Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь ноябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

Правильно учиться и учить

30 августа 2013, 00:00 | Липа Москвичёва

Правильно учиться и учить
3 выбрали

31 августа 1870 года родилась итальянка, чье имя стало одним из синонимов слова "педагогика". Точнее, фамилия - Монтессори. По решению ЮНЕСКО, принятому в 1988 году, именно Мария Монтессори, американец Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер из Германии и Антон Макаренко из России стали создателями педагогической науки ХХ века, определили ее основные принципы, направления, способ мышления. Вспомним - в чем же суть их методик.

Сам себе учитель

Монтессори во главу всего процесса обучения - от самого рождения и дальше по мере взросления - ставила личность ребенка, его индивидуальность. Один быстро схватывает теорию, но долго учится применять ее на деле, другому требуется более глубокая, вдумчивая работа над материалом, потому что он сразу пытается и знание постигнуть, и на все известные ему сферы жизни "растянуть". Соответственно, именно ученик определяет, как будет осуществляться и продвигаться процесс, задача преподавателя - подстраиваться, помогать, поддерживать "пламя", своевременно подбрасывая правильные дрова.

В каком-то смысле главная цель методики Монтессори - научить учиться, осваивать, усваивать и использовать материал. А взрослый здесь выступает не столько в роли наставника, сколько в качестве проводника и наблюдателя, действующего по принципу "помочь научиться делать самому".

Я знаю лишь то, что я пробовал

Более практично, а точнее прагматично к процессу обучения подходит Джон Дьюи. По его мнению, важно не просто научить уметь, а научить делать. Другими словами, любое образование, заучивание, запоминание не пойдет на пользу, если ученик не способен в силу индивидуальных особенностей их применять на деле - нужно развивать то, что дано, а не формировать "искусственные" знания, которые улягутся в мозгу мертвым грузом. По Дьюи, сказать "Я знаю" должно означать не "Я прочитал и выучил", а "Я пробовал сделать что-то, используя узнанное, и у меня получилось, я видел изменения, я сделал их сам". В противном случае, это не "Я знаю", а "Я предполагаю, что это может быть так".

Выходит, что обучаемый как бы наслаивает новый опыт на уже имеющийся, обогащая, расширяя, реконструируя его, не переламывает присущий себе способ мышления.

С чего начинается Родина

Немец Кершенштейнер видел в образовании базис для устойчивого развития государства. По его мнению, молодежь следовало воспитывать, формируя четкое представление, как их знания можно конвертировать в навыки труда, как это может пригодиться родной стране, где место в жизни, где все узнанное и полученное можно будет применить наиболее выгодно и эффективно.

Местами эта теория может показаться в чем-то спорной, если не сказать снобской. С другой стороны, мы видим, как работа руками - необходимая, квалифицированная - потеряла какой бы то ни было престиж, зато повсюду щелкает клавиатурой огромное количество офисных клерков, не способных производить что-либо кроме сотен электронных писем (и большинство из них даже к категории интеллектуального труда нельзя отнести).

У многих людей в принципе утерян навык труда - деньги предпочитают не зарабатывать, а просто получать. Работодатели нередко жалуются на выпускников вузов, которые, размахивая одним лишь дипломом, требуют привилегий и повышенной зарплаты. А на деле не могут толком свои супер-знания использовать, ибо трудиться и напрягаться они не приучены и не желают. Неспроста поговорка гласит: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда".Успех и победа должны быть заслуженны. В противном случае, грош им цена по гамбургскому счету.

Командная работа

Наибольшую известность Антон Семенович Макаренко обрел за свою работу с так называемыми трудными подростками . Не просто хулиганами - ребята в довольно нежном возрасте уже успели совершить довольно серьезные преступления и отбывали наказание в колонии, куда Макаренко и был отправлен служить заведующим. Его метод – труд и взаимодействие с коллективом. Именно это перерождает человека, воспитывает ответственность – как за себя, так и за других. А под трудом понимается широкий ряд понятий: это может быть облагораживание садового хозяйства, постановка спектакля, постройка бани. Главное – это стремиться быть полезным, делать что-то во благо всем, не ставя целью одни лишь личные выгоды.

Что касается образовательного процесса, Макаренко твердо полагал, что от каждого следует требовать по способностям: того, кому учеба дается с трудом, нельзя упрекать за медленные успехи, а нужно определить потенциальные границы возможностей и давать соответствующей сложности материал. Не ломать ученика, а помогать ему расти и развиваться – вот, что важно.

Факты, как известно, упрямая и показательная вещь, и вот они: в начале работы его воспитанники были известны как беспризорники, грабители, воры, убийцы и насильники. А вот что, подводя итоги, пишет Антон Семенович в "Поэтической поэме" – главном и самом важном своем произведении: "Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике".

Что любопытно, классические методики можно применять и если вы учите ребенка, и если занимаетесь самообразованием - то есть, к самому себе. Разумеется, у каждого есть определенный жизненный и академический опыт, исходя из которого можно вычленить наиболее эффективные способы. А признанные наработки пригодятся для коррекции выбранного пути.

Сегодняшний краткий обзор - не пособие, нет. Так что если вы хотите попробовать обучение "по науке", обязательно прочитайте оригинальные труды: это и увлекательно, и чрезвычайно полезно!

А у вас есть свои собственные способы обучения? Или, может быть, вы следуете известным образцам?

Как вдохновляли себя на учебу? Как учите или планируете учить детей?

Липа Москвичёва, iledebeaute.ru

Комментарии (10)

  1. Валентина Лепешкина  |30 августа 2013, 11:54#

    меня хорошо учили в школе, в институте очень средне, потому все что касается профессии, училась сама по книгам

    • nat4450  |30 августа 2013, 11:58#

      Считаю, что мне повезло с учителями и преподавателями. А, главное, мне повезло с родителями - они не просто научили меня учиться, они смогли меня убедить, что это - интересно.

      • Казя  |30 августа 2013, 12:36#

        С вчера кружусь "вокруг, да около" этой статьи.
        Для меня лично, эта тема "не подъемная" в формате сайта. Наскоком ее не взять, я считаю.
        М. Монтесори для меня в "деталях". Из нее логичнее, опять же ИМХО), вытаскивать отдельные "способы занятий и деятельности"))
        Прагматизм ДЬЮИ мне когда-то был очень близок), пока в голове не появилась мысль о влиянии закладываемого прагматизма... За давностью лет могу ошибиться, но кажется у него все ж больше концепция, нежели основательные методы? И "уложить" их в нашу, отечественную систему крайне трудно. Возможно, что тогда просто не было качественных и глобальных переводов его работ... и поэтому я не все знаю)
        Макаренко я лично не отношу к тем, кто "сделал" педагогику. Воспитание - да, педагогику как науку о научении - нет (ИМХО).

        Раздражает новомодный термин "учебные компетенции", и готова до посинения спорить о том, что с ЗУНами все яснее и прозрачнее.

        Мечтаю научить (не себя естессно))) модели: вижу / понимаю о чем, т.е. формирую и представляю внутренний образ / разбиваю на последовательность операций / провожу поэтапно операции и заодно сличаю - понимаю "верно или нет")
        Это как и в музыкальных занятиях, когда ученик, видя печатный знак "нота", понимает что это за знак, слышит его "внутренним слухом", понимает где он на клавиатуре, нажимает и сличает внутренний и внешний слух...

        • Липа Москвичёва  |30 августа 2013, 12:52#

          Полностью согласна, что тема более чем объемная. Но если кто-то заинтересуется и начнёт изучать глубже - буду только рада)

          • Казя  |30 августа 2013, 13:10#

            Липа я не буду спорить, и прошу отнестись с пониманием к моей поправке (Надеюсь, что вы Человек разумный, и АДЕКВАТНЫЙ)
            Так вот... наиважнейшее правило в педагогике (это когда вы не процесс выстраиваете, а непосредственно учите): НЕ ставить в конце ОТКРЫТЫХ вопросов, если вы на них сами не можете ответить.
            "А у вас есть свои собственные способы обучения?"
            В том, что изложено у вас, я лично не увидела намеков на наличие интересных способов у обозначенных ученых. Концепции, или же парадигмы, в которых они мыслили есть, а то, что "покопавшись глубже и почитав" можно "вытащить" способы, я не увидела (я противная и дотошная, это факт).

            • Казя  |30 августа 2013, 13:13#

              напомню, что способ, это собственно последовательность операций.

              • Липа Москвичёва  |30 августа 2013, 13:32#

                Казя, вопрос - это приглашение к дискуссии.
                Но ваша поправка принимается и принимается с признательностью :)

          • nilina  |30 августа 2013, 14:29#

            Макаренко и Монтессори на слуху)))

            • Belochkam  |30 августа 2013, 15:44#

              у меня была мечта детства и я ее осуществила при помощи учебы) стимул был... так что было и желание учиться)

              • Olevd  |30 августа 2013, 23:00#

                Мои педагоги были прекрасными ЛЮДЬМИ. и это, считаю, главное. Жаль, что детям не так повезло(((((
                Современное обучение возмущает до глубины души - собак дрессируют лучше((((

                Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи