Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

Образование: свобода VS строгость

13 сентября 2013, 00:00 | Катя Кожевникова

Образование: свобода VS строгость
2 выбрали

В это воскресенье ООН в пятый раз будет отмечать Международный день демократии, а значит, политики снова будут рассуждать о том, что свобода – это лучше, чем несвобода, а демократия – лучше, чем ее отсутствие. А в понедельник в Японии будет отмечаться День почитания старших – хороший и полезный праздник, напоминающий нам, насколько в восточных культурах развито уважение к пожилым людям и важен их авторитет. Предлагаю сегодня подумать, а что важнее в обучении: свобода или строгость, демократия или непререкаемый авторитет профессоров.

Демократия

Свобода в процессе обучения – это не только и не столько возможность прогуливать занятия. Это ситуация, когда студентам дают значительное пространство для творчества. Например, определенную творческую и интеллектуальную свободу обеспечивает проблемное обучение: студентам не дают указаний, как и что делать, перед ними ставятся задачи и проблемы, а учащиеся сами пытаются найти к ним решения.

Одним из идеологов свободы в обучении был швейцарский психолог Жан Пиаже, автор книги "Понять – значит изобрести". Согласно его представлениям, обучение, в процессе которого в человека просто "закладывают знания", неэффективно. Необходимо дать учащимся возможность исследовать, экспериментировать и искать ответы на собственные вопросы. Учитель в данной ситуации не является непререкаемым авторитетом или "кладезью знаний". Он лишь слегка направляет учащихся и стимулирует их интерес, создавая новые условия для исследовательской деятельности.

Свобода в обучении может проявляться в разной степени – от небольших послаблений до полного творческого беспорядка. Все хорошо в меру. Тем более что такой подход имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы

  • Развитие творческого мышления и креативности. Студенты учатся "изобретать велосипед" – идти не по проторенной старшими дорожке, а искать свои пути и новые подходы. На все вопросы учащиеся привыкают смотреть свежим взглядом. Именно благодаря такому подходу совершались многие открытия, изобретения и научные прорывы в истории.
  • Самостоятельность. Студенты привыкают работать самостоятельно, без четких инструкций со стороны старших.
  • Сознательность. Как ни странно, порой именно свобода воспитывает сознательность в учебе. Студенты должны сами понять, что для них наиболее важно, правильно расставить приоритеты и заставлять себя работать.
  • Тайм-менеджмент. Чем больше у человека свободы, тем сложнее ему управлять собственным временем. Соответственно, студенты учатся этому.

Минусы

  • Свобода в обучении подходит не всем. Например, ригидных и педантичных личностей отсутствие четких задач может повергнуть в состояние стресса.
  • Разгильдяйство. Если сознательность у учащегося не просыпается, скорее всего, работать он будет в треть силы и все обучение пройдет мимо его ушей.
  • Недостаток исполнительности и прилежания. Свобода в обучении – это здорово и интересно, но в реальной жизни выпускника, скорее всего, заставят работать в четких рамках. После такого образования он к ним может оказаться не готов.

Авторитаризм

Авторитарные преподаватели любят, чтобы студенты делали все, что они говорят, и именно так, как они говорят. Посещали все занятия, перед зачетом предъявляли все лекции, дословно заучивали правила и определения и повторяли их на экзамене. Шаг влево, шаг вправо считается побегом и карается "неудом".

Такие педагоги дают четкие задания и инструкции и требуют, чтобы студенты не менее четко их выполняли. Они показывают учащимся проторенный путь и не позволяют отойти от него ни на шаг, и уж тем более – свернуть на свою дорогу.

У такого подхода тоже есть свои сильные и слабые стороны.

Плюсы

  • Знание. Часто предметы именно таких преподавателей надолго застревают в голове, и мы спустя годы помним намертво заученные определения.
  • Исполнительность. Такой тип обучения заставляет студентов работать в четко ограниченных рамках – это тоже бывает полезным. В некоторых случаях такой подход к образованию можно использовать с самыми творческими профессиями. Обычно у студентов таких специальностей и так хватает креативных идей, а вот умения четко выполнять инструкции старших может недоставать. А ведь в жизни это тоже пригодится.

Минусы

  • Подавление творческих способностей. На мой взгляд, настоящих творцов никакое обучение задавить не сможет. Но в некоторых случаях излишняя строгость действительно может отбить у учащихся желание самостоятельно мыслить и придумывать.
  • Несамостоятельность. После такого обучения многие студенты просто не умеют действовать самостоятельно: им требуются четкие задания и указания. А ведь чтобы добиться успеха, нужно быть готовым к самостоятельной работе.
  • Шанс на ошибку. Как бы преподаватель ни был в себе уверен, не исключено, что он ошибается. А значит, он привьет свое ошибочное мнение студентам, а, может быть, даже добьется отчисления тех, кто с был с ним не согласен.

Выбрать, что важнее в образовании – строгость или свобода – невозможно. В идеале нужно совмещать и то, и другое и, главное, соблюдать меру.

А какой подход к образованию вам кажется более эффективным? У вас были слишком демократичные или по-настоящему строгие преподаватели? Кто вам больше запомнился? Расскажите свои истории.

Катя Кожевникова, etoya.ru

Фото: xvatit.com

Релевантные товары в Online-магазине:

Комментарии (61)

  1. Divva  |13 сентября 2013, 09:53#

    у меня были разные преподаватели, были и от крайности в крайность! мне кажется, что здесь главное иметь свою голову на плечах и желание узнавать и учится. для меня лучшие преподы те, у которых все в меру.
    а была одна молодая преподша в универе, она только после аспирантуры у нас вела пары, а мы 5-ый курс, не поставила себя никак, и моя компания ее игнорировала, но при этом я всегда дома учила даже больше, чем она нам давала.Я пришла на экзамен, один билет (3 вопроса) все от и до рассказала, она мне говорит-4, я говорю-нет, еще подниму, подняла 2-ой-то же самое, потом 3-ий опять то же самое!!! 4 и все! я ей говорю в чем проблема? я же все рассказала, а она мне: на парах все тебя слушали а не меня... я пошла позвала декана, говорю при нем буду сдавать экзамен))) ну тогда мне уже поставили 5!!!А виновата она в этом была сама. ей было важно, чтобы зубрилки с первых парт ей в рот смотрели, а других заинтересовать так и не смогла

    • Olga Tv  |13 сентября 2013, 22:37#

      Гнобить преподавателя - это не от большого ума.

      • Divva  |13 сентября 2013, 22:47#

        [Комментарий удален]

        • Divva  |13 сентября 2013, 22:49#

          1)а кто сказал что кто-то кого то гнобил?)))
          2)если преподаватель не способен преподать свой предмет, то лучше еще поучиться.
          3)я не понимаю, почему Вы постоянно пытаетесь зацепиться за мои комментарии?

          • Ласточка я)  |13 сентября 2013, 22:50#

            Не увидела, чтобы кто-то кого то гнобил..

            • Divva  |13 сентября 2013, 22:52#

              я тоже))) игнорировать и гнобить кардинально разные вещи)))

              • Ласточка я)  |13 сентября 2013, 22:54#

                Главное зацепиться)

                • Divva  |13 сентября 2013, 22:56#

                  ну может мне ответят на мой вопрос все таки...я жду))

                  • Ласточка я)  |13 сентября 2013, 23:02#

                    А мне обычно так глубоко всё равно на всякие высказывания) Что даже лень вступать в какие-то разговоры) Улыбаюсь и лазаю по сайту дальше)

                    • Divva  |14 сентября 2013, 09:25#

                      Кать, понимаешь, если промолчишь, то чем дальше, тем хуже!!! я это уже заметила.

                      • LadyPrada  |14 сентября 2013, 09:40#

                        Не всегда Замир))) некоторые тут просто без цели от нечего делать,поэтому смысла нет с ними что -то выяснять, ну много у них свободного времени и они не знают чем себя занять...
                        Что касается темы- строгость строгости -рознь))перебарщивать тоже ничего хорошего)

                        • Divva  |14 сентября 2013, 11:26#

                          Вик, мне все равно у кого сколько времени, и кто какие цели преследует...меня лишний раз трогать не надо, тем более без повода!

          • Ка  |13 сентября 2013, 23:14#

            Не заметила в комментарии Замиры, чтобы кто-то кого-то «гнобил».
            Во время моей учёбы таких случаев, когда приходилось отстаивать свою точку зрения или несправедливую оценку, было очень много. Один такой случай был, когда мне занизили оценку, только потому, что я поросилась отвечать на билет без подготовки. Так как работала и торопилась на репетицию. Это была немолодая и неопытная преподаватель, а вполне взрослая женщина преподаватель «общей психологии». Написала заявление в деканате, чтобы пересдать с другой группой. После этого случая, она пыталась завалить меня на дипломе, но не удалось. Мой руководитель по диплому меня защищал и комиссия решила, что мой ответы на её каверзные вопросы вполне аргументированы.

            • Divva  |14 сентября 2013, 09:15#

              да, у меня тоже было еще пару случаев таких. просто этот был самый нелепый)

              • Ка  |14 сентября 2013, 15:35#

                Был случай когда всей группой писали заявление об отказе от преподавателя, потому что она нам не давала материал, травила байки, а нам госэкзамен по данному предмету здавть. Возможно она физику хорошо преподавала, а гуманитарный предмет в нагрузку взяла.

                • Divva  |14 сентября 2013, 15:43#

                  и правильно сделали!!! Преподаватель в первую очередь должен давать знания!!!

          • Катя Кожевникова  |13 сентября 2013, 23:08#

            А мне таких преподавателей все-таки жалко немного. Ну кто ж виноват, что у них нет таланта к их работе. Конечно, ее в поведение в итоге непростительно и непрофессионально... Но сразу представляется девушка, которую несоответствие работы и способностей делает несчастной. Вот она и злится, пытается отомстить. Неправильно, конечно. Но все равно жалко).

            • LadyPrada  |14 сентября 2013, 09:41#

              Нет таланта, так зачем в эту отрасль подались?

              • Катя Кожевникова  |14 сентября 2013, 10:53#

                Мало ли случаев, когда человек неправильно выбрал работу, не нашел свое призвание. Это его же несчастье. Потом тут девушка-аспиратнка, может она и не будет преподавать в будущем. А может (ну вдруг) вырастет, поумнеет и станет хорошим педагогом).

              • Divva  |14 сентября 2013, 09:50#

                так и мне жалко, но свои знания же я должна отстаивать) если всем по баллу дарить, они пойди зазнаются а умнее не станут)

                • Катя Кожевникова  |14 сентября 2013, 10:51#

                  Не, тут вы все правильно сделали, я без претензий). Так просто мысли вслух).

              • Olga Tv  |13 сентября 2013, 23:20#

                одна молодая преподша в универе, она только после аспирантуры у нас вела пары, а мы 5-ый курс, не поставила себя никак,Как она должна была себя "поставить"? Лезет в голову неприличное, но вы наверно имели в виду, что она должна была проявить себя, как мудрый преподаватель с многолетним опытом.

                • Ка  |13 сентября 2013, 23:23#

                  Вот как раз в данной ситуации она и получает опыт.

                  • Divva  |14 сентября 2013, 09:16#

                    она должна была вести себя адекватно, а не косить под старого и опытного!!! то что можно одним, другие должны заслужить)

                  • Olga Tv  |13 сентября 2013, 23:24#

                    моя компания ее игнорировала??? То есть делали вид, что преподавателя в аудитории нет? Игнорировать можно сидя в парке на лавочке. Получаете открепление и сдаете зачеты и экзамены экстерном.

                    • Divva  |14 сентября 2013, 09:17#

                      если преподаватель не может ничем заинтересовать, то я в праве ее игнорировать! но не гнобить, замечу!!!

                    • Olga Tv  |13 сентября 2013, 23:27#

                      а она мне: на парах все тебя слушали а не меня...Вы вступали с преподавателем в дискуссию по предмету или просто с подружками общались? Мне почему-то подумалось второе.

                      • Divva  |14 сентября 2013, 09:19#

                        я не понимаю такого интереса к своей персоне...)))))))))
                        если хотите, то расскажу много случаев с универа, я как будто на допросе)))))))))))))))))))))

                        • Olga Tv  |14 сентября 2013, 12:47#

                          я не понимаю такого интереса к своей персоне...)))))))))То есть вы даже не заметили, что я отвечаю на ваш вопрос? ;))) Ну, бывает, что ж тут сделаешь.
                          Если найдете секунду свободного времени между написанием комментариев, можете посмотреть в словаре значение слов "игнорировать" и "гнобить". И бонусом можете посмотреть слово "эгоцетризм". Успехов!

                          • Divva  |14 сентября 2013, 12:55#

                            я НЕ ЗАМЕТИЛА ответа на мой вопрос, я ЗАМЕЧАЮ лишь желание меня зацепить)))))))))))))))) Эгоцентризмом не страдаю, это скорее в ваш адрес понятие)))))))))))
                            а в словарь загляните сами, если хотите, я даже могу прислать Вам значение этих слов и Вы поймете, что они разные!!!
                            и жд ответа на мой 3-ий вопрос: "я не понимаю, почему Вы постоянно пытаетесь зацепиться за мои комментарии?" на первый ответа уже не жду, тк Вам ответить нечего мне и предъявить тоже)))))))))))))

                            • Divva  |14 сентября 2013, 12:59#

                              и еще один вопрос... Вы преподаватель?)

                      • Olga Tv  |13 сентября 2013, 23:28#

                        я пошла позвала декана,К декану надо было обращаться с самого начала, с просьбой найти более подходящего для вас преподавателя.

                        • Divva  |14 сентября 2013, 09:23#

                          может некоторым людям обязательно нужен преподаватель для того, чтобы их заставляли учится, но мне главное знать, что предмет мне нужен и я сама прилагаю максимум усилий для его изучения. Конечно хорошо иметь умного наставника, который интересно может преподнести материал, но таких преподавателей не так много.

                        • Olga Tv  |13 сентября 2013, 23:30#

                          А виновата она в этом была сама.Ну это вообще детский сад.

                          • МарияДиваева  |13 сентября 2013, 23:33#

                            нет, Замира описала очень распространенную ситуацию
                            когда преподаватель не готов быть преподавателем
                            и в этом, к сожалению, никто кроме самого преподавателя не виноват

                            • Olga Tv  |13 сентября 2013, 23:39#

                              Не каждый преподаватель - прирожденный Макаренко. Но каждый преподаватель - это человек, вообще-то.

                              • Divva  |14 сентября 2013, 09:21#

                                я ее человеческие качества никак не затрагивала))) а как преподаватель она сама себя уничтожила в моих глазах, вот и все! объективный преподаватель оценивает знания, а не что-то другое! и лучше бы она сама пришла к этому выводу, нежели с приказа декана, сама же себя и унизила этим.

                        • Belochkam  |13 сентября 2013, 17:02#

                          предпочитаю строгих преподавателей, любящих и болеющих душой за свой предмет)

                          • Катя Кожевникова  |13 сентября 2013, 17:47#

                            Не могу сказать, что именно предпочитаю таких, но очень уважаю.

                          • nat4450  |13 сентября 2013, 17:18#

                            В 6-м классе мне пришлось поменять школу (переехали в другой город). В новом классе меня перед первым уроком геометрии - это была новая дисциплина - предупредили - мегера! Будет вести еще алгебру, боится вся школа. Не буду рассказывать деталей, скажу - учительница - песня, для тех, кому математика была интересна. А для других - мегера. Мне она могла поставить 4, когда за такой же ответ другому ставила 5. И не только мне: от тех, кто мог лучше - требовала лучше, а у кого увидела улучшение результатов, могла простимулировать их отметкой повыше. Мы не обижались. Когда в 9-м классе учительница уезжала, мы - горевали, с ней было интересно.
                            Сама я ( когда работала в институте) вела такую тактику: на практические занятия не допускала студентов, если они не отработали пропущенное занятие. Не допускала потому, что смысла сидеть на занятии не было: программа была такой, что всякое последующее занятие вытекало из предыдущих и на паре просто было нечего делать, если все не выполнено. Но на экзаменах студенты знали - никогда не цепляюсь. Бывало, когда подменяла коллег, спрашивала: "У кого проблемы?" Руку поднимали - не боялись, подходила, помогала, знала ведь студентов - кто на что горазд.

                            • Катя Кожевникова  |13 сентября 2013, 17:47#

                              Да, так порой бывает, что преподавателей называют "мегерами" за то, что они искренне хотят научить своему предмету и не ставят зачеты "на халяву"

                              • LadyPrada  |14 сентября 2013, 09:42#

                                Я этих школ в связи с переездами сменила кучу, для меня это таким стрессом было каждый раз

                            • Nuta1979  |13 сентября 2013, 17:34#

                              Я помню у нас по аналитической геометрии был очень авторитарный дядечка, при этом в солидном возрасте, он прошел все великую отечественную от начала до конца, я его страшно боялась, он меня полностью подавлял

                              • Катя Кожевникова  |13 сентября 2013, 17:44#

                                А в итоге эффективно у него было учиться или не слишком?

                                • Josephina_A  |13 сентября 2013, 18:14#

                                  у нас тоже по геометрии в универе специфический преподаватель был) запугивал весь 1й семестр. Правда, после первой сессии оказалось, что он просто над нами прикалывается. Оценки ставил адекватно)

                                  • LadyPrada  |14 сентября 2013, 09:43#

                                    А есть, кто запугивает и потом весь семестр и на сессии с ним нелегко очень- было такое в колледже

                                • a123  |13 сентября 2013, 17:38#

                                  Как показывает практика, обычно строгий преподаватель потом оказывается самым лучшим и любимым.
                                  Важно не путать строгость и самодурство, но это уже о другом -)

                                  • Катя Кожевникова  |13 сентября 2013, 17:43#

                                    А самая страшная ситуация, когда строгость и самодурство в одном лице. Таким преподавателям экзамен сдавать, что в русскую рулетку играть - повезет-не повезет.

                                  • Josephina_A  |13 сентября 2013, 18:16#

                                    у меня был непредсказуемый преподаватель по дискретной оптимизации. Лекции читал великолепно, практику объяснял, но на экзамене ставил оценки по никому не понятной системе.

                                    • IrisKa77  |13 сентября 2013, 22:21#

                                      А что такое "регидная личность"?

                                      • Бусятина  |13 сентября 2013, 22:53#

                                        Ригидная личность. Этот человек вступает в конфликтные ситуации, главным образом, по причине своей подозрительности, заведомо критического и недоверчивого отношения к окружающим, руководясь своей завышенной самооценкой.

                                        • Катя Кожевникова  |13 сентября 2013, 23:03#

                                          Извините, моя ошибка, неправильно написала. Негибкий тип личности с жесткими установками, плохо подстраивается под меняющиеся условия.

                                        • IrisKa77  |13 сентября 2013, 23:08#

                                          Спасибо, что исправили.

                                        • Olevd  |14 сентября 2013, 01:52#

                                          У меня впечатление, что распространение демократичных методов обучения приводит к появлению полчищ неучей и тотальному разрушению образования. Во всяком случае, по-настоящему креативных личностей не прибавилось, зато лодырей - полно.

                                          • Лилиана72  |14 сентября 2013, 15:47#

                                            Как преподаватель скажу. Среди студентов талантливых, креативных личностей, которые, действительно, хотят учиться - единицы. Бюджетных мест или нет, или очень мало, поэтому поступают те, кому просто надо получить корочку, а деньги за них платят родители. Что взять с такого студента? Отчисляют их крайне неохотно, так как это деньги для ВУЗа и учебная нагрузка для преподавателя. А понтов у таких студентов выше крыши. Вот и получаем неучей с дипломами.

                                            • Divva  |14 сентября 2013, 15:50#

                                              это правда!!! а во всем виновата "система" .у меня с курса было 12 красных дипломов из них 3 настоящие!!!!!

                                              • Лилиана72  |14 сентября 2013, 15:53#

                                                Есть такая категория студентов, которые просто "выбивают" красные дипломы. Типа "я иду на красный диплом, мне нужна пятерка. Знаний при этом, мягко говоря, на тройку. Последний случай меня просто добил, подошла девица пересдать курсовик со словами: "Ну, поставьте пятерку. Вам какая разница?"

                                                • Divva  |14 сентября 2013, 16:05#

                                                  именно эта категория бесит больше всего!!!
                                                  у меня к пятому курсу 4-ок было крайне допустимое количество, и тут экзамен на котором пожилая преподавательница (а она очень любила чтобы у нее именно выпрашивали и делали ей подарки) озвучила, что ставит 4, зная что именно из-за нее у меня срывается диплом... озвучила и не ставит, как бы ждала моей просьбы и тд. Я ей сказала, ну раз Вы оценили меня так, то пусть так и будет... мне было очень противно что-то ее просить! после етой 13-ой четверки, я была уверенна, что диплом синий и ничего сверхестественного не предпринимала, даже на госах и защите диплома абсолютно не переживала, тк знала, что уж на 4 я точно отвечу и была совершенно спокойна. ,Но мне и там и там поставили 5-ки.
                                                  я уверенная, что у меня синий, прихожу на вручение, а фамилия у меня в конце списка и пришлось всех ждать, дождалась, а диплома нет!!! говорят приходи на торжественное вручение красных!!!-я в шоке, говорю, точнее доказываю им, что у меня много 4-ок и диплом синий, они посмеялись и говорят: Декан сказал, что если ты получишь синий, то красные он никому не даст))))))))))))))))я была реально счастлива, тк справедливость все же восторжествовала)

                                                  • Лилиана72  |14 сентября 2013, 16:08#

                                                    Я тоже не знала, что у меня красный))) Я думала, что красные за все пятерки дают, и на вручении узнала.

                                            • Лилиана72  |14 сентября 2013, 15:50#

                                              Что касается того, что преподаватель может не разбираться в каком-то предмете. Мне за свою жизнь что только не доводилось читать, нагрузка может меняться каждый год, то есть все время надо осваивать новые курсы в условиях жесткого лимита времени и мизерной зарплаты. Преподаватели часто работают на нескольких работах, так как на одну зарплату элементарно не прожить. О каком качестве тут можно говорить?

                                              Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи