Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь ноябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Культура

Человек, который увидел ангела

04 апреля 2011, 15:00 | Елена Евстратова

Человек, который увидел ангела
16 выбрали

Есть фамилии, услышав которые не сразу можешь понять – кто же из двух великих больше значит для тебя?  Отец или сын? Например, Арсений и Андрей Тарковские. Наверное, сегодня, в день рождения Андрея Тарковского, мне стоит признаться: хотя я обожаю творчество Арсения Тарковского, но в самые сложные дни, я не открываю томик стихов. Я включаю Солярис.

На кого-то действует присутствие родителей в жизни – их воспитание, их наставления. А бывает так, что самое сильное воздействие оказывает отсутствие этих наставлений. В жизни маленького Андрея отсутствовал отец. Арсений Тарковский ушел из семьи, когда сыну было 3 года. И может быть именно это заставило Андрея ловить каждое слово, исходившее от отца. И все было в стихах. Мальчик не размышлял над ними, но впитывал их и чувствовал. Уже став известным кинорежиссером он будет включать отцовские стихи в свои фильмы.  А пока – война, эвакуация, трудности быта.

Несмотря на ужасные условия, мать каким-то образом устраивает Андрея в музыкальную, а затем и в художественную школы. Впрочем, особым прилежанием он не отличался. И даже институт востоковедения, в который Андрей поступил после школы, был безжалостно заброшен уже после первого курса. Ему казалось, что он поспешил с выбором профессии, тогда он уже думал о профессии режиссера.

Но, оставив институт, Андрей вовсе не отправился поступать на режиссерский. Целый год он провел в тайге. 

"В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…"

А уже в 22 выбор сделан окончательно: ВГИК, режиссёрское отделение (мастерская М. И. Ромма). Был этот выбор осознанным или нет, теперь уже не имеет значения. Важно лишь то, что молодой человек нашел тот способ выразить свои чувства и мысли, и его взгляд на жизнь. Детские впечатления, взрослые переживания, врожденное стремление к анализу – все это наполняет фильмы Тарковского каким-то глубинным смыслом и ставит их особняком. Если другие режиссеры рассказывают истории, то Тарковский показывает, почему произошла та или иная история.

Иваново детство, Андрей Рублев, Солярис, Зеркало, Сталкер – это даже не разговор со зрителем, это разговор с самим собой. Может быть, потому они и приковывают внимание – ведь размышления эти так созвучны каждому из нас! Все мы ищем любви, все мы время от времени думаем "а что там, за порогом?". Каждый новый фильм Тарковского становился огромным событием, тем не менее сам он в одном из интервью, напечатанном уже после смерти, говорит:

"Я неожиданно для себя обнаружил, что все эти годы я занимался одним и тем же: пытался рассказать о внутреннем конфликте человека — между духом и материей, между духовными нуждами и необходимостью существовать в этом материальном мире. Этот конфликт является самым главным, потому что он порождает все, все уровни проблем, которые мы имеем в процессе нашей жизни..."

Говорить о том, что тебя больше всего волнует, не навязывая свою точку зрения, но давая прочувствовать ее – самое великое искусство. Но иногда, в высказываниях героев фильмов Тарковского мы можем услышать его собственные мысли напрямую. Так, в самом последнем фильме (Жертвоприношение), который Тарковский снимал уже во время болезни, отец говорит сыну: "Не бойся, сынок! Нет никакой смерти. Есть, правда, страх смерти, и очень он мерзкий, страх этот, и многих заставляет он делать то частенько, чего люди делать были бы не должны..."

Наверное, такие слова мог вложить в уста своего героя только тот, кто стоял со смертью бок о бок. А именно так и было – в последний фильм он снимал, уже зная страшный диагноз: рак. Чуть больше года оставалось на все. На съемку фильма, на жизнь. Но что слышали друзья? То же самое, что он сказал в интервью Донателле Баливо двумя годами раньше:

"Пугает ли меня смерть? По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... "

Не стал. И может быть права надпись на памятнике, стоящем на могиле Тарковского в Париже – этот человек видел ангела…

А какое место в вашей жизни занимают фильмы Андрея Тарковского?

Елена Евстратова, etoya.ru

Фото: tes-tudo.org, wordpress.com

 

Комментарии (108)

  1. Богатая и щастная  |04 апреля 2011, 15:37#

    В моей, пожалуй, они как пикник где-то на обочине, а вот у любимого Тарковский почти фетиш...

    • Казя  |04 апреля 2011, 15:50#

      Лена!!!!!!! СПАСИБО! даже не за информацию, за возможность опять прикоснуться и вновь размышлять....
      многие вещи были познаны мною сквозь призму его фильмов.. Ловились кадры сознанием и вызывали где трепет, где состояние сопричастности, где знак вопроса!
      "Каток и скрипка" или же его первая половинка - т.е. короткометражка))) Ну как можно не сочувствовать мальчишке, который перед уроком музыки тревожится не о том, что не подготовлен, а о том, что симпатичная ему девочка отказывается от предлагаемого яблока?!)))
      "АНДРЕЙ РУБЛЕВ" - на этом фильме я начала самостоятельно учить язык "камеры" и монтажа. НЕ говоря уже о "новельности" которую я предпочитаю.. о фигурах трех старцев.. и сказании о колоколе...и особенно вот об этой новелле, как об идеи Постижения и РОЖДЕНИЯ Своего мира.
      В "Солярисе" остро ощутила присутствие Высшего, .... и так случилось, что я фильм посмотрела "ДО" поступления... и осенью же первого курса, готовясь к первому семинару по Баху, воспользовалась ощущениями от фильма, чтобы прокомментировать две вещи: хоральную прелюдию, и прелюдию из ХТК "Ми-беломь минор".... помогла именно опора на те образы, что Тарковский создал.
      А "Зеркало"? _ и сцена с дежа вю? И вообще эти вечные диалоги между теми кто ЕСТЬ в кадре (матерью) и теми кто есть в "голове" - отцом? Я я так понимаю, что почти сквозь все фильмы Тарковского прошли герои, которых он наделял существующими и желаемыми качествами своих родителей. На "Зеркале" его мама "работала" с Тереховой... Гринько в "Сталкере" - это тоже образ отца Арсения Тарковского.....

      "Сталкер"! Во- первых очень почитаю Кайдановского и Гринько! Во-вторых я посмотрела фильм в то время, когда сохранялось зыбкое противостояние старого режима! И "ЗОНА" воспринималась особенно остро....

      И Я люблю его эпизодическую роль в "Заставе Ильича" - там где есть коллективная сцена молодежной вечеринки, со словоблудием, и вычурной изобретательностью и игрой "кто заковырестей".
      - Ну зачем ты это сказал?!
      - Я не знаю....

      А еще я знаю, что шведы с особым трепетом почитают его фильм "Жертвоприношение" ведь одна из ключевых сцен фильма снималась на одной из улочек Стокгольма.. и в тот же год, на этом месте был убит Улоф Пальма(((((((((((((

      • Gala  |04 апреля 2011, 16:01#

        Каквсе слеглось..Только-только по ТВ прошел "Сталкер" (увы очень поздно по времени), перечитывала Никулина о его съемках в "Андрее Рублеве" и вот Ваша статья. Спасибо)

        • kasatkin  |04 апреля 2011, 16:11#

          "Сталкер" поначалу показался чем-то до крайности жутким и безысходным. А вот другие фильмы, как ни стыдно в этом признаваться, не зацепили.
          А вот Сибирь, где Тарковский работал в геологической партии, это Туруханский район нашего Красноярского края, местечко в районе реки Курейка.

          • Belochkam  |04 апреля 2011, 16:15#

            "Солярис" - нечто... не сравнить с бездушным одноименным иностранным... небо и земля... не понять им русскую душу)

            • Katts  |05 апреля 2011, 23:58#

              когда я смотрела Сталкера с Клуни - смеялась в голос.. До конца, как говорят, не осилила..

              • Katts  |05 апреля 2011, 23:58#

                извините, опечаталась - Солярис, разумеется!

                • нат69  |07 апреля 2011, 19:39#

                  Согласна, Катя....Разница между нашим фильмом и с Клуни... просто земля и небо )))

                • kasatkin  |06 апреля 2011, 19:30#

                  Я тоже... Все не то и не так, а как-то по-голливудски, без души...

                  • Katts  |07 апреля 2011, 04:34#

                    версия разлуки с женой стала для меня решающей - дальше не смогла..

              • Jekio  |04 апреля 2011, 16:22#

                Очень люблю "Сталкер", "Андрей Рублев", "Зеркало", "Солярис", "Иваново детство". Преклоняюсь перед их гением. И отца и сына. Огромное спасибо за статью!

                • Jekio  |04 апреля 2011, 16:28#

                  "Ностальгию" и "Жертвоприношение" хочу пересмотреть. В том возрасте в котором я их смотрела не смогла их оценить по достоинству. Возможно изменю мнение посмотрев их теперь

                  • Katts  |05 апреля 2011, 23:59#

                    я сколько лет ни смотрю эти картины - а каждый раз все будто по-новому, новые грани открываются!..

                • snowy  |04 апреля 2011, 16:50#

                  Может я была странным ребенком, но еще с детства смотрела фильмы Тарковского, они мне картинкой нравились. Повзрослев, пересматриваю с удовольствием, каждый раз открывается новое содержание - глубина непостижима, психология в чистом виде. Главное, чтобы никто и ничто не отвлекал от просмотра. Стихи Тарковского старшего читала, но не знаю, что о них сказать, но равнодушной они меня не оставили.

                  • nostaljazz  |04 апреля 2011, 18:14#

                    Сам Андрей Арсеньевич как-то в интервью сказал, что лучше всего его фильмы воспринимают дети, потому что они не анализируют, а чувствуют.

                    • ustasia  |04 апреля 2011, 18:39#

                      Я тоже смотрела "Сталкер" еще ребенком и тоже запомнила этот фильм с детства. Он тогда ведь не шел на большом экране, его показывали в малых залах кинотеатров... Кто-то выходил после просмотра задумчивый и погруженный в себя, почти как персонаж Кайдановского...:) А кто-то выходил со словами "Ну и тягомотина! Думали, будет приличная фантастика, а здесь..."

                    • sevenkar  |04 апреля 2011, 17:17#

                      Фильмы Тарковского особенные, смотришь каждый раз, как в первый... Очень люблю в одиночестве пересматривать и думать.... Ощущения познания чего-то необыкновенного и простого по сути в одном кадре!
                      Актеры - это отдельное уважение и преклонение. Терехова, Кайдановский, Банионис, Гринько...!!!!!!!

                      • Katts  |06 апреля 2011, 00:01#

                        Солоницын!!!! Еще Солоницын! и Янковский.

                        • Katts  |06 апреля 2011, 00:03#

                          с ресурса кинозал.тв: о встрече Тарковского с Солоницыным

                          Они встретились, когда Андрей Тарковский решил снимать фильм "Андруй Рублев". Прочитав сценарий будущего киношедевра в журнале “Искусство кино", Анатолий загорелся желанием сыграть главного героя… На свой страх и риск, взяв в театре отгулы, он отправился в Москву. Режиссер был единственным, кто увидел в нем Андрея Рублева… Претендентов на главную роль было предостаточно, и уже был утвержден артист Любшин… Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от Солоницына... Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, снимавшихся в пробах к “Рублеву”, и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Разложив на столе все фотопробы, он спросил: “Какое лицо могло быть лицом Рублева?” А ведь никто не знал, как выглядит иконописец. И все историки показали на Солоницына. Тарковскому пришлось не на одном художественном совете отстаивать кандидатуру никому не известного артиста. И режиссер не ошибся.

                          • Katts  |06 апреля 2011, 00:05#

                            Начиная с “Андрея Рублева” Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына. Маргарита Терехова вспоминает, что даже если "роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в “Зеркале”.

                            Солоницын жил ради творчества. Если предлагали сыграть что-то интересное, бросал все и мчался в другой город. Когда режиссер Арсений Сагальчик пригласил его сыграть царя Бориса, он, не задумываясь, прилетел к нему в Новосибирск. Когда Тарковский позвал его играть в “Ленкоме” Гамлета, он оставил Ленинград и переехал в Москву.

                            Анатолия Солоницына называли “сокровенным” человеком. О невероятной наивности и доверчивости артиста ходили легенды.
                            “Когда мы снимались в “Солярисе”, мне было всего 18 лет, — вспоминает Наталья Бондарчук. — Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого состояния, что у того дрожали зрачки и руки. “Толя, у меня сердце болит!” — кричал Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера, что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому”.

                            • sevenkar  |06 апреля 2011, 02:44#

                              Конечно, Солоницын!!! Когда он в кадре, что-то ощущаешь необъяснимое...:-)
                              Катя, спасибо, ничего не знала...

                              • Katts  |06 апреля 2011, 14:09#

                                и на меня он оказывает совершенно гипнотическое действие!...

                          • sevenkar  |06 апреля 2011, 02:42#

                            Солоницын!!!! Еще Солоницын! и Янковский.:-) только что в который раз "Зеркало" посмотрела...:-)

                        • PiterTusik  |04 апреля 2011, 17:46#

                          А вы знаете, что автору "Соляриса" Станиславу Лему фильм не понравился? А по моему мнению, фильм удивительный. Это тот редкий случай, когда экранизация достойна оригинала. Я вспомнила только один такой же пример: "Собачье Сердце".
                          Кстати, Казя спасибо, что написали про "Заставу Ильича". потому что мне тоже очень нравится этот эпизод, а я думала, я одна такая...
                          Соловьев рассказывал, что в институте Тарковский был типичным "золотым мальчиком", который ходил и все время что-то насвистывал: тычь, тычь, тычь-тычь - и ничем себя не проявлял. С ним учились гораздо более яркие и талантливые. Но где они ? Кто их помнит? И где он! Он-гений.

                          • nostaljazz  |04 апреля 2011, 18:24#

                            А вы знаете, что автору "Соляриса" Станиславу Лему фильм не понравился?Да, я знаю. Как раз сейчас перечитываю Лема, и кажется понимаю. почему ему не нравилась экранизация. Лемовский "Солярис" он вообще о другом, как мне кажется. Впрочем, версии Содерберга Лем отвесил еще больших "комплиментов", чем версии Тарковского. Вот жаль, не знаю видел ли Лем версию Ниренбурга и Ишимбаевой (она вышла на 4 года раньше фильма Тарковского). И если видел, то что говорил...

                          • Златовласка Злата  |04 апреля 2011, 18:03#

                            Сталкер и Солярис люблю. Несколько лет назад пересмотрела заново, открылось больше нюансов, многое стало понятным. Андрея Рублева начинала смотреть, но как-то не пошел. Зеркало тоже не смотрела, хотелось бы восполнить пробел.

                            • ustasia  |04 апреля 2011, 18:28#

                              У Тарковского мне нравится "Сталкер" и "Зеркало". "Сталкер" вообще мой любимый фильм, кстати. Кайдановский сыграл гениально. "Зеркало" - интересный, глубокий фильм с прекрасными актерами - Тереховой, Демидовой, Солоницыным. "Солярис" - стыдно сказать, но смотрела давно и с тех пор не пересматривала. Не знаю, что-то меня видимо отталкивало от этого фильма.

                              • Snezhka555  |04 апреля 2011, 19:44#

                                Большое спасибо за статью. Говорят, что перечитывая классику в разные периоды своей жизни, совершенно по-другому ее воспринимаешь. Тоже самое могу сказать и о фильмах. Года два назад знакомый еще со школы фильм Андрей Рублев совершенно перевернул мое сознание. Не хочу разбирать его на детали. С этим там все гениально. Но во время фильма я почувствовала то, что ощутила в Андроньевском монастыре.

                                • Navsikaja  |04 апреля 2011, 20:40#

                                  На просмтре Солярисе 3 раза теряла сознание, настолько была впечатлительна. Даже не ожидала сама. Есть произведения (будь то книга, фильм, спектакль), когда покидаешь зал, хочется просто помолчать и продолжить мысль наедине с собой. Для меня Солярис - это размышления о вечности. Как и Сталкер. Его фильмы надо чувствовать, а не размышлять. Быть на одной волне воспрития. Спасибо Лена.

                                  • nostaljazz  |04 апреля 2011, 22:00#

                                    Да, у меня с Солярисом что-то похожее. Не то чтобы действительно теряешь сознание, а куда-то в себя так глубоко проваливаешься, что потом не сразу сообразишь "кто я? где я?"

                                    • Navsikaja  |04 апреля 2011, 22:03#

                                      Лена, когда Баха услышала и пропала, очнулась во второй серии, напугала кавалера не на шутку.

                                  • andreevna  |05 апреля 2011, 08:37#

                                    Каждый раз пересматривая его фильмы, находишь что-то новое для себя, по мере взросления что-то переосмысливаешь.

                                    • Elena_Irkutsk  |05 апреля 2011, 14:17#

                                      Люблю всего, со всеми его терзаниями, перечнем страданий,неоднозначных поступков.
                                      В тройке избранного Андрей Рублев, Ностальгия, конечно же Солярис - любимые сцены с отключением гравитации (беззастенчиво передернута в клипе Меладзе "Притяженья больше нет") и финальный дождь на Солярисе.... При всем обожании Клуни - не переиграл он Баниониса, да и достоевщина Содербергу не удалась.. как отозвался сам Лем "Я думал, что худший "Солярис" снял Тарковский..

                                      • Elena_Irkutsk  |05 апреля 2011, 14:22#

                                        Наталья Бондарчук бесспорная красавица и прелесть в этом фильме, но я не могу понять ее откровения и смакования подробностей романа с Тарковским в возрасте женщины за 50 -неужели деньги сыграли роль?... опять какая-то двойная мораль, жена декабриста, из образа которой она до сих пор не может выйти, вряд ли позволила бы себе такое...

                                      • Elena_Irkutsk  |05 апреля 2011, 22:00#

                                        на канале КУльтура "Зеркало" началось !!

                                        • Katts  |05 апреля 2011, 23:54#

                                          Истинно Гениальный Режиссер, Великий Человек!!
                                          я возвращаюсь к его картинам снова и снова - язык не поворачиваеся назвать их "фильмами".. Помните долгий проезд камеры над водой в "Сталкере"? А длиннющая сцена, где они едут? Тудук-тудук.. Тудук-тудук..
                                          Он действовал как Великий Мастер - так тонко и чутко подбирал актерский состав, старательно выбирал места съемок, так много смысла вкладывал в немые сцены!.. Совсем недавно с друзьями в очередной раз пересматривали "Ностальгию" - помните комнату, в которой идет дождь? А плачущую в храме? Это живые картины, это сама жизнь, запечатленная на киноленте! И зритель - уже не зритель, а участник процесса: он вместе с Банионисом испытывает отчаяние, вместе с Профессором ищет мир, вместе с Андреем Рублевым - истину....

                                          Мне бесконечна близка манера изложения Андрей Тарковского, когда погружение достигается обращением к деталям - помните, как дрожит стакан на столе в начале "Сталкера"?
                                          А диалоги?.. "Писателишка вы задрипанный, психолог доморощенный - вам бы стены в сортирах расписывать"..
                                          Или это (не дословно!):
                                          - Господи, посмотри как плачет эта женщина, ответь ей!
                                          - Ты представляешь, что с ней будет?
                                          - Ну так подай ей хотя бы знак!
                                          - Я много раз подавал ей знаки, но она уже давно перестала их замечать....

                                          Когда я хочу погрузиться в вечность, когда мой дух болен и просит помощи - я смотрю картины Андрея Тарковского. И в некоторых сюжетах я слышу Бога.

                                          • Казя  |06 апреля 2011, 11:35#

                                            Вот у него вообще мне кажется была своя философия оживлять и наполнять, не просто кадр, а вообще пространство...
                                            в том же "Зеркале" - открытые окна... дождь... как молоко разлилось? Людей нет - но есть присутствие жизни. И тоже у меня в любимых - сцена в вагоне ("Сталкера")
                                            В "Рублеве" такая лаконичная сцена в храме - когда камера движется по пространству круга, и герои каждый раз в новой точке?...
                                            А все его "Полеты" и вообще повисания?.... и могила во Франции, увы.

                                            • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 14:08#

                                              просто колдовская сцена с помывкой волос, как глаза были сняты ..это все за пределами сознания...
                                              нашла у себя в архиве серию фотографий с базы отдыха на КБЖД -они как будто из этого дома

                                              • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 14:09#

                                                деревянное окно

                                                • Казя  |06 апреля 2011, 14:29#

                                                  "Деревянное окно"
                                                  О! Вот на таком окне же еще чашка дымящаяся стояла?)

                                                  • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 15:06#

                                                    и книжка открытая лежала.... но меня только вчера осенило, что атмосфера та же поймана, "бессознательное"? в момент отдыха там о Тарковском и не вспоминали..)
                                                    Да, стихии он сильно умел показать - вода (во всех состояниях), ветер, огонь... и кошки-кошки-кошки часто мелькают! ))

                                                    • Казя  |06 апреля 2011, 15:23#

                                                      ага))) четыре стихии Тарковского - кажется так и говорят? А в "Сталкере" и в "Ностальгии" больше всего воды.
                                                      В "Зеркале" - ветер... когда мать сидит на поваленном дереве....
                                                      Елена, а вы как считаете - надо только на чувственной волне смотреть, или же считывать? А считывать - значит мыслить?...
                                                      хотя не помню прямую цитату, но он же, как-то в интервью буквально "Огрызнулся" - "Это и есть ваша дело - дело критиков, говорить нам режиссерам, о чем это мы хотели сказать" =)) кажется так там было...

                                                      • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 17:24#

                                                        если интересует мое скромное мнение, то у меня, как у натуры чувственной и чувствительной, вначале идет волна чувственного восприятия, особенно если захватывает с головой, во вторую волну подключается разум-анализ, изыскания " что это было и что хотел сказать автор", без этого невозможно полноценное восприятие ) К великим можно вовращаться бесконечно, поскольку личностная философия находится в постоянном генезисе, каждый раз находить что-то новое, ответы на вновь возникающие вопросы... Побудить аудиторию к анализу-мышлению дано не всем художникам, у Тарковского в каждом кадре философия вперемешку с психоанализом, и "что такое счастье-это каждый понимает по-своему..." про критиков-избитое , что это те, кто не способен или не дорос до собственных творений

                                                        • Казя  |06 апреля 2011, 22:34#

                                                          спасибо) Я услышала то, что хотела))
                                                          в любом случае, мне кажется что невозможно не подключить разум, ибо в этом смысл существования языка кино (ну, пусть на первых десятилетиях он не этим занимался, и не этим занимал умы, но все же естественная эволюция его привела к такой иносказательности, что волей не волей приходится спрашивать мне саму себя "что он хотел сказать")
                                                          с крытиками мне кажется и да, и нет... случается, что 17-летний сознательно идет учиться именно этому ремеслу..
                                                          мы же не презираем "энциклопедистов"? (исключение разве те крытики, что пишут на премьеры.. вот где сомнительная роль в истории, я считаю))))

                                                          • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 23:39#

                                                            различают критиканов и критиков... достойный критик должен быть ...ведом, знать как минимум все то же, что и автор, и еще больше... только тогда он может анализировать, сравнивать, критиковать... Виталий Вульф на мой взгляд- вот образец критика... не может быть качественного критика в 17 лет, ему вначале полжизни учиться нужно))

                                                            • Казя  |06 апреля 2011, 23:43#

                                                              О! "ему вначале полжизни учиться нужно))"
                                                              и это Ви говорите в стране, шо отменила бесплатное второе высшее?))))))))))))))) тут как "говорил наш шеу - куй железо, пока горячо!"

                                                              а мне вот пока писала, с грустью вспомнился Кайдановский, который в сознательном возрасте, после всего - всего... пошел на высшие сценарные... а .... ну. не мне судить как там и что у него не вышло...

                                                              • viveja64  |06 апреля 2011, 23:43#

                                                                А если все-таки не нравится не в 17 не в 47 , значит, тупая, чего-то там не поняла? или зря жизнь прожила?

                                                                • Казя  |06 апреля 2011, 23:45#

                                                                  зачем же так самокритично-то?!))))))))))

                                                                  • viveja64  |06 апреля 2011, 23:49#

                                                                    Солярис посмотрела, Сталкер тоже- более-менее понятные фильм, но остальные ...зачем -то надо искать аллегории, что-то там сравнивать , мне просто неинтересно, да и многим тоже, просто может бояться признаться?

                                                                    • Казя  |06 апреля 2011, 23:52#

                                                                      А мы в этой части не об этом! Это наш выбор - искать аллегории или не искать. Вы видимо приняли на свой счет?
                                                                      В большей части видов искусства всегда существует дилемма познания: интуитивно и рационально! И мы с Еленой обсуждали всего лишь наше личное отношение к этим двум полярностям.

                                                                      • viveja64  |06 апреля 2011, 23:55#

                                                                        нет , ничего не принимала на свой счет, просто интересно, когда-то смотрела Малхолланд Драйв Линча, тоже намудрил, но интересно было, даже пытались разобраться, а в его фильмах все как-то лысо, простите за прямоту

                                                                      • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 23:57#

                                                                        наверное, настрой важен, отключиться от всего, вникнуть...
                                                                        я вчера просто улетела в атмосферу "Зеркала", еще и сегодня до обеда была "забабашенная", под впечатлением , что-то вспоминала из своего детства... ведь у каждого есть и своя речка, и лес, и какой-то деревенский дом, бабушка, мама...

                                                                        • viveja64  |07 апреля 2011, 00:00#

                                                                          может быть, но Зеркало не воспринимается никак, вот Солярис в свое время оставил след, Сталкер тоже , опять про Линча, смотрела его первый фильм Человек-Слон, тоже черно-белый , правда не такой мудреный, но ведь интересно же

                                                                          • Казя  |07 апреля 2011, 00:00#

                                                                            и первые дежа вю!)) Я вот скромно заикнулась - и никто пока не поддержал! Но меня в 14 лет впервые подкупил именно этот момент) Я тогда взяла на заметку режиссера, который (иш какой волшебник!) - про МЕНЯ знает такое! А потом уж смотрела позже и более осмысленно)
                                                                            Меня именно в этой картине "замыкает" ныне на типографских сценах и диалогах.
                                                                            Чьорт)) я видимо больше слышу фильмы, и меньше смотрю)) вот она "модальность")

                                                                            • viveja64  |07 апреля 2011, 00:07#

                                                                              я поняла , у меня просто не было бабушки в деревне и родилась я в Мурманске- с деревьями и речками проблема, поэтому я не нахожу ни зрительную ни звуковую модальность в фильме

                                                                              • viveja64  |07 апреля 2011, 00:10#

                                                                                простите, слуховую

                                                                                • Казя  |07 апреля 2011, 00:12#

                                                                                  я понимаю, что опыт важен. но есть ведь масса вещей (если можно так обзываться на искусство))) которые мы познаем без опыта?
                                                                                  Скажем в таком случае, нам россиянам чужды Ван Гог... а еще мы тогда "регги" слушать не будем?
                                                                                  я не ерничаю, ну быть может утрирую...
                                                                                  в любом случае, если вы уже осознаете, почему вам не понравились эти фильмы, значит познание состоялось, я считаю.

                                                                                  • Elena_Irkutsk  |07 апреля 2011, 01:17#

                                                                                    я поняла , у меня просто не было бабушки в деревне и родилась я в Мурманске- с деревьями и речками проблема, поэтому я не нахожу ни зрительную ни звуковую модальность в фильмеу меня тоже не было родной бабушки в деревне, и родилась я не в деревне, но это не значит, что я не видела в детстве деревню и бабушку ... у меня возникают образы какой-то своей речки из детства и своей деревни, знакомые только мне... и дальше пошла ассоциативная цепочка..

                                                                          • Jekio  |07 апреля 2011, 05:32#

                                                                            Мне кажется, что просто каждый человек мир и искусство по своему воспринимает. Я например, тоже сначала погружаюсь в "атмосферу" фильма. Либо меня захлестывает, целиком увлекает куда то, либо нет. Иногда от фильма остается только ассоциативный ряд, помнишь настроение, цвета, какие то образы. И это нравится. Смотришь еще раз, и еще. И так слой за слоем проявляется какая то уже более цельная картинка. И думать начинаешь уже после просмотра. о чем, зачем...а иногда и вовсе не начинаешь...не хочется замыкать то, что чувствуешь в какие то рамки (будь то словесные или еще какие то). Я иногда вообще перестаю ощущать себя человеком перед телевизором, или слушающим музыку, а просто улетаю куда то.. и нет меня ))) А кому то все это не интересно и кажется ерундой..и это тоже правильно. ))))) Есть люди рациональные , а есть иррациональноые. И это не значит что кто-то тупой или бесчувственный. Вовсе нет! Просто другой и все ))))

                                                                      • Katts  |07 апреля 2011, 04:37#

                                                                        Елена, присоединяюсь: я сначала смотрю, впитываю все как губка, насыщаюсь.... а потому думаю-думаю-думаю - и так могу несколько дней думать.. могу вернуться к сцене, посмотреть ее еще раз

                                                                    • Katts  |07 апреля 2011, 04:36#

                                                                      а как трава колышется!.... глаз не оторвать!

                                                                      • Elena_Irkutsk  |07 апреля 2011, 11:06#

                                                                        ..и волосы развеваются, и глаза пронзительные-ведьминские -мурашки ползут :))

                                                                • Katts  |06 апреля 2011, 14:12#

                                                                  вспомнила каждый эпизод - мурашки побежали.. насколько ж его взгляд был нестандартен для кинематографии в целом!.. рассчитан на зрителя, который будет на одной волне и сумеет прочитать между строк

                                                                  • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 14:18#

                                                                    Тарковский опередил свое время... примерно лет на 20..... в 1974г. среди советских людей бывших с ним на одной волне было немного...

                                                                  • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 14:14#

                                                                    Чертополох... из современных думающих отчечественных режиссеров только ленивый не залазил в наследие Тарковского, ухо показали по-моему все )) братья Михалковы-Кончаловские вообще кусками оттуда дерут

                                                                    • Казя  |06 апреля 2011, 14:31#

                                                                      Дерут, дерут.....! Хотя Андрон и Андрей дружили и начинали работать вместе... а вот Никитушка, в "Цирюльнике" не погнушался, только вот мне не хватает чего-то словно.. ну может кивка "Люблю, почитаю, считаю революционером в кадре... поклоняюсь, когда использую мизансцены его как метафору ...?

                                                                      • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 15:01#

                                                                        Андрон рассказывал про их совместные лихие молодые годы...стиллягами, говорит, были, фарцовочкой не гнушались, считались авангардом золотой московской (читай (анти)советской))) молодежи 60-х ... У Никиты это лезет во всех фильмах, выдается за свое и объясняется великой русской национальной идеей)) В последней работе Утомленные-2 -и бабочка на стекле, и церковь, и природные пейзажи, и деревня... а снег в финальном кадре??? не стесняясь, та же работа камеры.... правда, в деревенских сценах с фашистами и цыганами еще и Кустуривщиной попахивает, но факт, что Кустурица учился на работах Тарковского... так что он общепризнанный мировой авторитет ))

                                                                        • Казя  |06 апреля 2011, 15:09#

                                                                          О! Точно... я видимо настолько далеко засунула подальше, свои впечатления от "Утомленных 2" что и забыла - бабочка меня раздразнила...


                                                                          никак не могу найти кадр из сна, где "мать" (Терехова) летает - парит.
                                                                          Зато нашла вот что из "иванова детства" - предтеча? =))

                                                                          • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 15:54#

                                                                            оно? скорее не предтеча- образ мышления, попытки отобразить некий собственный опыт и мировосприятие в отдельные отрезки жизни (знаком был маэстро с препаратами, расширяющими сознание, чего уж греха таить )..
                                                                            Не поняла надуманную эклектику Кончаловского в "Глянце" - эти вставки воспоминаний из детства главной героини - беспардонные перепевы и из "иванова детства", и из "Зеркала"

                                                                            • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 15:58#

                                                                              просто запредельно снято, уж тем более для того времени и с тем тех. арсеналом. Браво- Брависсимо!!!!

                                                                              • Казя  |06 апреля 2011, 16:07#

                                                                                Там была доска деревянная к стене прикреплена, как полка... - я видела кадры с площадки.
                                                                                А еще вот как раз повод поговорить о поверхностях у Тарковского?! Сама по себе стена - это что-то!
                                                                                Как же он должно быть художников и помрежей измучил?

                                                                                • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 19:33#

                                                                                  судьба такая у его художников и пом.режей, наверняка они осознавали, с кем работают, и были счастливы от такого творчества, тогда из русских этого не делал никто ))

                                                                                  • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 19:44#

                                                                                    кстати, болгары сняли "Барьер" в главной роли со Смоктуновским и Ванкой Цветковой ничуть не хуже, правда поздее, в 1979г.

                                                                                    • Elena_Irkutsk  |08 апреля 2011, 12:10#

                                                                                      а еще вспомнился "Вий" - вот где предтеча колдовских полетов..., снято раньше, в 1967г, думала, что наоборот

                                                                                • нат69  |07 апреля 2011, 19:46#

                                                                                  просто запредельно снято, уж тем более для того времени и с тем тех. арсеналом. Браво- Брависсимо!!!!Лена, как точно слово подобрали...." Запредельно " ....

                                                                                • Казя  |06 апреля 2011, 16:04#

                                                                                  Интересно)) Кому-нибудь, когда-нибудь, придет в голову, написать нечто.. типа "язык такого-то в творчестве таких-то"?)))))))))))
                                                                                  И самый пожалуй "паскудный" вопрос: где грань между слепым копированием (иногда ведь с претензией на собственную гениальность) и между сознательным стилистическим и языковым отсылом, и метафорами в сторону творчества других?
                                                                                  Эх - вот почти за два года, так тут и не объявился ни один представитель ни сценарного, ни критики.. - а как бы я помучила, да потрясла бы... гложет любопытство....

                                                                                  • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 18:24#

                                                                                    по -английски называется "inspired by...", и уважающие себя художники не стесняясь указывают это в начале книга, фильма, на диске... как это будет сказать по-русски инспирированно... "меня вдохновил...." "по мотивам..."
                                                                                    при желании и у Тарковского можно отыскать приемы Феллини, Антониони, Шаброля.. величие и гениальность -это когда ученик превосходит своих учителей, впитав от них все лучшее, далее развивает их идеи и создает свой индивидуальный неповторимый стиль, узнаваемый по первым тактам.. а штампованные копии и клише не интересны, они не пробуждают к мыслительной активности, не вызывают воспоминаний.. все тот же не дающий покоя Глянец -и деревню показал, и дождь, и тазик, и музыка того же Артемьева... а совсем не то, вместо философии -чернуха и бытовуха вышла

                                                                                    • Казя  |06 апреля 2011, 22:30#

                                                                                      я имела в виду глобальный труд - этакий экскурс по "метафорам")

                                                                                      • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 22:33#

                                                                                        это же трудиться надо, да и опасно на святых покушаться)) если молодой возьмется - дальнейший творческий путь заказан, жизнь отравят, если зрелый- врагов наживет))

                                                                    • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 00:02#

                                                                      я сейчас настолько глубоко погрузилась в атмосферу "Зеркала", что еще не вернулась оттуда))
                                                                      Гений. Откуда эти планы, раскадровка, музыка, стихи ?? Как все технично снято при минимуме тех.средств и отсутствии компьютерной графики, "с рук". Какая сила художественных образов и мыслей. Просто гений. Титан

                                                                      • Katts  |06 апреля 2011, 00:10#

                                                                        много лет назад я сказала об этом фильме: Какая достойная операторская работа! А старший по партии меня поправил: Нет, Катя, такого термина: операторская работа - это режиссерская работа..

                                                                        • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 00:14#

                                                                          потому как у меня есть знакомые режиссеры и операторы- чисто технически есть такой термин, и от мастерства оператора много чего зависит... но направляет его конечно же, режиссер :))))

                                                                          • nostaljazz  |06 апреля 2011, 19:10#

                                                                            А вот тут, кстати, я не согласна. Бывает и так, что именно оператор тянет за собой режиссера.

                                                                            • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 19:25#

                                                                              Лен, это смотря какой режиссер и смотря какой оператор, в жизни все бывает) )

                                                                              • nostaljazz  |06 апреля 2011, 19:50#

                                                                                Естественно :) Кстати в плане крайне удачного тандема режиссер-оператор, очень советую "Король говорит" - вот тут четко видно, что есть режиссерская работа. а что операторская. Там ТАК снято, просто восторг!

                                                                                • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 19:58#

                                                                                  посмотрела "Короля", восторг разделяю, американские киноакадемики тоже оказались не глупы и не слепы)))

                                                                                  • nostaljazz  |06 апреля 2011, 20:03#

                                                                                    Я в последнем перелете посмотрела его на английском - там кроме прочего еще и язык - чистый восторг!

                                                                                    Ну, а о моей трепетной любви к Ферту и Рашу вообще все знают :)

                                                                                    • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 20:12#

                                                                                      у меня вообще чистый, не испорченный американизмами и австралийскими наречиями, английский вызывает трепет, а тем более язык монарших особ-это же классика!!))

                                                                                      • nostaljazz  |06 апреля 2011, 20:17#

                                                                                        ТОгда обязательно к просмотру: "Jeeves and Wooster" и "A Bit of Fry and Lauriei" с Фраем и Лори, но без перевода. Они неимоверно прекрасны!

                                                                                        • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 22:25#

                                                                                          спасибо, поищу! :))

                                                                                          • Казя  |06 апреля 2011, 22:29#

                                                                                            )) и мне потом свистните плиз - где нашли?))))
                                                                                            я вообще с удовольствием бы пообщалась о фильме "Король говорит" - ( где-нить.... куда бы приткнуться?)

                                                                                            • nostaljazz  |06 апреля 2011, 22:34#

                                                                                              Давайте здесь уж :)

                                                                                              • Казя  |06 апреля 2011, 23:03#

                                                                                                нене! Здесь я считаю нечестно и не по правилам))))))))))
                                                                                                Лена, а ведь технически же возможно создать в "культуре" пост.. пусть он будет в два - три абзаца от Вас и с ключевой уже для тенденции последних месяцев концовкой))) - т.е. наводящим вопросом?
                                                                                                А мы уж "развернем" _ мне правда, интересно не свое мнение высказать (я фильм простите смотрела со стороны профессии , второй раз попробую как зритель)))) - мне интересно услышать мнения вообще)

                                                                                              • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 22:35#

                                                                                                Короля на днях пересмотрю - диск купили, муж не видел, посвистю (для грамотных- это не ошибка, авторское написание)) - можно в аннонсе про февральские (или мартовские?) премьеры

                                                                                            • Kitten  |06 апреля 2011, 22:38#

                                                                                              "Дживс и Вустер" великолепен с точки зрения британского английского, особенно в исполнении Фрая. На английском Амазоне весь сериал (с субтитрами) стоит 11 фунтов.

                                                                                              • Katts  |07 апреля 2011, 04:45#

                                                                                                Елена! Фрай и Лори в тандеме просто чудесны! истинное удовольствие! Дживс и Вустер пересмотрела не раз :) действительно блестящая работа)) только после этого начала понимать глубину английского юмора :)

                                                                                              • Kitten  |06 апреля 2011, 22:59#

                                                                                                Елена, с пиететом к монаршим особам все понятно. А как Вы относитесь к английскому языку простых британцев? В этом плане тоже есть, что посмотреть.

                                                                                                • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 23:46#

                                                                                                  язык простых британцев для меня звучит приятнее, чем австралийский с "тудаями" и "гуддаями", или американский с "воннами" и "гоннами", но общаться могу со всеми англо-язычными, независимо от их акцента

                                                                                                  • Kitten  |06 апреля 2011, 23:52#

                                                                                                    Посмотрите на языке фильм Trainspotting и мультсериал Creature Comforts: там очень много разных британских наречий, иногда сложных для восприятия самими носителями языка. Правда, в Trainspotting много сленга.

                                                                                                    • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 23:59#

                                                                                                      ок, спасибо, Trainspotting видела в русскоязычной версии

                                                                                                      • Kitten  |07 апреля 2011, 00:15#

                                                                                                        Его лучше смотреть с субтитрами. Сами англичане жалуются на то, что не все воспринимают на слух. Кстати, на фоне некоторых прононсов в этом фильме, американские "вонны" и "гонны" могут показаться милыми шалостями.

                                                                                                        • Elena_Irkutsk  |07 апреля 2011, 15:11#

                                                                                                          неудивительно, мы ведь тоже своих соотечественников-представителей той или иной субкультуры - иногда с трудом можем понять

                                                                                • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 00:16#

                                                                                  на роль матери пробовалась Марина Влади, но что-то там не сложилось по политическим мотивам из-за опальности Высоцкого (1974г.) Хорошо, что не сложилось, не думаю, что она смогла бы сделать то, что сделала Терехова

                                                                                  • Elena_Irkutsk  |06 апреля 2011, 00:23#

                                                                                    достойнейший дебют 5-летнего Филиппа Янковского в большом кинематографе -после такого выбор профессии был, несомненно, предопределен. только зря он котенка каким-то белым порошком посыпал ))

                                                                                  • viveja64  |06 апреля 2011, 00:35#

                                                                                    Все фильмы смотрела, особенные, но для меня не культовые, наверное, я их просто не понимаю, кроме "Солярис" и "Сталкер"

                                                                                    • Оленорис  |06 апреля 2011, 14:32#

                                                                                      Не одного фильма не смотрела. Все еще впереди!)))

                                                                                      • MaricaSun  |06 апреля 2011, 15:33#

                                                                                        Интересная история.
                                                                                        Я тоже не припомню ни одного фильма, может быть видела их , но режиссера не помню. Хотя фамилия очень знакомая.

                                                                                        • IIIkoDa  |07 апреля 2011, 04:41#

                                                                                          Эта фамилия на слуху у всех))) Я вот лично имею ужасную память на фамилии актеров, певцов и названия фильмов, но по фото точно помню где и кого играл))

                                                                                        Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи