музыке, хоть на минуту завесу в этот непостижимый мир музыки. Столько потрясающих сравнений. Особенно, "архитектурным стилем готического храма, в котором каждая деталь важна сама по себе и, тем не менее, не мыслится без всего целого".

    • Казя  |01 апреля 2011, 12:30#

      Спасибо Снежана). Я сама понимаю и чувствую, что и "густое", и временами даже "вязкое"... НО бывают такие темы, в которых трудно поступиться не только количеством материала, но еще и смысловой нагрузкой... бывает, что писать вне терминологии, все равно, что на "святое" замахнуться)
      Кроме того, сам Бах обладал несомненно истинным полифоническим мышлением, поэтому говорить о его творчестве только в одном ракурсе тоже не совсем удобоваримо))

      • Korkiraki  |01 апреля 2011, 15:04#

        Казя, по мне так "густой суп" - это комплимент, и я присоединяюсь к определению Снежаны..))
        Тоже уже несколько раз перечитала, и каждый раз новые "подголоски" открываю...)

        • Казя  |01 апреля 2011, 22:00#

          "новые "подголоски" открываю...)" - Вам хорошо))))
          А мне приходится проверять, не потерялись ли "сквозные лейтмотивы")))))))))))))))) Ох как иной раз чертовски приятно поговорить тем, пусть и забытым, для кого-то возможно как и латынь "Мертвым" языком)

          • Korkiraki  |01 апреля 2011, 22:39#

            "Ох как иной раз чертовски приятно поговорить тем, пусть и забытым, для кого-то возможно как и латынь "Мертвым" языком" - ой, не то слово, как приятно....)))))))))))))))
            Я вот еще,будучи под впечатлением, вспомнила, что у меня есть года четыре назад купленная книжка... "В поисках утраченного смысла", кажется - что-то вроде собрания текстов Яворского о символике Баха.... Убейте - не помню, кто автор. Не читала, дала почитать подруге и забыла...((((.. Люблю очень эту тему, помню, зеленая совсем была, так нравилось мне копаться в "знаках и символах"...)))

            • Latifah  |01 апреля 2011, 22:49#

              Люблю очень эту тему, помню, зеленая совсем была, так нравилось мне копаться в "знаках и символах"...)))Вот и меня эта тема заинтересовала и крайне заинтриговала)) Очень хочется вникнуть и попытаться разгадать....

              • Казя  |01 апреля 2011, 22:57#

                может и не Яворский... его странно, у нас не издают!
                ну у нас, вообще не понятно как издают. я за это "старую гвардию" не сильно уважаю, ну ладно, в те времена, тема "религиозного" - была скользкая...
                а потом?
                У меня он в самом настоящем самиздате.
                А я мечтаю опять подержать в руках учебник по "оркестровке" =)) Не знаю почему, но поковыряться с тембрах мне иногда интересно)

                • Korkiraki  |01 апреля 2011, 23:15#

                  "может и не Яворский... его странно, у нас не издают" - да, не сам Яворский, а некий дяденька))), который вроде как насобирал из Яворского и книжку издал... Году по-моему в 2005.....
                  "а потом?"
                  Вот мне тоже непонятно - я даже сейчас порылась в поиске - практически нет ничего, есть в электронном виде выдержки,неясно,каким образом отобранные, есть "Сюиты Баха для клавира" - вот и все собсно.... а какая тема!!!!
                  Ох, Казя - всколыхнули!!!!)))))

                  • Казя  |01 апреля 2011, 23:23#

                    Про Яворского же рассказываю!))
                    У него были ученики, школьного возраста в том числе. Это тот период, когда примерно, после 1925 еще можно было мыслить лабораторно в рамках образования)))
                    Вот они у него разбирали произведения именно по сквозному принципу))) И в общем, на встрече, чуть ли не с самим Прокофьевым, она задали классический детский вопрос: "Что вы хотели сказать этой темой (музыкальной)?"
                    В ответ, композитор, стал отнекиваться, дескать ну тема, ну временами лейтмотивная, ну, в первой части ее разработал и достаточно))))
                    ТУТ дети вытащили несколько огромных листов бумаги, склеенных вместе, на которых был фрагмент партитуры, и при этом, не первой части,, а третьей)) И вот где-то там..... среди голосов, красным карандашом было выделено зерно темы, которую получается сознание композитора все равно применило, только не в ведущем голосе, а в партиях сопровождения)))) Рассказывали, что композер был в шоке от такой аналитики в таком возрасте)))

                    • Korkiraki  |01 апреля 2011, 23:29#

                      ......))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

          • Snezhka555  |01 апреля 2011, 17:55#

            Казя, надеюсь, вы правильно меня поняли. Сравнение вашей работы с густым супом - это комплимент. Прозу моего любимого писателя Бунина сравнивали многие тоже с густым супом. Сколько раз читаю, столько раз открываю ее для себя. Нечто похожее и с вашей работой. Не подумайте, что это лесть. К сожалению, я даже не знаю вас. Но ваша работа, с моей точки зрения, это лучшее из того, что я прочитала на портале. Вы просто открыли заново для меня Баха. Действительно, у него было полифоническое мышление. Еще раз спасибо огромное.

            • Казя  |01 апреля 2011, 22:08#

              Снежана, я не обиделась и совсем даже не против сравнения! Сейчас расскажу почему, надеюсь Вы простите мне мою "дэвичью забывчивость" =))
              В общем так: шел себе импрессионизм и пост - им..зм своим ходом. В музыке он возник чуточку позже и чуточку позже и продержался... свой язык выразительности и инструментальный состав уж больно позволял играть со "растушовками цвета" - т.е. звука...
              А потом случился 20 век и все покатилось в тартарары.. и вот как-то Европейцам надоело видимо жить иллюзиями, либо прошлым (типа мечтать о фонтанах Андалусии, либо думать о том, как там Фавн на отдыхе))) Появились те, кто хотел бы в каждом такте чувствовать что живет здесь и сейчас.. зародилось объединение, которое по примеру РУССКИХ, назвали "Французской шестеркой")
              У Нас, в качестве идеолога выступал Стасов. У Них - ни много ни мало, сам Жан Кокто))) Он и написал "МАНИФЕСТ" - т.е. программу действий... и вот в ней-то ...
              Далее не прямая цитата, а то, что помню по памяти!
              * Хватит нам облаков и неяд. Дайте нам погреться в кресле у очага, подымить трубкой, вдохнуть запах ЛУКОВОГО СУПА* =)) У Кокто, метафора супа - это есть соль и смысл простого житейского, пусть и повседневного, но того, что надо ловить за хвост, потому что жизнь проходит....

        • Yanna  |31 марта 2011, 18:04#

          wow! Просто потрясающий материал. Казя, ты проделала просто гигантскую работу, я снимаю шляпу. Ну и конечно, как фанат творчества Баха, хочу тебе сказать большое человеческое музыкальное "спасибо" за этот трактат (статьей назвать язык не поворачивается).

          • Казя  |01 апреля 2011, 12:32#

            =)) Яна, я очень старалась сформировать ощущение концерта. Прости, что без "Бранденбургских")) но у меня же есть вторая часть в запасе?)

          • sevenkar  |31 марта 2011, 18:39#

            Казя, это великолепно по уровню материала, по стилю изложения и, конечно, выбор темы- Бах!!!
            Читала, параллельно слушая, улыбаясь от удовольствия и наслаждения качеством во всех смыслах!!!!!
            Обнимаю, целую и благодарю за минуты счастья:-)...

            • Казя  |01 апреля 2011, 12:34#

              Анжелика, выбор темы был легко определяем)
              Дело в том, что "по новому стилю", день рождения Иоганна Себастьяна 31 марта)
              Читать и слушать одновременно - это ты очень правильно уловила мою идею! Спасибо! Я специально по образному содержанию подбирала примеры под текст.

              • sevenkar  |01 апреля 2011, 18:14#

                У меня почти всегда музыка идет фоном ко всем делам:-)
                Теперь я поняла, почему мне чтение и одновременное прослушивание доставило
                такое удовольствие...:-) ...

            • Korkiraki  |31 марта 2011, 19:28#

              Казя - большое спасибо! Одно сплошное удовольствие от чтения - просто бальзам на душу!!!:)
              Написано и с любовью, и с пристрастием, и с чувством, и стилистически выверенно, и одновременно собранно, просто и информативно....
              Кстати, будучи музыковедом-теоретиком "в прошлом", почерпнула из Вашего эссе (статьей действительно язык не поворачивается назвать) и новую для себя информацию (я о Музыкальном альманахе)...
              И еще очень радостно было видеть (и слышать) тот музыкальный материал, который приведен здесь - мне самой очень близка именно эта музыка..Спасибо.

              • Казя  |01 апреля 2011, 12:38#

                " будучи музыковедом-теоретиком "в прошлом" =)) Помню, помню, как же)) Мы же с вами, Елизавета, вспоминали веселые словечки?)) Буховики, аль духовники - кто значительнее? =))
                Относительно "Альманаха")) Ну ладно бы они написали просто первую часть фразы? Но то, что тень стыдиццо?!)) К вопросу "как попасть в историю"?)) Смешно, правда?
                Спасибо! Ваш комментарий для меня ценен, ибо я давно ничего на эту тему не говорила и не писала, поэтому самопроверка у меня бы не сработала... а если есть рядом глаз "Наметанный" то уже вдвойне полезнее такое мнение!

                • Korkiraki  |01 апреля 2011, 15:09#

                  "Мы же с вами, Елизавета, вспоминали веселые словечки?)) Буховики, аль духовники - кто значительнее? =))" - Да-да, именно...)
                  "Но то, что тень стыдиццо?!))" - просто НЕВЕРОЯТНО, я честно сказать, даже не сразу поняла, что эта фраза - продолжение цитаты...действительно, попадание в историю недурственное....

              • kasatkin  |31 марта 2011, 19:35#

                Я далека от музыки, но ваш материал тоже прочла с удовольствием. Интересно, да и на будущее пригодится для общего развития.

                • Казя  |01 апреля 2011, 12:40#

                  Ну что же Татьяна)
                  Если было интересно и есть что положить в копилку "знаний и памяти") - Значит моя цель достигнута. Спасибо, что уделили внимание!

                • Belena  |31 марта 2011, 21:09#

                  вот и я все время Казе похожие комментарии оставляю :) Я не то что от музыки далека. Ее просто нет ни рядом со мной, ни во мне.
                  Я поэтому всегда жду Казиных публикаций.
                  Кроме того что написано всегда потрясно, это еще и наверное единственная возможность мне обратиться к музыке :))

                  *Бах, наверное бы, не одобрил использование такой формы* :)) я думаю был бы рад ))

                  • Belena  |31 марта 2011, 21:19#

                    И как всегда спасибо за то, что приобщаешь! :))))

                    • Казя  |01 апреля 2011, 12:41#

                      )) "Жду Казиных публикаций" звучит как "где-то там тень и поступь Командора" ("Дон Жуан"))))

                      послушать, как я понимаю не удалось?

                      • Belena  |01 апреля 2011, 12:43#

                        послушать, как я понимаю не удалось?))) это не навсегда!!

                        • Казя  |01 апреля 2011, 12:44#

                          Понимаешь Лена)) Я вот помню свою вторую публикацию в блог)) Ты еще тогда обещала, что провайдер исправится))) а он, чувствую я, даже стыдиться не планирует!

                          • Belena  |01 апреля 2011, 12:53#

                            У меня с сегодняшнего дня должны быть изменения! Как раз и проверю )))

                    • Директор Краснодар  |31 марта 2011, 21:35#

                      Казя, спасибо, признаюсь, я задета и тронута!!!
                      Полученное в детстве-юности музыкальное образование не имело продолжение, но этого уже не выкинуть и не исключить из жизни.
                      Прошли годы, многое изменилось, а я и сейчас помню ощущения от прикосновений к пожелтевшим клавишам инструмента, строгий голос преподавателя, грусть и сожаления, что нельзя отрастить ногти, как у подружек, потому что они будут "цокать" по клавишам:))))
                      Я еще я вспомнила, как горько плакала, когда папа сказал, что мы не можем вывезти инструмент из Германии, потому что это историческое наследие страны (на инструменте была дата 1828 год).
                      Приятно видеть, что написанное Вами интересно и читаемо в наше время нанотехнологий и гаджетов)))

                      • Казя  |01 апреля 2011, 12:48#

                        Валентина! Я настолько до трепета отношусь к старым инструментам!!! Я бы наверное вообще отказалась уезжать!
                        Просто в жизни у меня было много разных прикосновений.. и возможно да, только голова и срабатывает... но разница есть колоссальная! То ли сесть за отечественный "Красный октябрь" тридцатилетнего возраста, то ли прикоснуться, провести ладошкой по клавишам Блютнера!
                        А в Краснодаре помню "трогала" рояль Ал. Скрябина....

                      • Дарси  |01 апреля 2011, 01:00#

                        Казя, прочла с удовольствием и послушала.
                        Бывают такие моменты в жизни, когда, выходишь, например, после выставки или концерта, и чувствуешь себя каким-то другим, хотя умом понимаешь, что всего лишь слегка прикоснулся к вечности, но даже этого слегка хватает для ощущения счастья и какой-то особой внутренней наполненности. Так и здесь сейчас с тобой. Спасибо тебе.

                        • Казя  |01 апреля 2011, 12:52#

                          Да Лер, те же ощущения и у меня были, при составлении и написании.... внутренний мир есть, и искать его не надо, и ковыряться из чего он состоит не надо! он просто наполнен и полноценен.
                          Вообще не могла оторваться от "мессы" все время по кругу крутила (благо в ней не такое кол-во номеров как в "страстях" =)

                        • Бестия  |01 апреля 2011, 03:18#

                          Казя, спасибо огромное за музыкальный ликбез! Я люблю Баха на чувственном уровне, и никогда бы не узнала того, о чём Вы написали. Моё отношение к музыке, живописи, кино - в общем, к искусству: трогает душу или нет, то есть находит отклик или нет. Музыка Баха своё местечко там давно завоевала :)

                          • Казя  |01 апреля 2011, 12:55#

                            Даша, спасибо! Я помню Вашу работу о Бахе, да и вообще по многим работам понятно, что восприятие на уровне внутренний ощущений и переживаний! Это кстати, как мне кажется, более ценно! Иногда людям приходится слишком активно включать голову, что бы понять и почувствовать музыкальное содержание! Т.е. слушание и восприятие начинает стоить "слишком дорого".... если же есть задатки того, что я отношу к музыкальной эмпатии - это дар природы!

                            зыть: это совсем не ликбез)) вот не скромно с моей стороны, но это уже не ликбез, это желание столкнуть мысли и пробудить рассуждения....

                            • Бестия  |02 апреля 2011, 03:34#

                              Не правильно выразилась я: не ликбез, а просветительство. Вот и я о том же: нельзя жить одними чувствами, нужно и мозги включать. Спасибо, Казя!

                          • Kitten  |01 апреля 2011, 10:23#

                            С очень большим интересом прочитала и прослушала.

                            Первый фрагмент слушала много раз и в этом исполнении, и в других, которые сумела найти.
                            Какая хрупкая музыка! Даже дышать страшно, когда слушаю. Обратила внимание на твое определение "величественно-строгая", а для меня она еще пронзительно-грустная: слезы каждый раз сами наворачивались на глаза.
                            Какие интересные мимика, движения корпуса и рук у этого исполнителя. Он будто разговаривает с инструментом, а в руках бережно несет этот хрупкий музыкальный сосуд, стараясь не расплескать, где не нужно, драгоценные капли-звуки, звуки-эмоции.

                            • Казя  |01 апреля 2011, 12:56#

                              Все Катя! Я тебя записываю в состав "своего зрителя")) Это знаешь, как актер ловит "своего" в партере... вот и так! У тебя наличествуют описательные способности и возможности! Пора тебя тоже записывать отдельно)))

                            • in4ikkk  |01 апреля 2011, 10:40#

                              Вторая композиция напомнила детство, и первый поход с классом в Домский собор в Риге на органную музыку. Обязательно пойду слушать Баха в исполнении органиста Hennings Minters 20 апреля.

                              • Казя  |01 апреля 2011, 12:59#

                                Если в Домском будут проспекты по истории местного органа - привези пожалуйста, мне в копилку и в архив, полезно будет иметь?
                                Конечно же слушание в живую органа не просто интересно, еще и полезно с терапевтической точки зрения! Музыкой давно лечат... учитывая, что это все та же "волна" что проходит сквозь тело человека. А когда таких волн много - вообще замечательно. Ну и конечно же большая редкость для любой страны - это старый, по настоящему высчитанный и профессионально сделанный зал! Акустика, реверберация... а еще и интерьер, если так можно назвать внутреннее содержание собора конечно....

                              • katichka  |01 апреля 2011, 13:11#

                                Казя, вот от чего я получила сегодня упоминаемое тобой "эстетическое наслаждение", так от твоей статьи!
                                Музыка Баха удивительна, но твой текст настолько проникновенен, написан с такой любовью и уважением к Мастеру, что звучит в моих ушах, как одна из кантат.
                                Огромное спасибо тебе!

                                • Казя  |01 апреля 2011, 13:27#

                                  Обязывает положение, так сказать)
                                  НО ты Катя, загадала мне "загадку")) Дело в том, что в музыковедении все время ведется спор - должно ли все это приносить "наслаждение" или же должно наоборот вымучивать? Ибо вроде как "товарищ лектор" должен пробить "защитную корочку" и разбить все вдребезги, чтобы потом сама музыка собрала новое душевное состояние человека...
                                  Но мне повезло! Вы все подготовленные и отзывчивые слушатели, так что "бить" вас не обязательно было)

                                • Tigresse  |01 апреля 2011, 13:15#

                                  Спасибо, Казя, за великолепный труд, в полном смысле слова "ouvrage", то есть работу, блестяще соединяющую в себе владение материалом, талантливое его изложение, исследовательский момент и личностную позицию! Как хорошо было читать, узнавать, учиться и может быть - (все ж таки не зря не мог и раньше и не может, наверное, и теперь считаться блестяще образованным человек, не имея музыкального образования! я вот теперь трагически, можно сказать, ощущаю этот пробел и чувствую себя ущербно, ибо есть целый пласт культуры, переплетенный, единый с ее - не знаю, какое слово подобрать - "sein", который для меня непостижим!) - может быть немножечко понять, прикоснуться, приобщиться... А ведь так хотелось бы понять глубже! Какая же грандиозная фигура, какой титанический труд он проделал за жизнь свою, не позволяя себе отдыха и при том - был любящим отцом, прекрасным человеком, настоящим Мастеровым, самостоятельно вышедшим на уровень Мастера!

                                  • Казя  |01 апреля 2011, 13:37#

                                    Полин)) Ты понимаешь, многие, хорошо образованные музыкально человеки, и я в том числе, имеют колоссальные пробелы то в литературе, то в истории живописи... то, даже в знаниях философии. Так много всего надо!((( А времени не бывает много! Вот и стоит извечный вопрос - может все таки быть "узким специалистом"? Ну, скажем знать: основные течения и их основные положения, + досконально знать определенный период... досконально - значит все до мелочей не только в датах, но и в архивных источниках...вот быть специалистом только по эпохе Барокко - чем плохо?

                                    Второе - ты мои мысли потаенные читаешь?))) ТО, что я начертала "наживульку" - это конечно же истинно протестантский подход! Бог дал, Бог взял... призвал работать? Значит, арбайтен, арбайтен и еще раз арбайтен! Покоряться воле и силе? Ладно.. со смирением? - хорошо! Я не могу примерить на себя, подобные одежды.... а еще же протестантский хорал - это очень простой текст, всем доступный!? Для того, чтобы люди воспринимали Бога не где-то там находящимся, а внутри себя. Значит мелодика должна быть тоже предельно простой...
                                    И какой же он хитрец, наш Иоганн! Лукавец! Это же какое содержание - оно явно возводит внутренний мир человека по силе и мощи, по степени контрастности, по состоянию переживания, в ранг равного Божеству! Удивляюсь как его церковники не "загнобили" в итоге!
                                    И кстати, Титаном (как держателем опоры, обладавшим мощью) современники часто называли Бетховена...(((((

                                    • Tigresse  |01 апреля 2011, 18:31#

                                      ))) Ну конечно! Титан - больше к Бетховену, он неистовый, благородный, герой-одиночка, радеющий, горящий одной пламенной страстью ко всему человечеству... А Бах - он, скорее, все ж, Мастер... изначально несвободный, жесткие рамки, строгие каноны, четкий заказ. со всех сторон - ограничения. И тут, в этих вот рамках, - какой мир внутренней свободы он создал! И ведь дарованием не ограничился, а тяжким трудом обрел совершенное мастерство и к тому же - учил других...

                                  • olga_belikova  |01 апреля 2011, 19:39#

                                    Казя, примите и от меня тысячу благодарностей как за великолепную идею рассказать на страницах женского beauty-портала о вечных ценностях, так и за замечательное ее воплощение, наполненное искренней любовью к гениальному композитору. Воистину, путь к Баху – это духовный, интеллектуальный, творческий поиск. У меня Ваш рассказ вызвал острое желание немедленно сесть за инструмент и «вспомнить все». И знаете, пальцы не забыли нотный текст экзаменационной прелюдии и фуги ре минор из второго тома ХТК, хотя техника уже, увы, не та. Бах – это, конечно, с нами навсегда и в прямом, и в переносном смысле. Истинно, он не ручей (Bach), не даже море, как сказал Бетховен (и что нам долго вбивали в голову), а целая Вселенная, до конца неразгаданная и, наверное, умом не постижимая.

                                    Не могу не сказать пару слов о моем самом любимом баховском творении. Оно не столько масштабно, как его мессы, хоралы, страсти. Его под силу освоить любому, кто мало-мальски учился игре на фортепиано. Оно гениально в своей простоте и гармонии, и, кажется, я могу слушать его вечно. Я говорю о светлой, лиричной, хрустальной прелюдии до мажор из первого тома ХТК. И как нельзя кстати Ваше замечание про отсутствие указаний от самого композитора относительно манеры исполнения его произведений, что и порождает появление большого разнообразия трактовок. Я нашла две контрастные – послушайте, как тонко почувствовал этот шедевр наш гениальный музыкант Святослав Рихтер и как увидел тот же текст один из величайших интерпретаторов Баха канадский пианист Гленн Гульд. Его staccato с первых тактов столь неожиданно, что сначала невольно вздрагиваешь, но послушав раз десять, я приняла и такую версию. Многие соглашаются, что этот вариант более аутентичен и точнее отвечает замыслу композитора.

                                    Это Рихтер
                                    http://www.youtube.c...
                                    А это Гульд.
                                    http://www.youtube.c...

                                    А что ближе Вам?

                                    • Казя  |01 апреля 2011, 22:37#

                                      Оля!)) Спасибо! ииииииииииии "раз, два, три..... семьсот сорок девять"... сбилась, считая до тысячи)))))

                                      Относительно сесть за ноты))) Я из всего вороха нот, вытаскиваю Баха, именно тогда, когда мне надо ПОСТАВИТЬ ГОЛОВУ НА МЕСТО! Ну бывают такие состояния "слышно как мозги скрипят"? У меня бывает и я не стыжусь собссно) Достаю, открываю наугад, и хорошо если "четырехголосная" попадается - вот где кайф полнейший))))

                                      Про "до мажорную" много слов:
                                      1 ей оставлена "антреприза" во второй части Бахианы.
                                      2 Уж в скольких источниках написано, сформулированное кем-то сравнение с порталом (входом) в готические храм? Он ведь выполнен по канонам проекции и словно бы затягивает....
                                      А вот по Яворскому, до мажорная соответствует РОЖДЕСТВУ)))) светлая, парящая))

                                      О Гульде!)))))))))))))) Гульда люблю честно - больше! Но бывает такое, что ряд вещей, да если еще и есть под них "концепция" слушаются сильнее не в Гульдовском звучании..Я вообще по молодости много Гульда слушала и по перебирала, и концерты и инвенции, ну и ХТК.
                                      А Ванду Ландовску вы слышали? У нее святая вера в то, что надо играть как на клавесине! Звук предельно сухой, безпедальный, но главное - регистровый))) И вот как раз в до мажорной, у нее первое звено на Forte, а второе - повторении на Piano ))) достаточно своеобразно все...

                                      • Казя  |01 апреля 2011, 22:50#

                                        А вот вам анекдот о Рихтере и Гульде, рассказаный самим Ростропровичем))
                                        Диалог, между Рихтером и Ростроповичем, заканчивается возгласом Святослава Теофиловича:
                                        "Ты знаешь Слава! Я бы наверное мог играть как Гульд, только мне для этого придется заниматься часа на три побольше!" =)))))))))))))
                                        У Рихтера, было незыблемое правило - ежедневно 9 часов за роялем))) Так что + 3, это уже 12)

                                        • Korkiraki  |01 апреля 2011, 22:55#

                                          :)))))).....Чудесно.)

                                          • Казя  |01 апреля 2011, 23:05#

                                            Это в одном из документальных фильмов о Ростроповиче, и им же рассказано, при этом - игра лицом забавная)))))))))))

                                            А вот анекдот (раз уж у нас 1 апреля)
                                            Война... ЦМША в эвакуации... как и положено "по времени" - курс военной подготовки! Военрук, безбожно ка'ртавит))) Перекличка! ну там, Иванов, Петров, Сидоров...
                                            - Воствопович?
                                            - Не Воствопович, а Гостгопович!
                                            - Я и говорю, Воствопович!
                                            - Да нет же! Я говорю - Гостгопович!
                                            =)))))

                                            • Korkiraki  |01 апреля 2011, 23:34#

                                              Казя - ну, ей-Богу - у меня спят все в квартире!!!!!)))))))))))))

                                          • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 23:20#

                                            У Рихтера, было незыблемое правило - ежедневно 9 часов за роялем))) Так что + 3, это уже 12)этим фактом Позднер поддел Мацуева, когда тот, будучи у него на интервью, заявил, что ему достаточно заниматься по часу в день

                                            • Казя  |01 апреля 2011, 23:27#

                                              тут такой фокус)) Что именно Мацуев имел ввиду? Вполне вероятно, что занятия проходят и мысленно и на коленках... Т.е. голова и мышцы внутренние - все равно вертят. Есть же еще метод "немой клавиатуры"... если всего час - то мне кажется "позерство")))))) и вот то, что ему для разогрева так мало надо - действительно странно =))

                                              • Korkiraki  |01 апреля 2011, 23:33#

                                                Ну и потом, я конечно прошу прощения.... не принадлежу к фанатичным поклонникам (-цам) Рихтера, но он и Мацуев - несравнимые величины, ИМХО. Так что думаю, ВВП для красного словца ввернул про Рихтера, а Мацуев "отбил"...))) пинг-понг...

                                                • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 23:46#

                                                  обсуждалось именно кол-во времени, затрачиваемое на физ.подготовку, с Рихтером его никто не сравнивал... вот и Позднер хмыкнул ))) боюсь наврать, но по-моему в одном из интервью Денис рассказывал, как в совсем юные годы даже жил в доме у Рихтера, и тот с ним занимался...

                                                  • Казя  |01 апреля 2011, 23:49#

                                                    "обсуждалось именно кол-во времени, затрачиваемое на физ.подготовку"
                                                    ой,ей,ей,ей,ей,ей,ей))))))))))) у вокалистов значит бывает "природная постановка голоса", а у Дэниса - природная постановка рук? Ну и типа сверхповышенная активность мышечная)))))))))))))))))

                                                    • Korkiraki  |01 апреля 2011, 23:59#

                                                      ..... ну да, не сравнивал буквально, конечно - имела ввиду, что по-моему Мацуев "попозировал", а Познер "прикололся".... Хотя возможно Мацуеву кстати и хватает 1-2 часов. тут многое зависит от "наполнения" времени на подготовку, у исполнителей оно разное....

                                                      • Elena_Irkutsk  |02 апреля 2011, 00:18#

                                                        прочитала в мартовском номере Rolling Stone интервью с Элтоном Джоном:
                                                        -Сидеть за роялем на сцене скучно, поэтому-то в ранние годы я и проделывал всякме акробатические трюки. Мне хотелось быть кем-то вроде Джимми Хендрикса за роялем...
                                                        -У Вас довольно маленькие руки, это отражается на том, как Вы играет за роялем?
                                                        -Я бы не смог стать академическим пианистом-для этого нужно иметь длинные пальцы. Я беру силой, бью по клавишам. Поэтому у меня сильные предплечья, как у моряка Попая.

                                                        Акробатика в молодые годы, фото как в журнале - акробатический трюк на концерте в бикине -не нашла, по всей видимости, это фото в студии

                                                        • Elena_Irkutsk  |02 апреля 2011, 00:23#

                                                          в бикини в смысле))
                                                          молодежость и задорность не покидают его и в зрелые годы,
                                                          вот этот этюд уже с концерта

                                                          • Elena_Irkutsk  |02 апреля 2011, 00:26#

                                                            из того же интервью: " Я обучился у Литтл Ричарда, Фэтса Домино и Джерри Ли Льюиса, как привлекать внимание зрителей.Фэтс толкал рояль животом, толкал его по сцене. Мне хотелось быть кем-то вроде Джимми Хендрикса за роялем.С гитарой можно сотворить все, что угодно. А что можно сотворить с роялем? Его можно чем-нибудь украсить, на нем можно прыгать, можно под ним лечь ".

                                                            • Казя  |02 апреля 2011, 00:33#

                                                              ВО!!!!!!!!!!!!! Я вот к этому коменту и подцеплюсь! Потому что здесь есть как раз упоминание того человека, о котором я и хотела сказать, в свете акробатики Элтона))
                                                              ЭТо Джери Ли Льюис!
                                                              ОН и сидеть не мог спокойно, и рояль прям собой и руками двигал))))
                                                              Правда стиль у него другой - но харизма зверская)) Жив здоров конечно, но крылья ему скандалом подрезали(((

                                                              • Elena_Irkutsk  |02 апреля 2011, 01:10#

                                                                тогда просим-просим про Ли Льюиса!))

                                                    • olga_belikova  |02 апреля 2011, 00:08#

                                                      Казя, спасибо за комментарии! К стыду своему про Ландовску вообще никогда не слышала, но сейчас нашла на youtube до-мажорную прелюдию и послушала (правда, на клавесине). Мне все-таки ближе рихтеровская интерпретация, на мой взгляд, безупречная со всех точек зрения. А что касается темы рождества, то я открыла на ноутбуке Сикстинскую Мадонну и слушала, слушала, слушала прелюдию Баха. Такое единение великой живописи и великой музыки, света и жертвенности, радости и всепрощения. Почему-то с православной иконой ( в моем случае богоматерь Владимирская) у меня такой синергии почему-то не получилось.Видимо, запад есть запад, восток есть восток

                                                      Часто, слушая до мажорную прелюдию, я ловлю себя на том, что внутренний голос начинает петь.

                                                      В этой связи нельзя не вспомнить Ave Maria Баха - Гуно, в которой чудесная мелодия французского композитора гениально соединилась баховской первоосновой.

                                                      Вот она в исполнении Сесилии Бартоли: http://www.youtube.c...

                                                      А кто еще из композиторов использовал темы или творчески перерабатывал целые произведения Баха?

                                                      • Казя  |02 апреля 2011, 00:12#

                                                        ну я ж таки сказал, что зарезервировала "антрепризу"))))))))))))
                                                        "В этой связи нельзя не вспомнить Ave Maria Баха - Гуно, в которой чудесная мелодия французского композитора гениально соединилась баховской первоосновой.")
                                                        про темы Баха - "вторая часть марлезонского балета")

                                                        • olga_belikova  |02 апреля 2011, 00:35#

                                                          Так запланирован целый цикл публикаций? Жду с огромным нетерпением!

                                                          Кстати, Ave Maria в исполнении Кири Те Канава мне больше понравилась. Как четко слышен здесь Бах!

                                                          http://www.youtube.c...

                                                          Ну, и Каллас до кучи http://www.youtube.c...

                                                          • Казя  |02 апреля 2011, 00:39#

                                                            Я за Каллас)))))))))))))))))) ну и будет конечно же Рене Флеминг - (не скажу на чем)))

                                                            а es moll ной здесь нет почему-то!
                                                            - она запланирована была мною как раз после рассуждений о символах в ХТК, но почему-то не вставилась (может ютуб не пропустил, у них бывают запреты)
                                                            Вот она моя любимица (и еще последняя, 24, h moll)
                                                            http://www.youtube.c...

                                                            • olga_belikova  |02 апреля 2011, 01:41#

                                                              Каждая из 48 прелюдий и фуг по-своему хороша. Настоящие жемчужины. Выбрать самую-самую, по-моему, невозможно. Ну, например, как можно не восхититься фа минорной из второго тома ХТК
                                                              http://www.youtube.c...

                                                              Кстати, Казя, хотела спросить Вас как профессионала: чью интерпретацию ХТК Вы считаете эталонной? Гульда, Рихтера, Гилельса, Ашкенази ...? А, может, благодаря Вам, Вашим знаниям, которыми Вы так щедро делитесь с нами, я открою для себя нового большого музыканта, о котором пока не знаю

                                                  • Latifah  |01 апреля 2011, 20:20#

                                                    Казя, спасибо! Прочитала и послушала несколько раз, прежде чем решилась написать..
                                                    У Вас просто здорово получается заинтересовать и разжечь любопытство .. второй день слушаю Баха и пытаюсь найти ответы на свои вопросы?! Открыла для себя много нового, а информация о музыкальной символике, как «взрыв бомбы». Где можно об этом почитать?
                                                    Под впечатлением…

                                                    • Казя  |01 апреля 2011, 22:13#

                                                      " второй день слушаю Баха и пытаюсь найти ответы на свои вопросы?!"
                                                      вот значит для кого я поставила в качестве заглавного фото, кадры из фильма с Далем?! =))
                                                      Если не видели.. то намекну, что он оказался у Кирхи... услышал звуки, остановил прохожего и спросил:
                                                      - Что это?
                                                      - Да это же господин Бах
                                                      а вот далее как раз одна большая сцена поиска и постижения. прямо там, сидя на земле, под стенами древнего собора.

                                                    • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 21:51#

                                                      Не мною придумано, что музыка-это универсальный язык человества, спасибо за возможность приобщения к этому миру посредством Вашего материала, так образно, проникновенно, стройно-глубокомысленно может писать только влюбленный в музыку человек, восхищаюсь Вашей святою к ней любовью, голосую обеими руками и поздравляю с заслуженной победой !)))

                                                      • Казя  |01 апреля 2011, 22:11#

                                                        Спасибо!))
                                                        А мне вот в свете событий, ... вспомнилось старое актерское... если ребенок на сцене, то переиграть его не возможно...
                                                        ну что может сравниться с такой темой? (ну, скажем, у меня не совсем по-честному, выигрышное положение оказалось)

                                                        • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 22:20#

                                                          Ваши рассуждения и материалы колбасят не по-детски, поэтому все по чесноку ;)))

                                                          • Snezhka555  |01 апреля 2011, 22:23#

                                                            Еще как можно испортить подобную тему... А вот виртуозно ее подать - вот это дорого стоит.

                                                            • Казя  |01 апреля 2011, 22:43#

                                                              Действительно дорогОго - я, закончив, пол дня пролежала в ауте))) Я серьезно и по-четному)

                                                              • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 23:52#

                                                                это и называется святая и безраздельная к музыке любовь, когда отдаешься без остатка, всеми фибрами души, ... не особо много таких авторов, еще раз Браво!! ))

                                                        • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 22:18#

                                                          Мне встречалось сравнение музыки с математикой, якобы , если записать ноты цифрами, то все музыкальные трезвучия и гармонии отобразятся хорошо просчитанными математическими формулами.
                                                          Как Вы считаете, в этом аспекте имеет ли смысл рассматривать композиторов как бОльших математиков нежели гуманитариев, и действительно ли это так?

                                                          • Казя  |01 апреля 2011, 22:42#

                                                            А вот как раз именно этот вопрос и колбасит меня не по-детски!
                                                            Там не то чтобы сравнение! Там все так и есть! Масса вещей высчитывается по математическим законам))) И именно полифония более всех. Реально надо сидеть и заниматься суммами и вычетами....

                                                            И если считать, что музыкант должен тогда быть вот таким и таким... то, меня природа наделила аналитическими способностями (т.е. я систему в легкую разбиваю на элементы, и элементы обратно в систему собираю) - но вот с математикой у меня ступор((((((((((((

                                                            Я написала во вступлении, что Бах бы не одобрил с точки зрения Барочной пропорции. Так вот - ведь из живописи и архитектуры перекочевало понятие "Золотого сечения" - это 3/4 разворачиваемого музыкально действия или разговора. Как тут не заниматься расчетами? ))))))))))))))))))))))

                                                            • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 23:15#

                                                              в этом ключе можем ли мы назвать математика Бориса Абрамовича Березовского музыкальным олигархом ;?)))

                                                              • Казя  |01 апреля 2011, 23:29#

                                                                та давайте его в капельмейстеры запишем, а? он вон как умеет партитуры (купюры) читать)))

                                                                * музыке ноты тоже "читают"))

                                                                • Elena_Irkutsk  |01 апреля 2011, 23:49#

                                                                  почетный калькулятор диезов и бемолей, а также доходов от концертной деятельности музыкантов )) с удивлением узнала, что Абрамович некоторое время спонсировал Земфиру

                                                                  • Казя  |01 апреля 2011, 23:55#

                                                                    ну.... э... я вот не уверена, что позволено в эфире)) ну, в обсчем))) ....

                                                                    у меня есть друг семьи, и хоть у него есть свой нормальный папа, но в шутку отчество "Абрамович")))) И типа у них на телевидении, ну где разные "телевизионные деятели искуЙств" (с) принято всем такие отчества нарецать)))))

                                                                    • Elena_Irkutsk  |02 апреля 2011, 00:00#

                                                                      ой, про Земфиру- в смысле АбрамОвич, а не АбрАмович, такая непереводимая игра еврейский имен )))

                                                                      • Казя  |02 апреля 2011, 00:08#

                                                                        с фольклором увы не знакома) но в свете первого апреля, мне вспомнилось, что в училище, мы, выученные на учебниках, написанных доблестными в хорошем смысле Умами этого народа, баловались тем, что переиначивали свою фамилии на манер.... с окончаниями типа "фильд" "фельд", "ольд")))))))))))))

                                                          • viveja64  |02 апреля 2011, 01:57#

                                                            Бах для меня -это прежде всего его "Шутка"
                                                            [link=http://http://www.youtube.com/watch?v=jEHkBArVAAU&feature=related][/link]

                                                            Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи