Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Культура

Тайны московского подземелья

15 июня 2011, 00:00 | Катя Кожевникова

Тайны московского подземелья
11 выбрали

История московского метрополитена началась ровно 80 лет назад. 15 июня 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве подземной транспортной системы. Первая линия московского метро, проходящая от станции "Сокольники" до "Парка культуры" откроется через 4 года после этого, в мае 1935-го. Так сначала москвичи, а за ними и другие жители крупных российских городов начали осваивать подземное царство. И хотя сегодня спуск в подземелье – каждодневная обязанность большинства жителей крупных городов, легенды о подземном царстве Москвы продолжают ходить до сих пор.

Впрочем, это понятно: для всех народов мира слово "подземелье" таило в себе жуткие тайны и легенды об ужасных чудищах или загадочных народах, которые живут в подземной тьме. И даже отстроенные и "прирученные" подземелья становятся источником легенд. Часть из них носят откровенно мистический характер, другие – политический, и связаны они с засекреченными правительственными туннелями под народным названием Метро-2.

Мистика в московском метро

Знак апокалипсиса в Перово

Пожалуй, самая известная и жуткая загадка московского метрополитена связана со станцией метро "Перово". Эта относительно молодая станция была открыта в конце 70-х годов прошлого века. Тем не менее, один из ее барельефов напомнил слова очень древнего текста – Апокалипсиса от Иоанна Богослова. В своем откровении Иоанн рассказывает о рождении Антихриста, втором пришествии Иисуса Христа, огне с небес, всадниках апокалипсиса и прочих катаклизмах, которые приведут к концу света.

"Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили".

Неизвестно, о чем думал автор перовских барельефов, но картинка получилось такой: огнедышащее животное, то ли лев, то ли конь, со странно извивающимся хвостом.

Рассказывают, что этот барельеф создал никому не известный дедушка, потому что главный скульптор во время работы над проектом заболел. Работы были выполнены в срок и дурного знака – знака апокалипсиса, в них никто не заметил. Так и висит этот загадочный барельеф уже более 30 лет. А любителям мистики он дает возможность порассуждать о негативном энергетическом поле всего района. То название с лешими связывают (хотя, по-моему, оно больше напоминает слово "перо"), то говорят, что проходящее здесь Шоссе Энтузиастов (в прошлом – Владимирский тракт, по которому ссыльных отправляли на каторгу) портит энергетику всей местности.

Ну не знаю, я живу в Перово, и честно говоря, влияния апокалипсиса на свою жизнь пока не ощущала. И Шоссе Энтузиастов, если мне жить и мешает, то лишь постоянными пробками. Правда, леших у метро, особенно в пятницу вечером, встретить можно, но, мне кажется, это во многих районах случается.

Предсказание будущего на Киевской

Другая популярная легенда связана со станцией метро "Киевская", с панно "Борьба за советскую власть на Украине". Люди с фантазией отмечают, что красноармеец в правом нижним углу картины сидит перед ноутбуком, разговаривает по мобильному телефону, а в руке у него карманный компьютер. Естественно, в 50-х годах, когда эта станция была открыта, о такой технике не могло быть и речи.

Но мне все же кажется, что он использует полевой телефон, состоящий из трубки и ящика с телефонным аппаратом, а в руке у него обыкновенный блокнот.

Секретное метро-2

— Слушай, слышал? Под землею город строют.
— А, говорят, на случай ядерной войны!
Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий в своей шуточной песне "Слухи" уже в конце 60-х годов упомянул о неизвестных московских подземельях. Сегодня существование секретных "правительственных" линий метрополитена – это уже не слухи и не легенда, а достоверно известный факт. Официально говорить о нем не принято, но неофициальные лица делают это довольно часто. Хотя даже бывший начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев в одном из интервью заявил: "Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьем балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю".

Один знакомый сотрудник метрополитена рассказал, что в столичной подземке часто работают люди, которые раньше обслуживали Метро-2: монтеры, накрутчики и обходчики. Самих сотрудников метрополитена это не удивляет и даже не очень интересует.

Секретные подземные бункеры начали строиться практически одновременно с первыми ветками известного нам метрополитена. Например, считается, что между станциями "Театральная" и "Маяковская" строилась станция "Советская", находящаяся под землей напротив здания московского правительства, но потом было решено отдать ее под военные нужды. Говорят, что если внимательно посмотреть на переезд между "Театральной" и "Тверской" (она была построена лишь в конце 70-х, чтобы ликвидировать слишком длинный перегон), то можно увидеть следы "Советской".

Единственное место, где секретные тоннели сходятся с московским метрополитеном – перегон между станциями "Спортивная" и "Воробьевы горы". Считается, что слева по курсу, если ехать от "Спортивной", можно даже увидеть это ответвление. С этой веткой вообще связывают странную историю: говорят, когда при Хрущеве было решено построить метро до "Университета", сначала было решено провести его по подземному тоннелю под Москвой-рекой, который уже был выкопан для линии секретного метро. Но в последний момент правительство не дало разрешения использовать секретный тоннель, поэтому и появился проект "Метромост".

Район Раменки, находящийся недалеко от Университета, – сказочное место для любителей подземелий. Считается, что там были выстроены огромные бомбоубежища, соединенные переходами с подземельями МГУ. Может быть, именно для эвакуации жителей из центра в эти катакомбы и был построен подземный тоннель под Москвой-рекой.

Существует даже неофициальный план секретной московской подземки.

Линии секретного метро соединяли Кремль с огромными бомбоубежищами, аэропортом Внуково и другими стратегическими объектами.

Кстати, недавно построенную ветку метрополитена, соединяющую станцию "Киевская" Арбатско-Покровской линии со станцией "Строгино", создала компании "Трансижстрой", которая в советские времена специализировалась на строительстве секретных бункеров. Большая глубина пролегания этой ветки, а также скорость, с которой она была построена, заставляет задуматься, не были ли в ней использованы секретные тоннели.

А в один из подземных бункеров сегодня можно легко попасть. Речь идет о Музее холодной войны, который находится в подземелье недалеко от станции Таганская. Вниз уходит аж 18 этажей с длинными запутанными коридорами. После перестройки секретный военный бункер попал в частные руки, и теперь туда водят экскурсии.

А вы бы хотели увидеть засекреченные подземелья своими глазами? Вам нравится ездить в метро? Какие легенды о нем знаете вы?

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Комментарии (43)

  1. МарияДиваева  |15 июня 2011, 00:44#

    мне понравилась статья
    интересно об общеизвестном

    • Бестия  |15 июня 2011, 01:41#

      Статья интересная, люблю фильм "Добровольцы" о первых строителях метро, с удовольствием бы побродила по секретным объектам, но только в сопровождении опытного диггера, ездить в метро не нравится из-за запаха, шума, грязи, многочисленных "людей подземелья" и опасностей, ставших возможными в последнее время, а нравится быстрота передвижения.

      • piatochka  |15 июня 2011, 02:44#

        чувствуешь себя как в сказке - подземелья, тоннели, огнедышащие животные... современность отступает! времена холодной войны породили легенды....

        • Катя Кожевникова  |15 июня 2011, 02:57#

          Да, этим мне и нравится метро - своей загадочностью. Пусть местами вымышленной, а местами и откровенно надуманной, но все же захватывающей. Я еще с дества с интересом разглядовала навсегда закрытые двери московских подземелий, которые неизвестно куда ведут. Как, например, огромные запертые ворота на выходе со станции Киевская Арбатско-покровской линии.

          • piatochka  |15 июня 2011, 03:04#

            запертые двери плюс детское воображение - братья гримм отдыхают!))) наверное только наше метро несет в себе такую таинственную ауру.... тут и легенды и политика)

        • anastasya584  |15 июня 2011, 03:54#

          Интересная статья, если буду в Москве с удовольствием схожу в Музей Холодной войны.

          • Jekio  |15 июня 2011, 05:35#

            я к метро ровно отношусь, у меня некоторые из знакомых его не любят, у одних клаустрофобия, у других еще что то, предпочитают ездить по верху, но мне проще спустится в метро и за 15 минут доехать до нужного места, чем 1.5 часа добираться туда же по верху ))) Статья интересная очень! Спасибо ))) Так все загадашно и таинственно ))) Мне было бы интересно посмотреть на эти засекраеченные подземелья. В музей пойду непременно, когда буду в Москве следующий раз ))

            • katichka  |15 июня 2011, 08:28#

              Я к метро отношусь утилитарно. Ездить приходится каждый день и не всегда только на/с работы, т.е. по разным веткам и в разное время. Ни с чем таинственным с 70-х годов не сталкивалась. Понятно, что есть "правительственные" ветки, но, думаю, такая система есть не только в России.
              Фантазия создателей барельефов и панно порой впечатляет, но пассажирам некогда их обозревать, если только многочисленным туристам, особенно иностранным, уже давно "оккупировавшим" многие станции.

              • lpg  |15 июня 2011, 08:50#

                Мне в московском метро понравилось то, что, страдая топографическим кретинизмом и имея способность заплутать в трех соснах, я в московском метро не заблудилась ни разу! Очень все четко, ясно и понятно:)

                • katichka  |15 июня 2011, 08:53#

                  Наговариваешь ты на себя, Люда. Не верю!

                  • lpg  |15 июня 2011, 09:25#

                    Это тебе надо с моим сыном поговорить, он бы тебе много рассказал бы в лицах и красках, как мы с ним по Суйфуньхэ ходили:)

                    • katichka  |15 июня 2011, 10:31#

                      [Комментарий удален]

                      • katichka  |15 июня 2011, 10:32#

                        Люда, вот про Суйфуньхэ охотно верю. Я даже не с первого раза прочитала название :)))
                        А метро, оно и в ....

                        • lpg  |15 июня 2011, 10:33#

                          Кать, у нас все говорят просто - Сунька, там, похоже, кроме моего мужа, уже все жители Владивостока побывали:)

                    • gali  |15 июня 2011, 12:07#

                      Мне в московском метро понравилось то, что, страдая топографическим кретинизмом и имея способность заплутать в трех соснах, я в московском метро не заблудилась ни разу! Очень все четко, ясно и понятно:)Действительно все ясно и понятно. Всю жизнь пользуюсь московским метро, но когда мы были в Питере, то никак не могли выйти именно в нужном месте. Шли точно по указателям, и все-равно несколько дней подряд у нас не получалось...Смешно, но станция одна и та же была)))))

                      • Pure♥Poison  |15 июня 2011, 12:10#

                        а я, наоборот, там плутала)) постоянно путалась в этих ветках))

                      • bagira331  |15 июня 2011, 09:24#

                        Сразу вспомнилось "Метро 2033" Глуховского ))))
                        Я люблю метро, для меня оно всегда празднично-таинственное и загадочное, сияющее огнями. Это чувство родом из детства, помню себя года в 4, может в 5 - приезжали в Москву с мамой и конечно катались на метро )))) Хочется верить, что есть всякие секреты у метрополитена, только пусть они так секретами и останутся - так интереснее )))))

                        • Nika-Designer  |15 июня 2011, 10:38#

                          Именно про это я и подумала :) Глуховский пишет очень жизненно, как раз про "ужасы подземелья". Хотя, думаю, после ядерной войны под землей тоже будет не скрыться.

                          Метро очень люблю. Есть в нем что-то мистическое и техническое. Когда спускаешься под землю и поподаешь во власть тоннелей и переходов, чувство неимоверное!

                        • а вот и я  |15 июня 2011, 09:46#

                          Я на метро взглянула по-другому после прочтения книги Глуховского "Метро 2033". Для тех, кто не читал речь о том, как после ядерной войны выжили лишь те люди, которые во время ядерного взрыва находились в метро и вынуждены были остаться и жить. Наверху всё поменялось и мутировало, да и в метро сознание людей, вынужденных жить в подземелье мутировало тоже. Поменялись ценности и людские личные качества... Рекомендую для прочтения))) Особенно тем, кто не равнодушен к фантастике. Странно, что в этой статье "книжная тема метро" не затронута.
                          А в музей я бы сходила с удовольствием!

                          • Melli05  |15 июня 2011, 10:13#

                            Я люблю метро (не в час пик))), конечно хотела бы побывать в загадочном метро-2, но кто ж нас туда пустит)) Наткнула когда-то на пост с фотографиями с метро, куда людей не пускаю, завораживает!

                            • Marina-na  |15 июня 2011, 13:05#

                              Я люблю московское метро, собираю книги о метро. Хорошие фото и информация о строительстве отдельных станций есть в книге Наумова, Шергина "Московское метро. 1935-2005". Собираю юбилейные билеты. Слышала о секретной ветке к академии ФСБ на Мичуринском проспекте и к Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на проспекте Вернадского.

                              • Belochkam  |15 июня 2011, 13:28#

                                всегда нравилась мистика...

                                • nazdaz  |15 июня 2011, 14:38#

                                  не, я засекреченные подземелья своими глазами не хотела бы увидеть))) я фильм "Клуб "Фобос" видела - там ночной клуб сделали в подобном брошенном бункере, а потом за группой подростков закрылась тяжелая железная дверь, мобилы не берут... и началось "остаться в живых"... неизвестно, на что могут нажать во время экскурсий по заброшенным подземельям любопытствующие граждане, или что они там могут случайно найти...

                                  • Катюшка-якушко  |15 июня 2011, 16:57#

                                    ))в Москве самое крутое метро,в самом деле.
                                    Статья познавательная

                                    • Ехидна  |15 июня 2011, 17:14#

                                      Я хотела бы увидеть только одно засекреченное подземелье - у нас в Краснознаменске. Предположительно выход из этой секретной ветки метро должен быть метрах в трехстах от моего дома. Но, живя там 30 лет, я ни разу не была даже близко к тому месту, настолько там жесткая пропускная система.

                                      • Ехидна  |15 июня 2011, 17:15#

                                        Обычное московское метро не вызывает никаких эмоций. Я езжу на нем вот уже 15 лет по 2 раза в день. Чаще всего с закрытыми глазами:)))

                                        • bagira331  |15 июня 2011, 17:26#

                                          Досыпаешь, бедняжка, да? (((
                                          ))))))

                                          • Ехидна  |15 июня 2011, 17:36#

                                            Стараюсь, Маш:)))) Я в метро проезжаю всего 4 станции и на каждой открываю глаза, а то мало кто рядом сядет...

                                        • lexusha  |15 июня 2011, 19:12#

                                          "красноармеец в правом нижним углу картины сидит перед ноутбуком, разговаривает по мобильному телефону, а в руке у него карманный компьютер" - очень даже похоже))))
                                          А я вот однажды вышла на одной из станций синей ветки, и долго не могла понять, что половина поезда выстраивается в линейку и делает нечто необычное. Оказалось, все по очереди трут бронзовой статуе собаки нос. Отчего он горит как пламенный. Ритуал меня заворожил, потому что его делают разные люди сходя с каждого нового поезда

                                          • Marina-na  |15 июня 2011, 19:30#

                                            Это станция Площадь Революции, в 80-е годы студенты терли нос собаке, чтобы получить отличную оценку на экзамене. А сейчас все загадывают желания, нос блестит как медное зеркало.

                                            • Maria G  |15 июня 2011, 19:32#

                                              Так что же в результате? Хорошая оценка или исполнение желания???))) Только ручки после тирки носа и других мест надо протереть!)

                                              • lexusha  |15 июня 2011, 19:36#

                                                Точно, площадь революции!

                                              • Ехидна  |16 июня 2011, 09:01#

                                                Ну так это давно известный факт, чего ж удивляться? Я никогда не ухожу в Площади Революции, не потерев собаке нос:))))

                                              • Maria G  |15 июня 2011, 19:18#

                                                Да, статья интересная!!))) Хотелось бы побывать в метро-2!)))

                                                • Елена Лесина  |15 июня 2011, 19:22#

                                                  С удовольствием посещаю отдельные станции метро (когда бываю в столице) - это наша история, это помпезность сталинского периода, грандиозность и роскошь, мифотворчество, присущее, этому времени.
                                                  С большим интересом побывала бы в музее, расположенном аж на восемнадцать этажей под землей.

                                                  • Ms.Safety  |16 июня 2011, 07:05#

                                                    Всегда, когда спускаюсь в метро охватывает ощущение царящей вокруг таинственности и загадочности, не смотря на толпы людей поблизости. Все таки Метро-это другой мир. Интригующий и манящий.

                                                    • Ninonnew  |16 июня 2011, 09:16#

                                                      В принципе все это давно уже известно,тема измусоленная - и в прессе это просачивалосьт (еще даже в советские времена) и сейчас и в газетах,и в журналах и по ТВ мусолят эту тему.Я еще в детстве про эти "правительственные ветки метро" знала.А подруга моя живет в Раменках - так у нее около дома какое-то непонятное строение типа бункера и им еще в детстве взрослые говорили,что это выход из "Кремлевского метро".Так и передавалось это как предание "из уст в уста" - а,видите,оказалось правдой!Так что ничего нового и интересного автор нам не преподнес.

                                                      • ChaosStalker  |16 июня 2011, 10:49#

                                                        На запасной станции Метро-2 под ГЗ МГУ многие студенты были, даже фотографии показывали. Подвалы МГУ глубиной метров 150-200, на 1 курсе старичок, проводивший инструктаж по безопасности, даже чертежи приносил. Подвалы соединяются с резервной веткой метро (Метро-2) и с бункером в Раменском. Еще туда есть входы из 4 фонтанов вокруг памятника Ломоносову, но уже довольно давно их заварили решетками, хотя некоторые мои знакомые в эти подвалы пробирались как раз через фонтан.

                                                        • viola_inc  |16 июня 2011, 10:53#

                                                          а где этот памятник ломоносову? ))

                                                          • ChaosStalker  |17 июня 2011, 12:48#

                                                            Перед входом в ГЗ МГУ со стороны Ломоносовского проспекта. Там квадратный сквер с 4 фонтанами, образованный ГЗ МГУ, напротив него Ломоносовский проспект, слева химфак, справа физфак. А ровно посередине - ОН! :-))

                                                        • LOO  |16 июня 2011, 18:53#

                                                          Очень много нового, особенно про Перово.

                                                          • =>IIoфиГuCткА<=  |17 июня 2011, 08:58#

                                                            очень интересная статейка...мой выбор Перово)

                                                            • beba  |29 июня 2011, 21:25#

                                                              я обажаю запах в метро!!!!!

                                                              Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи