Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

Опытным путем: самые знаменитые опыты

14 июня 2013, 00:00 | Катя Кожевникова

Опытным путем: самые знаменитые опыты
4 выбрали

Мне кажется, главная особенность ученого (да и любого человека, стремящегося к познанию)любопытство. Им все интересно, они готовы проверять теории и предположения на собственной шкуре, ставить эксперименты и проводить опыты. Считается, что 261 год назад ученый и политик Бенджамин Франклин провел свой знаменитый опыт с воздушным змеем, доказав электрическую природу молнии. Давайте сегодня вспомним этот и другие знаменитые опыты и подумаем, чему они нас могут научить.

Архимед и водные процедуры

Эту легендарную историю о том, как был открыт закон Архимеда, наверняка, знают все. Но на всякий случай напомню. Царь Гиерон попросил ученого проверить, из чистого золота ли сделана его корона, или ювелир обманул государя, подмешав более дешевые материалы. Вес золота был известен. Но не было понятно, как определить объем короны. Архимед все время думал над этой задачей. Думал, даже принимая ванну. И тут он обратил внимание, что, когда залез в воду, ванна "вышла из берегов". Ученый сообразил, что тело, погружаясь в воду, вытесняет равный себе объем жидкости. Значит, объем короны можно измерить, просто погрузив ее в воду. Потом Архимед якобы голым бегал по улицам с криком "Эврика!", но это уже не имеет значения.

Конечно, это всего лишь легенда. Но она многому учит начинающих исследователей. А именно:

  • Думай над проблемой постоянно, и окружающий мир сам подскажет ответ.

Галилей – крушение научных устоев с Пизанской башни

Великий итальянский ученый считается основателем экспериментальной физики. Сейчас это может показаться диким, но не всегда ученые и мыслители признавали роль опыта в научном познании. Даже напротив, древние греки, к примеру, считали, что истинное знание может дать лишь размышление, тогда как чувственный опыт только запутывает. Галилео Галилея такой подход не устраивал. У него, кажется, руки чесалисьдай только что-нибудь проверить. Благодаря этому ученый заложил фундамент классической механики.

До Галилея была принята точка зрения Аристотеля, согласно которой скорость падения тела зависит от его массы. Чем больше шкаф – тем громче быстрее падает. Галилей усомнился в этой теории и решил проверить – забрался на Пизанскую башню и скинул оттуда одновременно пушечное ядро и мушкетную пулю. Оба предмета достигли земли в один момент. Это пошатнуло авторитет аристотелевской механики и стало основой для будущего ньютоновского закона всемирного тяготения.

Некоторые исследователи полагают, что эксперимент с Пизанской башней – это всего лишь легенда. Но другой опыт Галилея, также опровергающий механику Аристотеля, никто не отрицает. Ученый катал шары по наклонной доске и замерял время, за которое они проходят разные участки пути. Получалось, что, если время увеличить в два раза, шары проходят расстояние в четыре раза больше. Это наглядно показывало, что они движутся с ускорением. Что опять же противоречило версии Аристотеля о том, что тела, на которые действует сила, движутся с постоянной скоростью.

Чему нас учат опыты Галилея?

  • Сомневаться и не стесняться проверять общепринятые версии.

Ньютон: от прыжков к свету

Знаете, какой эксперимент Ньютон называл своим первым серьезным опытом? Обыкновенные прыжки. Ему было около 16 лет, и он участвовал в соревнованиях по прыжкам в длину. Будущий ученый был довольно-таки хилым юношей. Но в день соревнования дул сильный ветер, и Исаак заметил, что прыгать по нему гораздо проще, чем против. Так и победил – умом, а не силой. Но легкой победой он не удовлетворился, а продолжил прыгать по ветру и против него в разные дни и записывал результаты. Таким образом он получил представление о силе ветра.

Но это, конечно, были лишь детские игры. Самый известный "взрослый" опыт Ньютона – разложение солнечного луча на составляющие. Он достаточно просто создал условия для эксперимента: закрыл ставни, проделал в них небольшое отверстие, установил призму на пути солнечного луча, а за ней экран. Свет, пройдя через призму, разложился на несколько лучей, и Ньютон увидел на экране радугу. Забавно, что подобные наблюдения проводились с древних времен, но никогда серьезно не анализировались. А Ньютон довел исследование до конца и открыл дисперсию света.

Два эти опыта Ньютона могут научить нас двум разным, но одинаково полезным вещам:

  • Обращайте внимание на окружающий мир, всегда задумывайтесь о причинно-следственных связях.
  • Доводите работу до логического завершения.

Фуко: и все-таки она вертится!

Конечно, в XIX веке, когда жил и работал французский ученый Жан Фуко, вращение Земли уже не было секретом. Но он придумал изящный способ наглядно его продемонстрировать. Для этого он использовал такое простейшее устройство как маятник. Было известно, что он всегда движется в одной плоскости. Но эксперименты с большим маятником показали, что за определенный период времени его стрелка сдвигается против направления вращения планеты, за сутки совершая полный круг. Только это не маятник двигается, а Земля вращается вокруг него. Публике систему с 67-метровым маятником Фуко представил в Парижском Пантеоне.

В 30-х годах прошлого века подобный маятник установили в Исаакиевском соборе Ленинграда. Его тогда назвали триумфом науки над религией. Сегодня действующие маятники Фуко можно увидеть в Московском, Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, в Сибирском федеральном университете (Красноярск) и Киевском политехническом институте.

Жан Фуко занимался не только физикой и астрономией. Одно время он увлекался медициной, в другой период проводил исследования по оптике. Может быть, именно поэтому большинство его изобретений столь же оригинальны, как и его маятник.

Итак, чему нас учит Фуко?

  • Смотрите на вещи свежим взглядом, придумывайте новое назначение и способы использования давно известным предметам.

Франклин: к чему приводят игры с электричеством

Но вот мы и подобрались к Франклину. Его знаменитый опыт вошел в историю и поп-культуру, я даже какой-то детский мультфильм на эту тему видела. Но не подумайте, что запуск воздушного змея в грозу – это какие-то игрушки. На самом деле, эксперимент Франклина был не только важным с научной точки зрения, но и очень опасным. Серьезно, некоторые исследователи погибали во время подобных опытов.

Согласно описанию опыта, у Франклина был воздушный змей с заостренным проводником, установленным сверху и шелковой ниткой. На нитку ученый привязал ключ. Стоять при проведении опыта нужно было в помещении, чтобы часть шелковой нитки не намокла, иначе ток дойдет до экспериментатора. Франклин писал, что, когда нитка промокает, она электризуется, ток доходит до ключа, и из него вылетает электрический огонь. Своим опытом ученый доказал электрическую природу молнии, а заодно изобрел громоотвод.

Знаменитый опыт проверяли "Разрушители легенд". Согласно их исследованию, подобный эксперимент был вполне возможен, только вот удар молнии стал бы для ученого смертельным. Впрочем, по некоторым версиям, Франклин не дожидался удара, а просто запустил змея в грозовую тучу и обнаружил, что он собирает электрический заряд.

Чему нас учит история Франклина?

  • Не играйте с электричеством. А если серьезно – проводя эксперименты, не стоит забывать о безопасности.

А какие эксперименты и открытия из истории науки больше всего вдохновляют вас?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Фото: pozitivchik.info elementy.ru istorya.ru static.diary.ru en.bricker.ru

Похожие материалы:

опыт | эксперимент | Наука | ученый | гений | гениальность | изобретение | изобретатель | любопытство | теория | практика | легенда | Мифы | Архимед | Галилей | Ньютон | Исаак Ньютон | Фуко | Франклин | Земля | электричетсво

Комментарии (8)

  1. beba  |14 июня 2013, 06:53#

    Интересно, думаю не будь этих ученый (Архимед, Ньютон) мы не достигли бы того, что имеем, вклад огромен в нашу науку

    • Josephina_A  |14 июня 2013, 08:11#

      Все знала, но повторение-мать учения!спасибо)

      • Marina_v  |14 июня 2013, 13:19#

        Стараюсь доводить работу до логического завершения)

        • Belochkam  |14 июня 2013, 13:25#

          с удовольствием прочитала статью)

          • nilina  |16 июня 2013, 15:15#

            интересно!

            • Olevd  |18 июня 2013, 23:13#

              Замечательные опыты, спасибо что напомнили, Катя! ерта Вуда,
              В детстве очень смешным показался опыт Роберта Вуда, подмешавшего соли лития в остатки обеда, и проанализировавшего котлету, поданную хозяйкой пансиона на следующий день. Спектральный анализ доказал, что обед готовился из объедков. Думаю, что узнав об этом сейчас, я бы уже не веселилась....

              • Olevd  |19 июня 2013, 15:51#

                *Катя! ерта ВудаЗабавно, кусок имени Роберта Вуда, пропечатался дважды - впервые встречаю такой глюк -:)!

              • Лилиана72  |18 июня 2013, 23:16#

                Материал довольно известный, но все равно с интересом почитала. Выводы - оригинальны)

                Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи