Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь октябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Дом и Семья

Система Монтессори: Плюсы и минусы

01 сентября 2017, 00:00 | Катя Кожевникова

Система Монтессори: Плюсы и минусы
1 выбрали

147 лет назад, 31 августа 1870 года родилась ученый, врач и педагог Мария Монтессори. ЮНЕСКО включило ее в список из четырех людей ХХ века, которые смогли кардинально изменить педагогическое мышление. Свою образовательную систему Мария Монтессори разработала более ста лет назад, но она до сих пор актуальна и популярна. И сегодня ее активно используют в развивающих группах для детей. Давайте разберемся, в чем она заключается.

Особенная педагогика для особенных детей

В качестве врача Мария Монтессори занималась исследованиями в области нервных болезней и умственной отсталости. Постепенно она пришла к выводу, что это проблема не только медицинская, но и образовательная. Тогда Монтессори создала собственную систему воспитания для умственно отсталых детей.

Во время экзаменационной проверки учащихся по этой системе выяснилась удивительная вещь: подопечные Монтессори лучше читали и писали чем обычные, здоровые дети. Это показало Марии, насколько неэффективной была современная ей система образования. Так она решила адаптировать свою педагогическую систему для работы с обычными детьми.

Сам себе учитель

В основе педагогики Монтессори лежит идея о том, что дети сами стремятся к познанию, и нужно не мешать им на этом пути. В ребенке поддерживается стремление к самостоятельности, педагог играет роль наблюдателя и помогает лишь в тех случаях, когда в этом есть необходимость.

Большое значение имеет так называемая "монтессори-среда". Это помещение, в котором все материалы находятся в свободном доступе. Дети могут двигать мебель, занимать любые места в классе, выбирать дидактические материалы. По окончанию игры они убирают вещи на место.

В монтессори-центрах обычно набираются разновозрастные группы. Так младшие дети учатся у старших, а старшие учатся заботиться о младших.

Плюсы и минусы

В свое время идея предоставления ребенку почти неограниченной свободы казалась революционной. В ней действительно много хорошего.

  • Исследования журнала Science показали, что дети, воспитывающиеся по системе Монтессори, лучше осваивают чтение и математику, а также лучше взаимодействуют друг с другом, чем дети из обычных детских садов.
  • Система Монтессори развивает в ребенке самостоятельность. Отдельный упор в ней делается на развитие навыков самообслуживания: малыши учатся убирать за собой, застегивать одежду, зашнуровывать обувь.
  • Дети учатся взаимодействовать друг с другом: делиться материалом и не мешать другим детям работать.
  • Система Монтессори учит детей мыслить независимо, а не всецело полагаться на мнение авторитетов.
  • В таких группах детей не принято ругать и критиковать, а значит, их самооценка не страдает.

Хотя не обходится и без минусов.

  • Мария Монтессори большое внимание уделяла развитию аналитических способностей детей и практически не работала с воображением и творческим мышлением.
  • В этой системе нет места ролевым играм, а ведь именно через них дети изучают мир и свое место в нем.
  • Волшебные сказки Монтессори тоже считала лишними. А ведь они на протяжении многих веков были едва ли не единственным педагогическим инструментом, помогавшим детям преодолеть страхи.
  • И, наконец, ребенку, воспитанному по системе Монтессори, может быть сложно встроиться в школьную среду со строгой дисциплиной и иерархией.

В теории Монтессори много хорошего. Но ее, как и любую другую педагогическую систему, нельзя применять бездумно.

А каким педагогическим системам доверяете вы?

Кстати...

В любой системе воспитания главное – любовь и забота.

Детский крем для ежедневного ухода, Natura Siberica

Детское увлажняющее молочко, Natura Siberica

Детский гель для купания, Natura Siberica

 

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Фото: Фотобанк Лори

Релевантные товары в Online-магазине:

Комментарии (2)

  1. АнастасияБеднова  |01 сентября 2017, 14:03#

    Нравилось в домашнем детском саду с вальфальдовской системой, где вместе находятся дети разного возраста. Дочь ходила в такой с 1,5 лет до 4-х. Потом год традиционного садика. Потом два года дошкольной группы где вместе дети с 5 до 7 лет, и первый год половина группы младшие, второй год они же - старшие. Тоже неплохой вариант.

    • нат 747  |01 сентября 2017, 19:00#

      во всех системах свои плюсы и минусы

      Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи