/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

07 февраля 2014, 00:00 | Катя Кожевникова

Загадки убийства Пушкина
6 выбрали

8 февраля 1837 года в лесу близ Черной Речки раздались два выстрела. После первого упал в глубокий снег Александр Пушкин. Смертельно раненный, он все-таки совершил ответный выстрел и попал в своего противника. Через два дня Россия лишится своего великого поэта. С тех пор прошло почти два столетия, а в истории этой роковой дуэли остается множество загадок и неясностей. Одни скажут: "Ну и зачем копаться в далеком прошлом?" "Люди, не знающие истории, обречены ее повторять", – возразят другие. Давайте сегодня попробуем разобраться в этой трагической для нашей страны истории.

Зловещие письма

Упрощенная история дуэли между Пушкиным и Дантесом – ссора произошла на почве ревности. Да, Дантес очевидно и недвусмысленно ухаживал за замужней Натали Гончаровой. Но дело не только в этом. Петербургский свет намеренно "травил" Пушкина, раскручивал эту историю, муссировал слухи и сплетни, провоцируя поэта сделать вызов. И кроме незадачливого любовника в этой истории были и другие деятели. Например, приемный отец Дантеса голландский дипломат Луи Геккерн. Некоторые, в том числе сам Пушкин, вообще считали его кукловодом во всей этой неприятной истории. Или троюродная сестра Гончаровой светская дама Идалия Полетика. По свидетельствам современников, она люто ненавидела поэта и при жизни, и даже после его смерти. Почему – неизвестно. То ли он не обратил на нее должного внимания, то ли пошутил неудачно, то ли написал что-то не то в ее альбоме. Так или иначе, именно "Мадам Интрига" (так ее называли в свете) подстроила свидание Дантеса и Гончаровой – позвала обоих к себе в гости, а сама уехала, оставив Наталью наедине с ее пылким почитателем.

 

Барон Луи Геккерн. Художник Й. Крихубер. 1843.

 

Чаша терпения Пушкина была переполнена, когда его друзья получили анонимный пасквиль, где поэта объявили "коадъютером великого магистра ордена рогоносцев". Стерпеть такое оскорбление не смог бы ни один муж того времени. Ну, разве что Алексей Каренин из романа Толстого. Пушкин прислал Дантесу вызов без объяснения причин.

 

Портрет И. Г. Полетики акварель, П. Ф. Соколов, 1820-е гг.

 

Споры о том, кто был автором этого пасквиля, ходят до сих пор. Сам Пушкин подозревал Луи Геккерна и даже сообщил об этом шефу жандармов. Так же высказывалось предположение, что это могли сделать приятели дипломата Иван Гагарин или Петр Долгоруков. Гагарин вообще был интересным человеком – после смерти Пушкина он поехал в Париж, вступил в орден иезуитов и написал книгу "Россия – станет ли она католической?" За это сочинение в родной стране его тут же лишили сословных и имущественных прав и больше сюда не пускали. Одним словом, заметно, что духовная связь с Родиной была у Гагарина не слишком сильна. По еще одной версии, автором пасквиля стала уже упомянутая выше Идалия Полетика.

Но предположения предположениями, а следователям нужны доказательства. Почерковедческая экспертиза была проведена спустя почти столетие – в 1927 году. Тогда эксперты пришли к выводу, что пасквиль был написан собственноручно Долгоруковым. Более поздняя экспертиза присудила авторство Гагарину. Спустя полвека криминалисты перепроверили эти выводы. Эксперты выяснили, что пасквиль на французском написал русскоязычный автор (то есть, не Геккерн или Дантес). А вот предыдущие выводы они опровергли: эксперты посчитали, что тексты написал не Долгоруков или Гагарин, а кто-то другой. Так что этот вопрос до сих пор остается открытым. Но, во всяком случае, понятно, что "третьих лиц" в этой истории хватало, как явных, так и неизвестных. Да, Дантес нажал на курок. Но нож в поэта втыкали все, кому не лень.

Впрочем, тогда до дуэли не дошло. Геккерн попросил отсрочку, а Дантес объяснил свое поведение ухаживанием за сестрой Натальи Екатериной и сделал ей предложение. После этого светские дамы с упоением вели разговоры о том, что молодой офицер пожертвовал собой – женился на нелюбимой женщине, чтобы защитить честь любимой.

Ситуация не улучшились. В обществе ходили слухи и шутки о семейной жизни Пушкина, Дантеса и прочих причастных. В определенный момент поэт не выдержал и отправил Геккерну оскорбительное письмо, называя его сводником, который специально сталкивает своего приемного сына с Натальей. Пушкин не вызывал Дантеса на дуэль. Это Луи Геккерн вызвал поэта после письма, но так как высокий чин не позволял ему стреляться, за его честь должен был вступиться приемный сын – Дантес. Так история приняла вид банального любовного треугольника. К слову, в окровавленном сюртуке Пушкина после дуэли нашли записку: "Я убедился, что анонимное письмо исходило от г-на Геккерна, о чем считаю своим долгом довести до сведения правительства и общества".

"Предатель и жена поэта"?

Загадкой можно назвать и роль Натальи Гончаровой во всей этой истории. Оценки ее личности расходятся в диаметрально противоположных направлениях. Одни называют ее ветреной кокеткой и винят в смерти поэта, другие – невинной жертвой. Как в классической литературе, только одно из двух: воплощенное добро или абсолютное зло. Но жизнь обычно сложнее, и герои в ней значительно более многогранные.

 


 

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831—1832

 

 

Наталью Николаевну осуждали еще ее современники. К примеру, в списках ходило такое анонимное стихотворение: "К тебе презреньем все здесь дышит… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта". Эту негативную оценку переняли и более поздние исследователи, в частности, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова. Ахматова вообще называла Гончарову невольным агентом Геккерна-старшего. Кстати, он сам после смерти Пушкина он возлагал всю вину на Наталью и требовал, чтобы ее допросили под присягой. Дочь Гончаровой от второго брака Александра Арапова в своих мемуарах пыталась обелить память матери, но, так как она основывалась на тех же светских слухах, лишь подлила масла в огонь. Но ведь сам Пушкин относился к жене совсем иначе!

Итак, Наталья Николаевна была известной петербургской красавицей. Говорят, даже Николай I был неравнодушен к ней. Но упрекнуть ее было не в чем, даже самые заядлые сплетницы высшего света не могли сочинить ей какой-нибудь "роман". Так было до ее знакомства с молодым французским офицером Дантесом. Тот начал ухаживать за ней, что тут же породило волну слухов.

В середине прошлого века были обнародованы письма Дантеса к Геккерну: "Но что хуже всего, это то, что я безумно влюблен! Да, безумно, так как я не знаю, как быть, я тебе ее не назову... но вспомни самое прелестное создание в Петербурге, и ты будешь знать ее имя. Но всего ужаснее в моем положении то, что она тоже любит меня и мы не можем видеться до сих пор, т.к. ее муж бешено ревнив". Если верить этим же письмам, Наталья отвечала Дантесу взаимностью, но приняла на себя роль пушкинской Татьяны: "Но я другому отдана, и буду век ему верна". Но это только если верить. Во-первых, Дантес мог не писать всего, чтобы не замарать честь своей возлюбленной. Во-вторых, он мог сочинить эти письма позже и подложить в архив, чтобы самому выглядеть в более выгодном свете, а на самом деле никакой взаимности и никаких признаний между ними не было. Некоторые исследователи считают, что эти письма – подлог, еще одно звено в сознательной травле Пушкина. Но все это только предположения, как было на самом деле, сказать невозможно.

Сохранилось сообщение о свидании Гончаровой с Дантесом в доме Идалии Полетики. Если верить рассказу приятельницы Пушкина княгини Веры Вяземской, светская интриганка позвала Наталью к себе, а сама уехала, вынудив ее остаться наедине с Дантесом. После объяснения пылкий любовник даже обещал застрелиться, если она не уступит – все как в любовных романах того времени. Наталья сбежала, а потом рассказала об этой встрече мужу. Некоторые исследователи считают, что именно это свидание стало последним толчком к дуэли, другие, впрочем, вообще сомневаются, что оно произошло на самом деле, а не было выдумано светскими сплетниками. Так или иначе, после свадьбы Дантеса и Екатерины Гончаровой, Наталья оказалась еще в более сложном и фальшивом положении.

В общем, у исследователей и современников было множество мнений по этому вопросу. Но, по словам друзей Пушкина, сам поэт уже после своего ранения повторял, что его жена – не притворщица, она ни в чем не виновата, и он всегда ей доверял. Пушкин умер в пятницу, и до конца жизни Гончаровой этот день стал днем траура – по пятницам она ничего не ела, никуда не выезжала и предавалась воспоминаниям.

Споры о роли Гончаровой во всей этой истории идут до сих пор. Но, во всяком случае, понятно, что ее нельзя назвать ни пустой красоткой, ни абсолютно невинной жертвой.

Некоторые сомневаются и в искренней любви Дантеса. Есть предположения, что скандальной историей с Гончаровой он лишь прикрывал другой роман. Или даже – суть своих истинных, совсем не родственных отношений с Геккерном.

Спасительная пуговица или бронежилет?

Еще одна загадка всей этой истории – сама дуэль. Выстрела было два. Первым на курок нажал Дантес. Он попал поэту в живот, и тот упал на снег. Но после этого Пушкин сказал, что у него еще достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел. Дантес положил руку на грудь. Пушкин прострелил эту руку насквозь… но это было единственным ранением Дантеса. Почему при прямом попадании с небольшого расстояния он так легко отделался?

 

Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина

 

По официальной версии, жизнь офицеру спасла пуговица. Жуковский писал в письме отцу Пушкина: "Геккерн (речь идет о Дантесе, который носил фамилию приемного отца – прим. ред.) упал, опрокинутый сильною контузиею, пуля пробила мясистые части правой руки, коею он закрыл себе грудь, и, будучи тем ослаблена, попала в пуговицу, которою панталоны держались на подтяжке: эта пуговица спасла Геккерна".

Правда, никто и никогда эту счастливую пуговицу не видел. Вопросы остаются у медиков и криминалистов. У первых – почему у Датнеса не осталось наружных повреждений на теле, ведь пуговица должна была серьезно вдавиться в грудь. У криминалистов – как при использовании мощного оружия с близкого расстояния могла спасти обычная пуговица.

Полвека назад специалист по судебной медицине Сафронов написал статью с предположением, что Датнес надел под свой мундир кирасу или иное защитное приспособление, которое и спасло ему жизнь, а уже после дуэли выдумал историю про пуговицу. Впрочем, широкое обсуждение эту версию не поддержало. Да и риск был слишком велик. Если бы подобная история вскрылась, позор, который лег бы на плечи Дантеса, был бы страшнее смерти. Убийца Пушкина, судя по всему, был не слишком приятным человеком. Но это предположение ставит его за грань бесчестия.

После дуэли Дантеса с жандармами выслали из России. Но он неплохо устроился в Париже: стал депутатом, порученцем императора, сенатором, одним из богатейших людей. В содеянном, похоже, не раскаивался – вряд ли великий поэт являлся ему в ночных кошмарах. На встрече с русским журналистом Александром Онегиным он возмущенно заявил: "Он ведь мог и меня убить! А я стал потом сенатором!" Внук Дантеса рассказывал о нем: "Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей блестящей политической карьерой. Что, не будь этого несчастного поединка, его ждало незавидное будущее командира полка где-нибудь в русской провинции с большой семьей и недостаточными средствами". Умер Дантес в глубокой старости.

Возможно, единственное, что его расстраивало – это родная дочь, Леония-Шарлотта. Она, выросшая во французском окружении и почти незнакомая со своей матерью Екатериной Гончаровой (та рано умерла во время родов), была, по выражению ее брата "до мозга костей русской". Девушка выучила русский язык и просто боготворила своего погибшего дядю Александра Пушкина. Во время одной из ссор она назвала отца "убийцей Пушкина" и больше с ним не разговаривала. В итоге странную девушку отправили в сумасшедший дом, где она провела 20 лет до своей ранней смерти. Дантес пережил свою дочь. Из этой истории создается впечатление, что она отстрадала за его грех.

Никому не хочется верить, что трагические события происходят просто так. Так Сальери остался в истории злобным завистником и убийцей Моцарта. Так исследователи Пушкина не хотят верить, что за роковой дуэлью стояла банальная семейная драма. Впрочем, я склонна с ними согласиться – уж очень многое происходило вокруг поэта, чего нельзя уместить в любовный треугольник Пушкин-Наталья-Дантес. И я готова поверить в осознанную и последовательную травлю поэта в обществе.

А вы как считаете?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Фото: wikimedia.org

Комментарии (24)

  1. frosa  |07 февраля 2014, 10:07#

    очень интересная статья, читала с большим удовольствием, спасибо.
    Безусловно, травля была и еще какая, и цель была - убрать Пушкина, изолировать его любой ценой, а что может человека больше всего выбить из колеи - проблемы в семье :(

    • Belochkam  |07 февраля 2014, 10:19#

      все может быть...

      • 27juliana  |07 февраля 2014, 15:35#

        Екатерина, я прошу меня извинить, но 8 февраля какого года прозвучали выстрелы на Чёрной Речке?
        А.С. Пушкин бессмертен, это бесспорно...

        • chicca  |07 февраля 2014, 15:41#

          Екатерина, я прошу меня извинить, но 8 февраля какого года прозвучали выстрелы на Чёрной Речке?
          А.С. Пушкин бессмертен, это бесспорно...
          Как было прекрасно, если бы великий Поэт дожил бы до этого года))) Оставивибы после себя гораздо больше шедевров русской литературы!

          • Divva  |07 февраля 2014, 15:47#

            они бы выглядели явно по-другому))))))

            • chicca  |07 февраля 2014, 15:47#

              тем интереснее)

              • Divva  |07 февраля 2014, 15:49#

                согласна)))

                • chicca  |07 февраля 2014, 15:50#

                  Пушкин, как известно, тот был еще повеса)

                  • Divva  |07 февраля 2014, 15:52#

                    поэтому и написала, что его шедевры возможно бы были совершенно не такими, как в то время))) Даже трудно представить)))))))

                    • Divva  |07 февраля 2014, 15:52#

                      поэтому и написала, что его шедевры возможно бы были совершенно не такими, как в то время))) Даже трудно представить)))))))

                      • Divva  |07 февраля 2014, 15:52#

                        поэтому и написала, что его шедевры возможно бы были совершенно не такими, как в то время))) Даже трудно представить)))))))

              • Катя Кожевникова  |07 февраля 2014, 15:49#

                Вот вечная у меня беда с датами(. Думаю одно - пишу другое. Видимо, подсознательно стремлюсь, чтобы и Пушкин, и Гомер до XX века дотянули).
                Спасибо за замечание, сейчас исправлю.

              • 27juliana  |07 февраля 2014, 15:56#

                Пожалуйста, Катя. )))

                • nat4450  |07 февраля 2014, 16:32#

                  Когда я читала статью, то вспомнила урок в школе, когда нам рассказывали о смерти поэта. Уроки литературы у нас вела директор школы. И оформляла она каждый урок соответственно. Я сразу вспомнила репродукции картин, которые были вывешены на доске

                  • nat4450  |07 февраля 2014, 16:33#

                    .

                    • nat4450  |07 февраля 2014, 16:35#

                      Я тоже, Катя, считаю, что была травля. А получить такой патент :

                      Патент на звание рогоносца

                      получен поэтом 4 (16) ноября 1836 года
                      Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.
                      Непременный секретарь граф И. Борх

                      • nat4450  |07 февраля 2014, 16:36#

                        Как-то, в интернете я читала, что "Пушкин погиб по вине секундантов, старавшихся снизить риск для обоих дуэлянтов. Дуэльные пистолеты, выбранные для поединка, были оснащены мерным колпачком для пороха. Предполагалось заряжать от 1-го до 4-х колпачков в каждый пистолет. Секунданты зарядили по одному колпачку, надеясь, что в худшем случае дело обойдётся лёгкими ранами. Если бы они зарядили по 4 колпачка, результат был бы прямо противоположным. Пуля, засевшая в животе у Пушкина, прошла бы навылет, оставив несмертельную рану, а пуля, пробившая бицепс его противника и срикошетившая от пуговицы мундира, пробила бы грудную клетку Дантеса со 100%-ным смертельным исходом (при воспроизведении дуэли на манекенах, при полном заряде пуговица вылетала сзади вместе с пулей)".

                        • nat4450  |07 февраля 2014, 16:39#

                          Когда сейчас, я прочитала материал, мне захотелось узнать, какой памятный знак стоит сейчас на месте гибели поэта. Ведь должен он там стоять! Узнала вот такие детали:

                          Место дуэли А.С. Пушкина возле Черной речки, на Коломяжском шоссе, никак, в первые годы после смерти поэта, отмечено не было. Хотя попытки установить на этом месте какой-нибудь памятный знак, предпринимались.
                          Первое официальное решение об установке памятника приняли на торжественном траурном собрании, состоявшемся в день 50-летия смерти поэта, в 1887 году. Но воплотить это решение в жизнь не удалось.
                          В начале 1890 года территория, включавшая место дуэли, которая находилась в запущенном состоянии, была передана скаковому обществу. Журнал «Живописное обозрение» сообщал, что этот «пушкинский уголок» хотят превратить в ипподром. В том же журнале был помещён рисунок художника В. А. Табурина, показывавший, в каком плачевном состоянии находилось место дуэли.
                          Любители скачек оплатили изготовление и установку кирпичного постамента с гипсовым бюстом работы неизвестного автора и надписью «Александръ Сергеевичъ Пушкинъ, — место его поединка, состоявшагося 27 января 1837 г.», который простоял до 1924 года

                          • nat4450  |07 февраля 2014, 16:40#

                            В следующий раз к этому вопросу вернулись в 1930 году. Тогда на месте дуэли наметили постройку овощехранилища. Возникла опасность того, что память будет просто стерта и забыта. Тогда Пушкинское общество и Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета выступили с инициативой создания памятника на месте дуэли. В 1932 году, архитектором Е.И. Катониным был разработан проект гранитного обелиска. Памятник был выполнен в виде надломленной колонны.

                            Мне было интересно, но найти фото или рисунок того памятника лично у меня в интернете не получилось. Может кто видел картинку?

                            К столетию со дня смерти поэта - в 1937 году, вместо колонны установили гранитный обелиск. Тогда по всей стране проходили торжественные траурные мероприятия. На обелиске ( он возвышается на 9 метров) закреплен бронзовый барельеф с профильным портретом Пушкина.

                            • nat4450  |09 февраля 2014, 12:41#

                              Просматривая новости, накануне дня смерти поэта, мне попалась интересная информация в Российской Газете. Интервью дает Н. Я. Петраков, у которого в 2003 году вышла книга "Последняя игра Александра Пушкина", а в 2005 - ее продолжение "Александр Пушкин: загадка ухода".

                              На вопрос А. Беляева

                              - Какова ваша концепция истинных причин гибели поэта?

                              Николай Яковлевич высказал свою точку зрения по этому вопросу:

                              - Пушкина и о Пушкине я читаю всю жизнь. И всегда ждал, что появится наконец исследование, в котором будет внятно объяснено, как так могло случиться, что гений, величайший из русских умов XIX века, не только поэт, но и мыслитель, разбиравшийся в политике, общественных отношениях, в последний год своей жизни мог, словно овца на заклание, быть ведом ничтожными людьми, интриганами, сплетниками?

                              Александр Сергеевич оставил две главные загадки своей гибели: дрался ли Пушкин на дуэли с истинным виновником своего унижения и кто был автором и распространителем анонимного пасквиля, явившегося катализатором бунта поэта? Официальная версия пушкинистики общеизвестна: Дантес откровенно и демонстративно ухаживает за супругой поэта. Поэт получает анонимное письмо с намеком на то, что он рогоносец, и мгновенно прозревает, причем сразу в двух направлениях - замечает оскорбительный для него и его жены характер поведения Дантеса и одновременно вычисляет автора анонимки (приемного отца Дантеса). Далее следует вызов на дуэль "без объяснения причин", дабы защитить честь то ли самого поэта, то ли его супруги, то ли того и другой вместе.

                              Вся беда в том, что "железность" логики такой конструкции рассыпается уже в момент ее создания. Почему ревнивому и любящему свою жену поэту требуется дождаться анонимного пасквиля, чтобы возмутиться поведением Дантеса? Что за слепота непревзойденного знатока взаимоотношений между мужчиной и женщиной? Да и ровня ли Дантес Пушкину? Зачем Геккернам (старшему и младшему) писать анонимные пасквили? Они оба делают свою карьеру в России, им противопоказан скандал. Откуда такая мгновенная уверенность Пушкина в авторстве анонимного послания (получено 4 ноября, вызов на дуэль послан Дантесу 5 ноября)? Анонимщик прозрачно намекает совсем на другого "ваятеля рогов" поэта, но последний этого якобы не замечает. Почему? Никакого Дантеса как предмета ревности для Пушкина просто не существовало, Дантес был подставной фигурой, ширмой в великосветской интриге. Обе столицы сплетничали об "особых отношениях" государя с женой поэта.

                              Трагизм ситуации состоял в том, что оскорбителем стал сам император. Сначала Пушкину приходит мысль спровоцировать любую дуэль (без кровавого исхода) и в качестве неминуемого наказания за сам факт дуэли получить столь желанную высылку из столицы. Но этот план оказывается неудачным. Тогда поэт решается на тщательную мистификацию с анонимным письмом - ведь ему важно было не драться с Дантесом, а вызвать замешательство в стане Романовых - Нессельроде и выйти в конце концов на прямое объяснение с императором. Но весь его план игры с коронованной особой рушился. В борьбе за честь семьи Пушкин изначально оказался в одиночестве.

                            • lakail  |07 февраля 2014, 17:22#

                              какое имя интересное - Идалия! Прочитала в инете и все благодаря вашей статье (спасибо!) "Некоторые Полетики переменил фамилию и стали на польский манер называться Политковскими" - очень стало все интересно!

                              • Lyubasha84  |07 февраля 2014, 18:55#

                                Достоверно мы уже ничего не узнаем. Никогда.

                                • Navsikaja  |07 февраля 2014, 20:52#

                                  Да простят меня читатели:

                                  О как же ненависть сильна,
                                  Ты сладкой лестью мифы создала.
                                  Не только завистью пьяна,
                                  В интригах строгим палачом была!

                                  Написано давно!

                                  • ScriboFuturum27  |10 марта 2014, 02:29#

                                    Как можно позволить себе убить величайшего поэта своего и всего времени. И как потом с этим жить.

                                    Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи
                                    Сейчас на сайте

                                    anorova.irina, alyagash, nikolay.gorbunov, Polosataya, massy, manna2007, Lesion, snejanna, taliana'v, natiposh, nata0110, AnnaZah, balabushkina, Milaya_Belo4ka, alb_orchidee, agafon, Smolyk, sosenka, misgurnus, Natasha333, кипарисшщф, Муся1973, ббумер, polina2805, Laverna, tan4e, 1rusik, граноген, bahar81, 210500, Lerik_yagodka, Кира_78, Нордост, elena@a, avalokiteshvara, Служба поддержки клиентов, Lyubasha84, Viktoria2802, Tanita_RK, elena141086, маринане, DSimo, basstett, n_nic, Max2011, Maria gavrilenko, Loyso, Antoniyaya, Sakh-isl, ekuznetsova@inbox.ru1, marystone, Helly_Ya, WildGirl, svetlana0108, olgaaksi, Tanyaotto, Feilnes, Потапова Юлия, Ирена1963, svetlanashpakova, LilyRyk, damascus_rose, Olga160480, darya001, Julia8886, L_U_N_A, snesik, SvetlanaA2905, pelenarav, Lillly, Lyasenya, irma_20171, -=asya=-1121231234, Nora88, antonina_gromova, margen3, 27juliana, сташа, ale@na1993, #natal12123, ol--ga, Либерте, O-Lavl, Nyushen'ka, Красный жемчуг, masya78, Olga Tv, galinaermish, ala-2009, Jane1977, tatsumi, lenarev09@mail.ru, Dashik69, Индира, Лёля11, KOza666, yurchack, Ксюша55, Parfico, jannynice8, -=el=-, anastasiya1313, incertitude, asa27, irinaschel, bobkova-nataly, Обратная Связь, ncmh, yanaarysheva, gu@zela, Тимофей2003, User1957, oksana_2405, Натали 145, carmex, asya-borodina, tiotio77, natashaantipova@mail.ru, aleksandra2104, Hel11, zagar, Amalfira, mahonya-9, myaw, 77окса, miramirovaya, Прапорщик 911, Zoya N, Зявра, Incognito1, artii, artem046, nak, Олька Ягодка, SergioK, Savannah, cherrywitch, ochenlubopitnaya, ивановаинна, Andromaxa, validub, anna_masalab, Cora Bellini, Ell 10, blbnt d, collide, sandra1977, nina155, нат 747, anastasia amsterdam, Smoothies, savoy_truffle, poliyf, Ленусёк, Натали_Я, *Apriori*, jain2003, Hellenочка, Ленусик@, avera2000@mail.ru, Алла Хусаинова, evgenia31300, shtefanelena

                                    Сейчас на сайте

                                    anorova.irina, alyagash, nikolay.gorbunov, Polosataya, massy, manna2007, Lesion, snejanna, taliana'v, natiposh, nata0110, AnnaZah, balabushkina, Milaya_Belo4ka, alb_orchidee, agafon, Smolyk, sosenka, misgurnus, Natasha333, кипарисшщф, Муся1973, ббумер, polina2805, Laverna, tan4e, 1rusik, граноген, bahar81, 210500, Lerik_yagodka, Кира_78, Нордост, elena@a, avalokiteshvara, Служба поддержки клиентов, Lyubasha84, Viktoria2802, Tanita_RK, elena141086, маринане, DSimo, basstett, n_nic, Max2011, Maria gavrilenko, Loyso, Antoniyaya, Sakh-isl, ekuznetsova@inbox.ru1, marystone, Helly_Ya, WildGirl, svetlana0108, olgaaksi, Tanyaotto, Feilnes, Потапова Юлия, Ирена1963, svetlanashpakova, LilyRyk, damascus_rose, Olga160480, darya001, Julia8886, L_U_N_A, snesik, SvetlanaA2905, pelenarav, Lillly, Lyasenya, irma_20171, -=asya=-1121231234, Nora88, antonina_gromova, margen3, 27juliana, сташа, ale@na1993, #natal12123, ol--ga, Либерте, O-Lavl, Nyushen'ka, Красный жемчуг, masya78, Olga Tv, galinaermish, ala-2009, Jane1977, tatsumi, lenarev09@mail.ru, Dashik69, Индира, Лёля11, KOza666, yurchack, Ксюша55, Parfico, jannynice8, -=el=-, anastasiya1313, incertitude, asa27, irinaschel, bobkova-nataly, Обратная Связь, ncmh, yanaarysheva, gu@zela, Тимофей2003, User1957, oksana_2405, Натали 145, carmex, asya-borodina, tiotio77, natashaantipova@mail.ru, aleksandra2104, Hel11, zagar, Amalfira, mahonya-9, myaw, 77окса, miramirovaya, Прапорщик 911, Zoya N, Зявра, Incognito1, artii, artem046, nak, Олька Ягодка, SergioK, Savannah, cherrywitch, ochenlubopitnaya, ивановаинна, Andromaxa, validub, anna_masalab, Cora Bellini, Ell 10, blbnt d, collide, sandra1977, nina155, нат 747, anastasia amsterdam, Smoothies, savoy_truffle, poliyf, Ленусёк, Натали_Я, *Apriori*, jain2003, Hellenочка, Ленусик@, avera2000@mail.ru, Алла Хусаинова, evgenia31300, shtefanelena

                                    ТОП 10 ароматов месяца

                                    ANGE OU DEMON L`ANGE NOIR

                                    by GIVENCHY

                                      

                                    MON GUERLAIN

                                    by GUERLAIN

                                      

                                    CHANCE EAU TENDRE

                                    by CHANEL

                                      

                                    ESCENTRIC 02

                                    by ESCENTRIC MOLECULES

                                      

                                    MISS DIOR BLOOMING BOUQUET

                                    by DIOR

                                      

                                    CHANCE EAU FRAICHE

                                    by CHANEL

                                      

                                    ECLATS PRECIEUX

                                    by GIVENCHY

                                      

                                    №3 L`IMPERATRICE

                                    by D&G

                                      

                                    MON PARIS

                                    by YVES SAINT LAURENT

                                      

                                    MOLECULE 02

                                    by ESCENTRIC MOLECULES

                                      

                                    SAUVAGE

                                    by DIOR

                                      

                                    GENTLEMEN ONLY CASUAL CHIC

                                    by GIVENCHY

                                      

                                    PLATINUM EGOISTE

                                    by CHANEL

                                      

                                    HAPPY FOR MEN SET

                                    by CLINIQUE

                                      

                                    HOMME COLOGNE

                                    by DIOR

                                      

                                    ALLURE HOMME SPORT

                                    by CHANEL

                                      

                                    HOMME SPORT

                                    by DIOR

                                      

                                    TERRE D`HERMES

                                    by HERMES

                                      

                                    ACQUA DI GIO

                                    by GIORGIO ARMANI

                                      

                                    BLEU DE CHANEL

                                    by CHANEL

                                      

                                    Последнее на сайте