Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь январь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

Уроки истории

18 апреля 2014, 00:00 | Катя Кожевникова

Уроки истории
3 выбрали

С детства нас учат, что знать историю очень важно, чтобы не повторять ее ошибок. Сегодня в мире отмечается День памятников и исторических мест. Предлагаю по этому поводу вспомнить один из уроков истории. 345 лет назад, 18 апреля 1669 года мусульманский правитель Индии Аурангзеб из династии Великих Моголов приказал сравнять с землей все индуистские храмы. В своем тщеславии и нетерпимости он не мог понять, что в итоге его политика приведет к гибели великой династии.

Великие Моголы – это династия мусульманских правителей Индии. Они пришли в страну с войной в XVI веке и с тем или иным успехом правили ей более 300 лет.

Самым успешным могольским правителем называют Акбара Великого, внука основателя династии. Он был талантливым полководцем, не проиграл ни одного сражения и смог расширить империю до невиданных ранее размеров, охватив большую часть Северной и Центральной Индии. Но настоящее величие Акбара не в этом. Он не был похож на других правителей-захватчиков. Он пытался строить государство на принципах веротерпимости – совершенно нетипичный подход для мусульманских правителей того времени.

В частности, Акбар отменил джизью – налог, который должны были платить немусульмане. Он брал индусских девушек в жены, а мужчин назначал на государственные должности. Индусом был и один из главных советников Акбара.

Акбар выделял средства на строительство не только мечетей, но и индуистских храмов и даже христианских церквей. Он наводил священный ужас на правоверных подданных, складывая руки в индийском приветствии или появляясь на приемах с индусскими священными знаками на лбу. Но это не значило, что он обратился в индуизм. Акбар интересовался разными религиями и даже придумал, как их примирить. Он пытался утвердить в стране вероучение "Божественная вера", сочетающее в себе элементы разных религий. Акбар хотел убедить соотечественников – любая религия ведет к познанию Бога.

Благодаря такой политике, Акбар добился того, что при нем империя не только достигла больших размеров, но и была крепким и очень богатым государством.

Спустя 100 лет, устроив восстание против собственного отца, к власти пришел правнук Акбара Аурангзеб. Его поведение кардинально отличалось от политики прадеда. Он начал разрушать веротерпимую империю, которую создал Акбар. Аурангзеб снова ввел джизью, установил строгий надзор на соблюдением шариата, запретил строительство индуистских храмов, осквернял и разрушал уже построенные. Он пытался построить исключительно мусульманское государство в стране, в которой мусульмане составляли меньшинство.

Параллельно Аурангзеб вел захватнические войны, расширяя государство на юг. При нем империя моголов достигла своих максимальных размеров. Но это был колос на глиняных ногах – государство не было единым, в разных частях страны то и дело вспыхивали мятежи, на подавление которых тратились все ресурсы страны. Правитель сам чувствовал, что эти бесконечные войны ни к чему не привели. Он писал в предсмертных записках: "Жизнь, столь драгоценная, ушла ни на что". Понимал ли он, в чем была основная ошибка его политики? Сомневаюсь.

Аурангзеб не мог договориться не только с народом, но и с собственными детьми. Все его сыновья, за исключением одного, сидели в тюрьме или находились в изгнании по подозрению в подготовке восстаний. Даже старшая дочь правителя просидела в тюрьме больше 20 лет. После его смерти оставшиеся в живых наследники начали войну за престол. Через полвека этих междоусобиц реальная власть моголов распространялась только на Дели и окрестности. Еще через 20 лет очередной правитель моголов фактически передал власть Ост-Индской компании, и англичане назначали ему пенсию. Когда-то великая империя прекратила свое существование без надежды на восстановление.

История Акбара Великого и его правнука Аурангзеба дает нам простой и очевидный урок – не стоит силой насаждать свою точку зрения. Это тупиковый путь, дипломатией и взаимными уступками можно добиться гораздо большего. Но мне иногда кажется, что даже эту простую истину не всегда помнят и понимают современные политики.

А какие уроки истории вспоминаются вам?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Фото: wikimedia.org

Релевантные товары в Online-магазине:

Комментарии (23)

  1. LadyPrada  |18 апреля 2014, 00:04#

    Интересно, что- то Аурангзеб в памяти как то не всплыл, видимо подзабыла))

    • Olga Tv  |18 апреля 2014, 00:16#

      Не любила в школе историю. А сейчас придумала оправдание этому) История слишком не конкретная наука. Можно повернуть той стороной, какая удобна рассказчику. Что-то упустить, что-то переврать, расставить акценты... и готово! Переписываем учебники и вот уже переписана сама история.

      • Катя Кожевникова  |18 апреля 2014, 00:21#

        Как регулярно и происходит).

        • Svetocheek  |18 апреля 2014, 07:58#

          Согласна с Вами! Я тоже никогда не любила историю, ни в школе ни в универе!

          • LadyPrada  |18 апреля 2014, 23:31#

            А я любила в школе, особенно историю древнего Рима и Греции,а вот Российскую с царями многочисленными уже нет

            • Svetocheek  |19 апреля 2014, 07:20#

              Ну история древнего Рима и Греции мне тоже интересна, просто в школе как мне помнится мы больше изучали Российскую, которая мне не нравится, и в универе изучали только Российскую, вот мне и запомнилось что я не люблю историю))))

        • Ветка  |18 апреля 2014, 08:18#

          Не бейте меня - я профессиональный историк))
          Предмет свой люблю и подчас жалею, что жизнь сложилась так, что я ушла из академической науки...

          • Tiksi  |18 апреля 2014, 10:25#

            Не бейте меня - я профессиональный историк))Никто даже и не подумает!
            Я тоже очень люблю историю!

            • Катя Кожевникова  |18 апреля 2014, 10:34#

              Так за что ж бить-то?) Напротив, с историками всегда интересно общаться).

              • Ветка  |18 апреля 2014, 10:36#

                Вы это моим домашним скажите! Они меня выгоняют при просмотре исторического кино - не могу удержаться от критики реалий))

                • Кира_78  |18 апреля 2014, 10:52#

                  Вот я бы с удовольствием смотрела с тобой историческое кино. :))) Так иногда не хватает знающего человека рядом :)

              • Lencha82  |20 апреля 2014, 00:13#

                Я люблю слушать, читать, но не никогда любила учить (((

              • nilina  |18 апреля 2014, 08:22#

                а мне всегда кажется что все уже было, стоит лишь полистать страницы истории и сделать правильный вывод

                • Marina_v  |18 апреля 2014, 08:43#

                  Самый мой любимый предмет в школе) Но при поступлении в ВУЗ, нужно было сдавать географию...к ней то у меня нелюбовь...потому экзамен провалила и пошла в другой... на экономиста, там этих предметов сдавать не нужно было... Помню нашего преподавателя истории...настоящий учитель...всегда интересно рассказывал, знал кучу исторических фактов любой эпохи...

                  • Валентина Лепешкина  |18 апреля 2014, 09:19#

                    у нас был ужасный педагог по истории, отбила мне охоту на многие годы, только последние 5 лет стала читать книги по истории, первая книга которая меня увлекла была книга дочери Сталина, сейчас читаю мемуары и воспоминания великих

                    • Катя Кожевникова  |18 апреля 2014, 10:33#

                      О да, от педагога очень много зависит. Одни превращают уроки в приключенческий роман, другие, в скучное зазубривание дат(.

                      • LadyPrada  |18 апреля 2014, 23:32#

                        Это как с любимым педагогом

                    • Tiksi  |18 апреля 2014, 10:28#

                      "История Акбара Великого и его правнука Аурангзеба дает нам простой и очевидный урок – не стоит силой насаждать свою точку зрения. Это тупиковый путь, дипломатией и взаимными уступками можно добиться гораздо большего. Но мне иногда кажется, что даже эту простую истину не всегда помнят и понимают современные политики."

                      Полностью поддерживаю!

                      • gulnazz  |18 апреля 2014, 10:45#

                        Нетерпимость к другой религии - своего рода глупый фанатизм. Даже в 21 веке те, кому это выгодно затевают всякую суету. По сути все религии направлены на то, чтобы объединить людей добротой, терпимостью, чтобы люди были чистоплотны (например, в исламе), здоровы (вспомним посты), не совокуплялись беспорядочно, чтили родителей, старших и т.д.

                        • Belochkam  |18 апреля 2014, 11:00#

                          в школе была учительница тупо пересказывающая учебник, так скучно монотонно, а вот уже в институте с открытым ртом слушала преподавателя, как он интересно рассказывал...

                          • Ехидна  |18 апреля 2014, 11:11#

                            У меня была другая крайность, я бы сказала. У нас была прекрасная учительница, фанат своей профессии и вообще истории. Очень много знала, имела доступ к архивам, постоянно занималась наукой. Но ее информация не была адаптирована к моим тогда еще детским мозгам. Ей бы в институте преподавать - цены бы ей не было. А тогда вся ее бесценная информация прошла мимо меня. История - это единственный предмет, по которому у меня перманентно вылезала тройка в четверти. И мне приходилось сдавать ее и 9 классе, и в 11 только для того, чтобы этот трояк не портил мне почти отличный аттестат. Любовь к истории пришла ко мне много позже.
                            А самый мой любимый урок истории: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". Так было и так будет.

                            • Lyubasha84  |19 апреля 2014, 16:45#

                              Историю в школе любила :) И в институте экзамен сдавала...
                              Сейчас все учебники переиздают. Не забыли бы, о чем пишут :))))

                              • nat4450  |31 мая 2014, 00:10#

                                История - это прошлое, либо ныне текущее... однако, уже очень давно это прошлое настолько переврали, что сейчас и не знают ни просто люди, ни историки "что и с чем едят". Грустно...

                                Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи