До -35% на Giorgio Armani! 27-28 января 2020
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Культура

Нико Пиросмани: Жил-был художник один...

28 февраля 2017, 22:00 | Светлана Ветка

Нико Пиросмани: Жил-был художник один...
13 выбрали

Жил-был художник один,

Домик имел и холсты,

Но он актрису любил,

Ту, что любила цветы.

Он тогда продал свой дом,

Продал картины и кров,

И на все деньги купил

Целое море цветов.

Миллион, миллион, миллион алых роз

Из окна, из окна, из окна видишь ты,

Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,

Свою жизнь для тебя превратит в цветы. 

/Андрей Вознесенский/ 

Считается, что знаменитый хит Аллы Пугачевой был посвящен бедному грузинскому художнику Нико Пиросмани (Пиросманишвили) и его любви к французской актрисе Маргарите де Севр, гастролировавшей в Тифлисе в 1905 году. 

Нико Пиросмани. Автопортрет


Нико Пиросмани. Актриса Маргарита

Увы, но серьезные исследователи жизни и творчества Пиросмани уверяют, что это всего лишь красивая легенда. Кто именно придумал историю о великой безнадежной любви и ворохе цветов, что были брошены бедным художником к ногам актрисы, мы, наверное, не узнаем никогда. А записал ее Паустовский, приехавший в Тифлис вскоре после смерти Пиросмани и влюбившийся в его удивительную живопись: «Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень…Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник…. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица-жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак,... настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от чёрной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов».

На самом деле, эта история очень в духе Пиросмани, которого считали «не от мира сего»…Большую часть своей жизни он был бродягой, прозябал в бедности, если не в нищете. В молодости Пиросмани пытался быть как все и найти свое место в реальном мире – работал пастухом и железнодорожным кондуктором, был в услужении и торговал в молочной лавке. Но место не находилось, работа не ладилась, и общего языка с другими людьми Пиросмани тоже найти не мог. Единственное, что ему нравилось – рисовать. Впрочем, большинство современников считало, что этого он тоже не умеет, и смеялось над работами Пиросмани. Он никогда не учился живописи, не знал анатомии и не имел представления о перспективе – потом его назовут «примитивистом» и «представителем наивного искусства». Этих слов он тоже, разумеется, не знал, как никогда не думал ни об уходе от цивилизации, ни об истинном, природном, искусстве. Пиросмани просто рисовал – как умел, как видел, как чувствовал, так, как рисуют дети – не рукой, сердцем. 

Эти дети играют на его картинах. 

И красавицы возлежат как-то наивно, а не эротично. Вам не кажется?

Мужчины выглядят очень важными – работают они...

 

...или (что чаще) отдыхают.

 

Проживший полжизни впроголодь художник очень любил писать пиры. 

Не умевший ладить с людьми и не любивший большие компании - с удовольствием рисовал веселые многолюдные праздники...

...а никогда не помышлявший о семье - семейные сцены.

Что происходит с нами,

когда мы смотрим сны?

Художник Пиросмани

выходит из стены,

из рамок примитивных,

из всякой суеты

и продает картины

за порцию еды.

/Булат Окуджава/

Так и было – нищего художника поддерживали местные «меценаты» - духанщики. За свои картины Пиросмани получал обед или ужин, вино и ночлег, редко - немного денег. Деньги он тратил на краски, а вместо холстов использовал материал, который можно было найти в любом духане – самые обычные клеенки. Паустовский рассказывал: «Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки… Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным…»

Почти вся картина «Лев» - незакрашенное черное… Пиросмани любил писать животных – наивных, примитивных, с абсолютно человеческими глазами. 

С человечностью страданий

молча смотрят в этот день

раннеутренние лани

и подраненный олень.

/Ярослав Смеляков/

Совершенно удивителен его «Жираф»:

Именно об этой картине вспоминал Паустовский, которого я просто не могу (уж простите!) в очередной раз не процитировать: «Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе».

Другим материалом, который использовал художник, были листы жести – на них Пиросмани писал вывески для духанов. 

В духане, меж блюд и хохочущих морд,

На черной клеенке, на скатерти мокрой

Художник белилами, суриком, охрой

Наметил огромный, как жизнь, натюрморт.


Духанщик ему кахетинским платил

За яркую вывеску. Старое сердце

Стучало от счастья, когда для кутил

Писал он пожар помидоров и перца.

/ Павел Антокольский/

К сожалению, к работам Пиросмани в те годы почти никто не относился всерьез, и многие из них были уничтожены или просто потерялись. Огромная заслуга в том, что сохранилось хоть что-то, принадлежала братьям Зданевичам – Кириллу и Илье, которые открыли миру художника Пиросмани.

Они устроили его небольшую выставку. Пригласили в Общество грузинских художников и пытались поддержать материально. Пиросмани стал относительно известен в Тифлисе, его картинами стали интересоваться, но…принципиально это ничего не изменило в жизни «странного» художника, не желавшего никакой «благотворительности». Пиросмани умер от болезни и голода – в больницу его привезли слишком поздно - и никто не знает, где его могила…

Жил в Грузии мастер. Он был одинок —

Такое художнику место на пире.

Поднимем же, братья, во здравие рог.

Пусть эта рука не забудется в мире.

/ Тициан Табидзе/

Кто мог предположить, что «не от мира сего» художник станет знаменитостью? Что картины Пиросмани будут продаваться на знаменитых в мире искусства аукционах, а коллекционеры будут платить огромные деньги за право назвать шедевры своими? Что его выставки будут проходить в самых престижных музеях мира? (Любители легенд уверяют, что на выставку Пиросмани в самом Лувре в 1969 году приходила та сама Маргарита, совсем старенькая – неправдоподобно, но красиво…) Кстати, за последние несколько лет в Москве состоялось, по крайней мере, 3 выставки художника, а одна из них будет проходить до середины марта. Если у вас есть такая возможность, приходите на выставку «Грузинский авангард» в Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Мне очень нравятся его работы. А вам?

Светлана Ветка, специально для iledebeaute.ru

Фото arts-museum.ru, wikiart.org, nikopirosmani.com, niko-pirosmani.ru

В тексте использованы отрывки из «Повести о жизни» К. Г. Паустовского и стихотворений Павла Антокольского, Тициана Табидзе, Булата Окуджавы, Ярослава Смелякова и Андрея Вознесенского.

Комментарии (66)

  1. кастрюля  |01 марта 2017, 08:50#

    необычные работы

    • Ветка  |01 марта 2017, 09:40#

      Необычные - это со знаком + или -?

  2. кузбасс  |01 марта 2017, 09:19#

    Интересная статья. И работы для меня неизвестные, посмотрела.

    • Ветка  |01 марта 2017, 09:39#

      Именно эти не известны? Или вообще?

  3. иришечка70  |01 марта 2017, 09:57#

    Вне всякого сомнения у художника свой, неповторимый стиль. Картины какие-то добрые, душевные, трогательные...

    • Ветка  |01 марта 2017, 10:11#

      Вот не случайно про него говорят "что-то детское"...

      • иришечка70  |01 марта 2017, 10:13#

        Да-да, по-детски наивные какие-то...

    • Jekio  |01 марта 2017, 10:27#

      какая грустная судьба... мало в ней радости, но зато много духовности.. Спасибо, Света!

      • Ветка  |01 марта 2017, 10:38#

        Знаешь, мне кажется, что по-другому в те годы и в тех местах, и быть не могло.

        • Jekio  |01 марта 2017, 10:42#

          у талантливых и одухотворенных людей, вообще редко бывает по другому, к сожалению...

      • Эленберг  |01 марта 2017, 10:42#

        Прекрасная статья, спасибо, Светлана!))) Знала про такого художника, опять же из легенды по песне А.Пугачевой, но работ не видела) Впечатления двойственные: с одной стороны - какая-то детская наивность, незащищенность, трогательность в его картинах, видно, что художник-самоучка, без образования, а с другой стороны - в свойственной только ему манере написания картин виден его взгляд на жизнь вокруг, и кто знает сейчас, как ему давалась эта жизнь, все же со слов только очевидцев, а что у него было в душе?!))) Его картины теперь не перепутаю ни с чьими другими) Интересно, а был еще кто-то или м.б. есть, кто пишет картины в подобном духе "примитивизма")
        P.S. Надо перечитать Паустовского)

        • Ветка  |01 марта 2017, 10:57#

          Примитивистов немало. Самый известный, наверное, Анри Руссо.

          • Ветка  |01 марта 2017, 10:58#

            [Комментарий удален]

            • Ветка  |01 марта 2017, 10:58#

              .

              • Ветка  |01 марта 2017, 10:59#

                [Комментарий удален]

                • Ветка  |01 марта 2017, 11:00#

                  [Комментарий удален]

                  • Ветка  |01 марта 2017, 11:01#

                    .

                    • Ветка  |01 марта 2017, 11:02#

                      И еще мне очень нравится одна американская художница, которая известна под псевдонимом Бабушка Мозес. Писать она стала лет в 70, а прожила до 100!

                      • Ветка  |01 марта 2017, 11:02#

                        .

                        • Эленберг  |01 марта 2017, 11:13#

                          Вот, открылся талант в такие годы) Своё видение мира) Спасибо!

                  • kotenochek  |01 марта 2017, 15:36#

                    вот эта мне очень нравится!!

            • Didanyone  |01 марта 2017, 11:25#

              Светлана, спасибо за статью. Безусловно, у художника есть свой стиль, и да, это в хорошем смысле "ниавное искусство". Как бы сложилась его судьба, если бы его заметили, поддержали, направили на обучение? Скорее всего, по-другому. В жизни всё очень сложно. Айвазовскому, например, повезло и у него было больше возможностей для огранки своего таланта или он более талантлив? Сейчас жто уже история. А история не терпит сослагательного наклонения. Возможно, Пиросмани родился не в то время и не в том месте. А может быть, Зданевич и Ле-Дантю сделали очень много, отврыв для широкой общественности этого художника. Возможно, они даже позволили зрителю переоценить творческий вклад Пиросмани, потому что, положа руку на сердце,и всегда творит множество возможно намного более талантливых художников, неизвестных миру, они были до нас и будут после этого нас. И будут безвестны. Потому что ими просто не заинтересуются аукционисты. Искусство давно уже стало бизнесом. И стоит признать, что Пиросмани всё же попал в эту "индустрию" и в историю, а тысячи остались неизвестны.

              • Ветка  |01 марта 2017, 11:41#

                Согласна. Тоже не люблю сослагательного, но где-то я даже рада, что Пиросмани стал тем, кем стал. Кстати. не уверена, что он хорошо обучался бы - все-таки там явно было что-то не то с психикой. А что касается искусства и бизнеса - увы... Есть раскрученные, есть - не. Но это не умаляет таланта, как мне кажется.

              • Smolyk  |01 марта 2017, 11:44#

                "Рыбака" помню с детских лет, хотя совершенно вылетело из головы, где могла увидеть, в каких журналах... И легенду об актрисе тоже помню... Света, спасибо за статью и подборку картин, - для меня это стало своеобразным возвращением в детство, как ни странно...

                • Ветка  |01 марта 2017, 15:55#

                  Почему странно? Что-то детское явно в этом есть.

                • 27juliana  |01 марта 2017, 15:33#

                  Мне понравились...корова и жираф.
                  Первая такая вся милая и приятная, теплая какая-то, а второй весьма необычен, задерживает на себе взгляд.

                  Остальное мне не близко.

                  • Ветка  |01 марта 2017, 15:55#

                    Жираф совершенно удивительный...

                  • кванта  |01 марта 2017, 15:33#

                    Света, мне очень-очень нравятся! (в ответ на вопрос)
                    И спасибо за статью, с твоими комментариями и размещенными стихотворными строками работы словно ожили, представляются явью через экран компьютера.

                    • Ветка  |01 марта 2017, 15:56#

                      Рада, что тебе моя идея показалась удачной. Оказывается, о Пиросмани писали много стихов.

                      • кванта  |01 марта 2017, 16:01#

                        Здорово, что ты о стихах знаешь и рассказала нам. А больше всех в твоей подборке мне понравился Лев, шкурка такая живая.
                        и дитя с шаром.....и рыбак в красной рубахе...и...все рассматриваю, как уведенное вновь.

                        • кванта  |01 марта 2017, 16:06#

                          На Старом Арбате, не знаю есть ли сейчас, был Дом Грузии, часто мы там студентами бывали из-за вкуснейшей ачмы в ресторане, и потому выставки художников Грузии не проходили мимо нас.
                          На сытый животик мы снисходительно похваливали примитивистов :))
                          на голодный, злые студенты, вряд ли оценили.
                          Гораздо позже я оценила прелесть Пиросмани, а после твоей статьи утвердилась в своих ощущениях.

                          • Ветка  |01 марта 2017, 18:30#

                            Я его помню! И выставки там помню!
                            Сейчас, мне кажется, его уже нет. Несколько лет назад была большая выставка Пиросмани на Винзаводе - там отличную подборку сделали. В Личных коллекциях поменьше. но зато там можно увидеть и Ладо Гудиашвили, и Зданевича , и других.

                      • kotenochek  |01 марта 2017, 15:39#

                        Света, большое тебе спасибо за интересную статью! Картины, правда, не могу сказать, чтобы уж очень понравились, но они очень оригинальные для меня, ни на что не похожие!

                        • Ветка  |01 марта 2017, 15:57#

                          Интер сено - это прекрасно. А вкусы у всех разные, что тоже прекрасно.

                          • kotenochek  |01 марта 2017, 15:59#

                            это точно! ты вообще всегда так увлекательно рассказываешь, что хочется еще и еще))

                            • Ветка  |01 марта 2017, 16:01#

                              Может, напишу про византийскую выставку. Она маленькая, но можно про византийское искусство вообще.
                              Спасибо!

                              • kotenochek  |01 марта 2017, 16:35#

                                давай!!!! было бы здорово)

                        • Unikma  |01 марта 2017, 16:54#

                          удручающие картинки, много темного и грубых линий

                          • Ветка  |01 марта 2017, 18:27#

                            Это его вИдение мира. Многим , разумеется, это не близко. Но необычным и интересным оно все равно останется.

                          • Tanyaotto  |01 марта 2017, 17:03#

                            Мне больше понравились его животные. Глаза, правда, человеческие)

                            • Tanyaotto  |01 марта 2017, 17:06#

                              как бы сложилась его жизнь, если бы не остался без родителей... Может быть и не было бы многих картин. Ведь он писал их за еду.

                              • Ветка  |01 марта 2017, 18:26#

                                Сложно предсказать, как все пошло бы. Мы этого никогда не узнаем, нужно принять то. что есть. Думаю, сам Пиросмани не думал о других возможностях.

                            • катенок 1978  |01 марта 2017, 18:06#

                              Очень самобытный и нердинарный художник,понравились картины животных)
                              Светлана,спасибо за еще одну интересную и познавательную статью!

                              • Ветка  |01 марта 2017, 18:26#

                                Рада, что было интересно.

                              • Navsikaja  |01 марта 2017, 19:45#

                                Света, можно я протисну пять копеек. Хочу два своих стиша, которые писала под впечатлением от статей твоих:
                                У картины

                                Ты добротой полна
                                Как море,
                                С тобою - красота
                                Во взоре.

                                В руках бокал вина.
                                В просторе
                                Ночь, звезды и луна.
                                И вскоре...

                                Улыбка на губах
                                В узоре,
                                И доброта в глазах,
                                Как море.

                                В картинной галерее...
                                То ли легкий ветерок,
                                То ли кисть художника,
                                Страусиное перо,
                                На пушок похожее,
                                Всколыхнет воздушное.

                                Жемчуг – белая слеза,
                                Образ простодушный,
                                Любопытные глаза,
                                Взгляд великодушный.
                                …Время непослушное!

                                2012
                                http://iledebeaute.r...
                                http://iledebeaute.r...
                                Про Пиросмани читала, фильм был давно. Ничего не добавлю

                                • Ветка  |01 марта 2017, 20:41#

                                  Спасибо тебе. Спасибо.

                                • SunlightBrilliant  |01 марта 2017, 21:15#

                                  Интересные работы.
                                  Пир, праздник - напомнил "Хануму".

                                  • Ветка  |01 марта 2017, 21:21#

                                    Да? Интересная мысль...
                                    Кстати. не так давно мы в театре смотрели +Хануму. Я боялась, что после знаменитого телеспектакля мне не понравится, но было очень здорово!

                                    • SunlightBrilliant  |01 марта 2017, 21:24#

                                      Ты знаешь, я очень люблю этот спектакль. Но давно что-то не смотрела его, наверное поэтому и представила, рассматривая картины. Я очень часто, когда смотрю на картины, слышу внутри себя музыку. И в данном случае - грузинскую. Ну вот как-то так...

                                    • Clodie  |02 марта 2017, 21:51#

                                      Юля, вот точно! Прямо с языка сняла. Действительно атмосфера очень похожа! Причем даже больше не киношную, а ту, что смотрела в ярославкском театре.

                                      • Clodie  |02 марта 2017, 21:51#

                                        Юля, вот точно! Прямо с языка сняла. Действительно атмосфера очень похожа! Причем даже больше не киношную, а ту, что смотрела в ярославкском театре.

                                      • Клара Шпак  |02 марта 2017, 09:33#

                                        Я вот что подумала. Возможно, если бы Пиросмани обучался технике живописи, то не вышло бы из под его кисти этих своеобразных работ. В его наивности и примитивизме и заключается та изюминка, которая нас привлекает.

                                        • Ветка  |02 марта 2017, 10:24#

                                          Согласна - чуть выше написала что-то похожее.

                                        • Клара Шпак  |02 марта 2017, 09:35#

                                          Не раз замечала, что многие современные художники пишут в технике Пиросмани.
                                          Светлана, в очередной раз спасибо за статью!.

                                          • Ветка  |02 марта 2017, 10:25#

                                            Хочется надеяться, что это их собственное "я", а не мода.

                                          • K.Kosh  |02 марта 2017, 10:47#

                                            на отдыхе мужчины тоже очень важно выглядят))))

                                            • K.Kosh  |02 марта 2017, 10:49#

                                              удивительные животные, глаза и правда как человеческие)))

                                              • K.Kosh  |02 марта 2017, 10:49#

                                                чудная статья)

                                                • Ветка  |02 марта 2017, 10:49#

                                                  Спасибо, мне очень приятно.

                                                  • K.Kosh  |02 марта 2017, 10:56#

                                                    Вам спасибо за хороший материал))

                                              • Clodie  |02 марта 2017, 21:59#

                                                Светлана, статья замечательная, и сразу чувствуется, что написана с душой и большой любовью. Про этого художника так скажу - это не совсем "мои" картины. Но ценю его именно вот за это: "Пиросмани просто рисовал – как умел, как видел, как чувствовал, так, как рисуют дети – не рукой, сердцем". Цитирую тебя же потому, что очень точно выразила мои ощущения от этих работ. Ни убавить, ни прибавить.
                                                Спасибо, прочитала с грустью и удовольствием.

                                                • Ветка  |02 марта 2017, 22:08#

                                                  Очень рада, что интересно и тем, кто не в восторге от его живописи.

                                                • PushIrka  |05 марта 2017, 12:28#

                                                  Теплые что ли, милые, душевные работы. Художник выражал свои идеи, мысли, чувства и делал это по-своему, неповторимо.

                                                  • Ветка  |05 марта 2017, 18:56#

                                                    Точные слова - "по-своему"...

                                                  Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи