Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь декабрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Дом и Семья

Куда пойти учиться: альтернативные школы и программы школьного образования

28 июля 2017, 00:00 | Катя Баранова

Куда пойти учиться: альтернативные школы и программы школьного образования
1 выбрали

Современная школа не устраивает многих и многим. И методика устарела, и классы слишком большие, и педагоги работают на износ, да еще и по усвоенным десятилетиями технологиям, которые уже не совпадают с особенностями современной жизни. Многие родители не готовы терпеть и мириться с неизбежностью и выбирают семейную форму обучения. Другие ищут методики, во главе угла у которых – уважение к личности ребенка, поиск его личных сильных сторон и их развитие. Таких методик немало было создано в XX веке.

Школа Монтессори

Эта система воспитания была создана в начале XX века. Девиз педагогики Марии Монтессори – "Помоги мне сделать самому". Она принимала индивидуальность и самоценность каждого ребенка, и именно этот подход стал основным в ее педагогике. Соревновательность, сравнение и оценивание детей чужды этой методике. Не поощряются также похвала и в равной степени наказания. Считается, что это вредно для формирования внутренней мотивации человека и сбивает его ориентиры.

Главное средство в педагогике Монтессори – это подготовленная среда, сформированная в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Все предметы располагаются на уровне глаз детей, как бы приглашая их к действию. Принципиально важно, чтобы дети пользовались "настоящими" материалами, на практике познавая их хрупкость и ценность. Так, например, в группе будет присутствовать хрустальный бокал, с которым дети будут обращаться осторожно, а при падении он, несомненно, разобьется, и ребенок моментально усвоит урок.

Роль учителя в этой системе – вспомогательная. Педагог наблюдает за действиями детей и при необходимости помогает. То есть, помогает только тогда, когда ребенок сам просит о помощи, либо направляет, если видит, что ребенок не может выбрать себе занятие по душе. При этом педагог должен отличить ребенка, ищущего себе работу, от малыша, который просто наблюдает или задумался. Такого надо оставить в покое. Также учителю следует терпеливо переносить, если, скажем, из дидактического материала по математике ученик строит домик или машинку, а вот если проявляется неуважение к материалу, начинается его некорректное использование, это учитель должен немедленно пресекать. Очень тонкая грань, соблюсти которую непросто.

Вальдорфская система

В основе вальдорфской системы философия антропософии, созданная австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Ее отличием является идея сохранить "детское" восприятие жизни как можно дольше, а не вбивать в голову максимум информации с раннего возраста. Вальдорфская школа постулирует духовное воспитание, постижение искусств. Главное здесь – уважение к детству, к естественным способностям ребенка, воспитание здоровой самооценки и укрепление веры в собственные силы.

На протяжении всего обучения ученик может рассчитывать на помощь одного классного руководителя или наставника. Это, кстати, еще один принцип вальдорфцев. Наставник встречает учеников утром и проводит первое двухчасовое занятие, в средних и старших классах появляется классный руководитель, который, при хорошем стечении обстоятельств, ведет класс до конца школы, помогает ученикам раскрыть свои природные способности, сориентироваться во множестве дисциплин.

Вальдорфская школа больше внимания уделяет предметам, раскрывающим творческий потенциал детей. Это музыка, садоводство, танцы, рукоделие (вязание, вышивание, ткачество). Особое место уделяется изучению эвритмии – это искусство гармоничного движения в сочетании с поэзией и музыкой. Цель представления – целительное глубокое переживание, способное затронуть глубокие чувства, прежде всего, самого танцующего. При этом академические предметы с виду игнорируются, но на самом деле, они вплетаются в сеть урока, но не называются своими именами. Таким образом, когда дети подходят к изучению, например, геометрии, они уже знакомы с большинством явлений и предметов, и даже некоторые теоремы кажутся им вполне естественными, так как они уже играли в нечто подобное в младших классах.

Почему вальдорфская? Потому что первая такая школа была открыта при "Вальдорф-Астории" в 1919 году для детей сотрудников этой фирмы, хотя вскоре туда стали принимать и других окрестных ребятишек. Еще один принцип школы – отсутствие каких-либо критериев для поступления. По идее, она подходит для всех: и для министров, и для рабочих.

Школа-парк

Концепцию школы-парка разработал в 1993 году Милослав Балабан, профессор МГУ им. Ломоносова. Он опирался на идею о том, что в современном мире с огромным количеством информации знания не могут быть переданы напрямую от учителя к ученику. Кроме того, форма обучения, где учитель главенствует, и ему беспрекословно должны подчиняться все ученики, как своеобразному идолу, устарела. Вместо классической классно-урочной системы со звонками и оценками, Милослав Александрович предложил совокупность открытых парков-студий. В такой системе выбор, что, как и с кем изучать, остается за учеником, а учитель становится своеобразным наставником, проводником, который должен спланировать урок с учетом возможной смены всего состава учеников в любой момент.

Ученики в парк-школе могут иметь разные статусы. Так, гости наблюдают за работой студии, клиенты участвуют в ее работе, постоянные члены студий – это уже определившиеся с выбором ученики, которые посещают ее регулярно, также существуют подмастерья – опытные ученики, помогающие учителю в работе с младшими. Иногда студии работают в закрытом режиме только с постоянными членами и подмастерьями. Причем статус учеников может меняться в любую сторону, и в разных студиях они могут иметь разные статусы.

Концепция школы-парка апробировалась на базе московской и двух екатеринбургских школ в течение 10 лет. Эксперименты показали, что при такой организации деятельности учащихся они учатся прислушиваться к себе, брать ответственность за обучение, самостоятельно выстраивать личный учебный план. Учащиеся по такой свободной программе показали значительно более высокие результаты по уровню познавательной активности и организации самостоятельной учебной деятельности, чем ученики классических школ.

Отношения к ошибкам в таких школах спокойное, ведь как еще можно научиться чему-то, если не через поиск, на собственном опыте поняв, что ошибка – это всего лишь шаг вперед к освоению нового материала.

А какие системы обучения знаете вы? С какими сталкивались? Поделитесь в комментариях своим отношением к альтернативным методикам.

Кстати...

Небольшие несовершенства на коже лица также не стоят того, чтобы из-за них переживать. Особенно, если есть возможность их с легкостью откорректировать.

Touch Pen Мультифункциональный карандаш-корректор, Erborian

Корректор Mineralize Concealer, MAC

Retouching Face Pencil Мультифункциональный карандаш-корректор, Bobbi Brown

 

Катя Баранова, iledebeaute.ru

Фото: Фотобанк Лори

Релевантные товары в Online-магазине:

Комментарии (1)

  1. нат 747  |30 июля 2017, 00:12#

    Иногда после таких школ переводят детей в обычную и им там очень сложно

    Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи