Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь июль!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Истории из жизни

Машина своими руками, или Когда мы были молодые...

11 сентября 2015, 21:00 | Михаил N.

Машина своими руками, или Когда мы были молодые...
8 выбрали

Когда мы были молодые, и чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные цвели… Пора молодости – прекрасное время. Время проходит быстро и незаметно. И как в стихах Беллы Ахмадулиной «друзей моих прекрасные черты» появляются в моей памяти. Вот о друге мне и хочется рассказать.

Знакомьтесь Александр Федотов. Это имя когда-то многим было известно. Шура был всегда творческий человек. В доме все время появлялись его изобретения: нажмешь на кнопочку – газ сам включается, зайдешь в комнату – загорается свет. Запах краски казалось никогда не выветривался. Найти его можно было только в мастерской. Машину в то время трудно было купить, а вот мотоцикл пожалуйста. А к нему надо было обязательно купить шлем, которых в продаже и не было! Кто-то приспосабливал танковый шлем и гонял в нем по городу, другие искали спекулянтов и покупали за двойную цену, А Шура, как всегда, решил его сделать своими руками. Сделал форму, залил стекловолокно эпоксидной смолой, когда высохла, попробовал разбить его молотом. Шлем выдержал. Шура раскрасил его и стал кататься в нем. Сначала шлем понравился одному другу, потом другому, посыпались заказы, и Шура поставил это дело на поток. Каждый шлем имел свой рисунок, одинаковых не было. Вот и появились у Шуры деньги.

Севастополь – город морской, как не увлечься конструированием водомоторных средств. Вот и Шура прошел через это. Было у него еще одно увлечение: авиамоделирование. И призы и медали – все было!

Но со временем у Шура появилась мечта – сделать машину своими руками. Он увлеченно рассказывал о своей мечте при каждой встрече. Наконец у него во дворе появилась конструкция, напоминающая стапель. 

Шура перечитал учебники, пособия, книги, журналы, и в голове рисовал образ будущей машины. Это был не день, ни месяц, и даже не год. Во-первых, надо было заработать деньги на двигатель, а сумма по тем временам была не маленькая. Благо его специальность макетчика помогала ему. И Шура стал изготавливать макет каждого узла будущей машины … но только на столе, размером в десять раз меньше. Размеры были выверены до миллиметра, но в одну десятую величины автомобиля. Он искал угол наклона лобового стекла, результаты записывал в таблицу. Кстати замечу, у Шуры высшего образования не было. Компоновал двигатель, передний и задний мосты, сиденья, рулевое управление. Радиатор то поставит с двигателем, то сместит в сторону. В конце концов радиатор поставил спереди, двигатель – сзади. Это решило вопрос и с отоплением автомобиля. Соединяющий трубопровод отапливал салон в холодное время года. Это сейчас в автомобилях кондиционеры. А в то время про них и не думали. Тепло хорошо, а вот если радиатор перегреется? Потока встречного воздуха может и не хватить. И придумал: установил электровентилятор с включением от датчика температуры воды в двигателе, на всякий случай. Это находка выручала его при езде по сложной дороге. Двигатель не перегревался, при любых экстремальных условиях температура жидкости не поднималась выше 95°С.

Продумывал и просчитывал Федотов каждую деталь, каждую мелочь. Уже тогда он предвидел что места на парковке будет мало. И по этой причине от обычных дверей решил отказаться. Он решил разрезать кузов, таким образом, смоделировать дверь, открывающуюся вверх. Для уточнения удобства посадки в автомобиль сделал плоский манекен человека, попробовал, получилось неплохо.

После решения вопроса об установке вида дверей, ему пришлось снова делать расчеты, увеличить прочность порогов и поддонов кузова. Главное, чтобы дверь открывалась легко. Но «легко» долго не получалось. Увидев, как работает автопогрузчик, он решил применить телескопический подъемник. Теперь крыша-дверь поднималась и опускалась без усилий, и фиксировалась надежно с помощью механизма.

От каких автомобилей применил Шура узлы? От «Жигулей» и «Запорожца». Масса автомобиля тоже распределена с учетом крутых поворотов. Каких в Крыму немало. Центр тяжести расположен низко, 53% приходится на заднюю ось и 47% – на переднюю. Автомобиль как бы прирастает» к покрытию, каким бы оно ни было. Центр тяжести расположен низко и увеличивает этот эффект. Особой гордостью у Шура был руль! Карданные шарниры позволяли перемещать рулевое колесо вместе с колонкой поперек автомобиля. Причем без особых усилий. Кресла в салоне анатомические, были изготовлены Шурой самостоятельно. Были и ремни безопасности, и подголовники. Не помню, были ли они в 1980-х в других автомобилях. Каркас из легких труб, прикрепленный к раме, служил для защиты пассажиров в случае переворачивания автомобиля. (В то время у него родился маленький ребенок). Панели кузова были сделаны из стеклоткани и органической смолы, из которой он также изготавливал ранее и шлемы. Смола медленно застывала. Это позволяло подгонять (исправлять) тщательно каждую панель. разъемы были уплотнены, чтобы пыль и влага не попадали в салон.

Силовой агрегат на автомобиле Федотова состоит из двигателя ВАЗ-2101 и коробки передач от «Запорожца». Соединены они переходной плитой, имеющей с одной стороны отверстия для шпилек крепления двигателя, а с другой – для коробки передач. Первичный вал коробки передач не подвергся доводке. Эта конструкция работает надежно: автомобиль прошел более 250 тыс. км, но не было ни одного отказа двигателя. Две 35-литровые емкости, изготовленные из баков стиральных машин, стали служить бензобаками. И расположены они были между двигателем и салоном. По мнению специалистов, это оказалось самое безопасное решение по размещению бензобаков в мировой практике автомобилестроения.

Из-за линии разъема колпака с кузовом боковые стекла опускать стало затруднительно. Шура сделал их сдвижными. А чтобы быстрее проветривать салон, заднее стекло опускалось с помощью электропривода.

Я уже говорил, что во всех изобретениях у Шура видна оригинальность. Вот так и с зеркалами заднего вида. Зеркала с помощью привода прятались в передних крыльях заподлицо с крылом. 

Что ж, автомобиль был сделан, у него появилось имя «Катран»! Да он назван в честь черноморской акулы катран, одной из самых осторожных хищников. Его демонстрировали в Москве на передаче «Это Вы можете». Он признан самым уникальным и бесспорно самым экзотическим среди самодельно построенных автомобилей, аналогов у него нет. Добавлю, что его масса в снаряженном состоянии – 900 кг, скорость – до160 км/час, расход топлива по шоссе составляет 7-9 л/на 100 км.

Однажды Федотову "продырявили" права. Шура заговорился и на спуске превысил скорость. "Радар" заметил. От досады Шура вернулся домой, и решил вмонтировать электронный блок ограничителя скорости. На приборный щиток он вывел пять кнопок, При нажатии на каждый кнопке задавалась предельная скорость 40, 60,70 или 90 км/час. А при ее превышении раздавался писк в салоне. Пятая кнопка позволяла ехать с любой скоростью. Писк Шуре не понравился.

И тогда он сделал "сторожа"! Подключил к электронному оповещателю серводвигатель, выточив для него вал, вырезал пару заслонок, которые разместил в канале карбюратора под главными заслонками. При включенном ограничителе заслонки работают синхронно, и бензовоздушная смесь поступает в цилиндры как обычно. Но при его включении дополнительные заслонки поворачиваются в канале на определенный угол, и скорость автомобиля превысить будет нельзя.

Шура на «Катране» принимал участие в первом автопробеге самодельных автомобилей на территории Болгарии. Все автомобили стартовали из Москвы до Одессы, потом были переправлены на пароме из Одессы в Варну. Планировали сделать автопробег и по другим городам Европы. Но не состоялось. 

Конечно, многие зададут вопрос, а катался ли я на этом авто? Конечно, катался. И не в одном городе. И везде, где мы останавливались, собирался народ. Шура выдерживал паузу восхищения, нажимал кнопку, верх кузова медленно поднимался, восторгу публики не было предела. Кстати я b в мастерской помогал Шуре устанавливать кое-какие детали.

Видимо за Шурой наблюдали и за океаном. И однажды его пригласили поработать за океаном. Деньги платили небольшие. За жилье, на питание… Собирал он небольшие самолеты. При чем работал в одиночку. Но когда он увидел, что за его действиями наблюдают с помощью видеокамеры, разорвал контракт и вернулся в родной город. Вот такой мой друг Александр Федотов!

Фото: nibler.ru, softmixer.com, prokat-nsk.ru

Источник: Техника - молодёжи 1983-08, страница 48; horofun.com; retro80.ru; othereal.ru

Похожие материалы:

Выбор редакции: сентябрь | Белла Ахмадулина | правила безопасности | автопробег | автомобиль | автомобили | Болгария | Безопасность | акула | быстро | аналог | высшее образование | своими руками | молодой специалист | Будущее | превышение скорости | ВАЗ-2101 | Александр Федотов

Комментарии (29)

  1. кастрюля  |12 сентября 2015, 06:23#

    есть же такие энтузиасты

    • MIh21  |14 сентября 2015, 23:48#

      есть же такие энтузиастыОльга, да, были такие энтузиасты. Мы даже успели встретиться с ним в прошлом году. После стольких лет....

    • АнастасияБеднова  |12 сентября 2015, 08:12#

      Кулибины всегда были на Руси, и сейчас есть, только с востребованностью плохо.

      • MIh21  |14 сентября 2015, 23:49#

        Кулибины всегда были на Руси, и сейчас есть, только с востребованностью плохо.Анастасия, как же Вы правы. Невостребованность убивает желание творить.

      • PushIrka  |12 сентября 2015, 09:15#

        бывают же такие люди! потрясающе!

        • MIh21  |14 сентября 2015, 23:51#

          бывают же такие люди! потрясающе!Ирина, спасибо. Саша необыкновенный. Его работы раньше показывали на ВДНХ каждый год. Станок в миниатюре, Макеты замков, машин двигателей и все в миниатюре. Но они работали!

        • Kate!  |12 сентября 2015, 09:44#

          интересная статья!

          • MIh21  |14 сентября 2015, 23:52#

            интересная статья!Катя, спасибо. Большое-большое.

          • Галана  |12 сентября 2015, 15:46#

            Приятно сознавать,что есть такие мастера.

            • MIh21  |14 сентября 2015, 23:55#

              Приятно сознавать,что есть такие мастера.Светлана, не зря Лесков написал про Левшу. Иногда по дороге едешь, а мимо домики с резными ставнями. Такая красота! Залюбуешься. Я еще пропустил, что Саша прежде чем делать машину, рабочее место подготовил. И мастерские - 2 и гараж построил. Как говорила его мама. "В отца".

            • Madanbeque  |12 сентября 2015, 18:09#

              Восхищаюсь людьми, которые могут сложные конструкции самостоятельно собирать.

              • MIh21  |14 сентября 2015, 23:57#

                Восхищаюсь людьми, которые могут сложные конструкции самостоятельно собирать.Диана, по прошествии стольких лет я понимаю насколько сложно все было сделать. А когда с Сашей общались каждый день - все было обыденно. И жили мы по соседству.

              • Strekozulka  |12 сентября 2015, 22:03#

                Как говорится мастерство или оно есть, или его нет! В данном случае и мастерство и талант.

                • MIh21  |14 сентября 2015, 23:58#

                  Как говорится мастерство или оно есть, или его нет! В данном случае и мастерство и талант.Таня, спасибо. Ты тоже мастеришь. Видел-видел. Спасибо.

                • 14082807  |12 сентября 2015, 22:09#

                  Восхищаюсь людьми которые могут что то мастерить своими руками

                  • MIh21  |14 сентября 2015, 23:59#

                    Восхищаюсь людьми которые могут что то мастерить своими рукамиНаталья, такие люди заслуживают восхищения. Из ничего сделать конфетку. За эту машину ему предлагали две "Волги"!

                  • Pressa1  |14 сентября 2015, 15:29#

                    какая титаническая работа проведена автором при подготовке статьи - подобрать факты, написать такой объем, изыскать тематические фотки.
                    надеюсь автора по достоинству оценят

                    • Pressa1  |14 сентября 2015, 15:44#

                      и еще - хотела бы спросить автора: а в прежние время на подобное собранной машине разве можно было без согласований с гаи и прочими инстанциями ездить по дорогам? наверное, тюнинг - тогда,конечно это называлось иначе - гаишники не очень любили, посему и придирались к изделиям авто-кулибиных, и штрафовали, и запрещали. или тогда о безопасности меньше пеклись, чем нынче?

                      • MIh21  |15 сентября 2015, 00:15#

                        и еще - хотела бы спросить автора: а в прежние время на подобное собранной машине разве можно было без согласований с гаи и прочими инстанциями ездить по дорогам? наверное, тюнинг - тогда,конечно это называлось иначе - гаишники не очень любили, посему и придирались к изделиям авто-кулибиных, и штрафовали, и запрещали. или тогда о безопасности меньше пеклись, чем нынче?Наталья, вот с этого места (как иногда шутят) открываю секрет. С ГАИ отношения были очень сложные. А если учесть, что Севастополь - пограничный город, то и тут проблемы были гораздо серьезнее.Не зря же он придумал серводвигатель. Шура вообще многие детали предусматривал, иначе бы гаишники его затюкали. Ведь за шлемы его штрафовали часто. Очень помогла передача "Это Вы можете". После нее он катался по Ленинскому проспекту. Машина была выкрашена в ярко-желтый цвет. С отделкой деталей черным цветом. И заметна была издалека. А к тюнингу привыкли. Хотя долго с правами канителили. И самолет ему категорически запретили делать пограничники. Институт. где он работал исчез. И стал он безработным. Но это так грустно. Поэтому нашел фото - коллаж. Там написаны и имена и дата пробега - 1984 год. 31 год прошел.

                      • MIh21  |15 сентября 2015, 00:02#

                        какая титаническая работа проведена автором при подготовке статьи - подобрать факты, написать такой объем, изыскать тематические фотки.
                        надеюсь автора по достоинству оценят
                        Наталья. Это правда. Я уже немного подзабыл факты. Пришлось обратиться к старым журналам. И самое интересное - что я не думал что-то найти о Шуре в интернете. Потому что когда мы встречались в прошлом году (я тогда решил написать о нем), он перестал творить. А жаль! Очень жаль.

                        • MIh21  |15 сентября 2015, 00:16#

                          надеюсь автора по достоинству оценятСкорее наоборот. Но я статью написал ради Шуры. Хочется чтобы о нам знали. А Вам спасибо за понимание.

                      • loveaesthetique  |15 сентября 2015, 00:19#

                        Невероятно. Надо же, едва не пропустила такую замечательную статью. Восхищение, восторг и безграничное уважение Вашему другу! И статья сама по себе ну очень интересная и трудоемкая, оставила очень светлое впечатление. Да, такие талантливые люди и мастера своего дела определенно заслуживают того, чтобы о них знали)

                        • MIh21  |15 сентября 2015, 00:33#

                          Невероятно. Надо же, едва не пропустила такую замечательную статью. Восхищение, восторг и безграничное уважение Вашему другу! И статья сама по себе ну очень интересная и трудоемкая, оставила очень светлое впечатление. Да, такие талантливые люди и мастера своего дела определенно заслуживают того, чтобы о них знали)Алена, спасибо огромное. Самое сложное было описать техническую часть. Да вот интересная одна деталь. Я о зеркалах, которые прятались. А сейчас многие машины с такими зеркалами выпускаются. Кажется мне что Сашино изобретение не только ему послужило. Практически многие признали тогда уникальность Сашиного творчества.

                        • nat4450  |17 сентября 2015, 11:25#

                          Как же здорово, когда человек увлечен! Привет, Вашему другу, Михаил!

                          • nat4450  |17 сентября 2015, 11:31#

                            Тоже на эту тему, но немного в сторону :)

                            Днями - в газете"metro" - мое внимание привлекло название статьи: "По Москве проехал деревянный джип"
                            Удивило. Прочитала -
                            "Заклеенные номера, весёлая музыка из колонки, за рулём деревянного «гелендвагена» сооснователь проекта «Партизанинг» Антон Польский, также известный как Мейк. Машину собрали из велосипеда и фанеры. «Гелендваген», который едет в общем потоке по Солянке, вызывает у прохожих восторг...

                            – Мне хочется доказать, что на велосипеде себя можно чувствовать так же круто, как и на машине...

                            Наблюдать «гелендваген» можно в течение недели. Планируются поездка в «Макдоналдс», на заправку, по велодорожкам и просто по городу".

                            • mmm  |02 октября 2015, 13:52#

                              номер хам))))

                            • nat4450  |17 сентября 2015, 11:31#

                              Полный текст и фото здесь: http://www.metronews...

                              • nat4450  |17 сентября 2015, 11:31#

                                :)

                            • ellina967  |11 октября 2015, 14:24#

                              Какие интересные комментарии и очень интересная статья! Познавательная и позитивная

                              Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи