Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

Какие бывают методики обучения?

04 июля 2014, 00:00 | Катя Кожевникова

Какие бывают методики обучения?
3 выбрали

Чаще всего мы не выбираем методику обучения, а воспринимаем ту, которую нам предлагают в институте. Но все же давайте посмотрим, какие существуют методы и подходы в педагогике, в чем заключаются их плюсы и минусы.

Пассивный метод обучения

Самый распространенный, хоть и не самый эффективный – пассивный метод обучения. Он заключается в том, что учащиеся выступают не активными участниками образовательного процесса, а пассивными слушателями. Обратную связь от них преподаватель получает только во время опросов или контрольных работ. Самая привычная форма этой методики – лекция.

Сегодня пассивный метод обучения считается наименее эффективным. Но у него есть свои плюсы: возможность дать большое количество информации за время урока и относительно легкая подготовка со стороны преподавателя. Поэтому лекции на сегодня – самый распространенный тип занятий в вузах.

Активный метод обучения

Если пассивный метод обучения напоминает авторитарный режим, то активный гораздо ближе к демократии. Учебный процесс основан на взаимодействии преподавателя и учащихся. Активный метод обучения предполагает индивидуальный подход к студентам и гибкость. Одна из форм активного метода обучения – коллоквиумы.

Интерактивный метод обучения

Наиболее современный метод обучения – интерактивный. Он предполагает, что учащиеся активно взаимодействуют не только с педагогом, но и между собой. Обычно это самые сложные, но интересные и насыщенные занятия с творческими заданиями, работой в небольших группах, дебатами, дискуссиями, мозговыми штурмами. Один из приемов интерактивного обучения – ролевая игра, которая заставляет студентов применять теоретические знания в специально смоделированной практической ситуации. Во время подобных занятий каждый учащийся должен проявить себя, никому не удастся "отсидеться" на дальнем ряду.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – это разновидность интерактивного метода. Студентам не дают готовые знания и решения. Перед учащимися ставят задачи – проблемные ситуации, к которым они сами должны найти решение. Как раз в процессе поиска студенты усваивают новые знания.

Эвристическое обучение

Еще одна разновидность интерактивного метода – эвристическое обучение. Чем-то оно напоминает проблемное – перед студентами также ставят задачи. Принципиальное отличие заключается в том, что здесь нет единственно правильных решений, каждый находит свое. Эвристическое обучение направлено в большей степени не на получение знаний, а на творческое развитие учащихся. Студентам задают открытые задания: сконструировать робота, придумать бизнес-идею, разработать рекламную концепцию. В процессе выполнения этих заданий каждый учащийся совершает свое собственное открытие. Конечно, эвристическое обучение не может быть единственным методом образования, но оно является очень хорошим дополнением к классическим педагогическим подходам.

А какого плана занятия проводились у вас в институте? Какие вам казались наиболее эффективными и лучше всего запомнились?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Комментарии (65)

  1. LadyPrada  |04 июля 2014, 00:06#

    как то и не припомню сходу, настолько я стремилась поскорее удрать из универа)))

    • supermuxa  |04 июля 2014, 03:01#

      А мне как-то просто нравилось учиться

      • АЛЕКСА25  |04 июля 2014, 13:49#

        Вот я тоже просто училась и получала удавольствие)

      • Josephina_A  |04 июля 2014, 09:40#

        а я стремилась))))

        • LadyPrada  |04 июля 2014, 09:55#

          Учеба учебой, а вот экзамены и сдачи всякие меня выматывали до трясучки, поэтому удрать хотелось поскорее от нервотрепки

      • nkzar  |04 июля 2014, 00:47#

        хм, коллоквиум - это активный метод обучения? Судя по статье, это ж "один из методов обратной связи при пассивном методе обучения". Да и по сути тоже - это скорее пассивное, нежели активное...

        • fotiniya111  |04 июля 2014, 00:58#

          Наташ, мне сначала тоже захотелось возразить так же, как и тебе: это же разновидность опроса студентов! Но я решила удостовериться, может, я чего-то не знаю. БСЭ выдала справку: это ещё и форма занятия в виде беседы на факультативные темы, не входящие в основной курс. Помню, у меня был зачет в виде коллоквиума))).

          • nkzar  |04 июля 2014, 01:06#

            ни разу не встречалась в вузе с коллоквиумом в виде "беседы на факультативные темы".
            Зато постоянно - как мини-экзамен, пробный экзамен и т.д. Активного здесь - разве что посчитать, что раз студент устно отвечает на вопросы, значит уже "активное" обучение.

            Хотя во многих вузах практикуется письменный коллоквиум - этакая большущая контрольная по всему курсу перед экзаменом. Так что даже общения никакого не предвидится в этом случае.

            • fotiniya111  |04 июля 2014, 01:20#

              Да! И у нас коллоквиум в вузе был в виде экзамена-опроса! Но, оказывается, такое в принципе возможно)))

              • supermuxa  |04 июля 2014, 14:36#

                У нас наоборот.Коллоквиум это когда тему прошли- маленький экзамен только по этой теме.К сессии так можно было по частям весь предмет закрыть. И вместо экзамена уже только среднюю оценку выставляли.Это было только по высшей математике

                • nkzar  |04 июля 2014, 15:38#

                  как правило, у всех так) коллоквиум - это мини-экзамен :)

          • JullE  |04 июля 2014, 00:58#

            Проблемное обучение - это вид активного все же, а не интерактивного. К сожалению, мое обучение состояло на 90% из лекций. Наиболее эффективным считаю проблемное обучение, а вообще, конечно, важно сочетание всех методов в правильных пропорциях.

            • nkzar  |04 июля 2014, 01:12#

              лекции лекциям - рознь. их нельзя однозначно отнести к пассивному обучению.

              Т.к. и разновидностей лекций - куча. Пришел препод на пару, чтобы ввести в курс новой темы разобрал какой-то жизненный пример, и как можно решить эту ситуацию с помощью новой темы (в интерактиве со студентами) - вот, пожалуйста, лекция-проблема.

              Или же рассказывает-рассказывает лекцию препод, где-то специально допускает какую-либо ошибку или упущение. И затем задание студентам - найти эту ошибку, указать, в чем не прав преподаватель. И вот уже - лекция-провокация.

              Поэтому тут очень много зависит от самого лектора

              • fotiniya111  |04 июля 2014, 01:23#

                Это точно! У моей дочки в вузе был препод, на чьи лекции ходили ВСЕ! Он так жизненно, с примерами и шутками объяснял им экономику, что девицы слушали на занятиях, раскрыв рот (а не в строча смс в телефончиках))).

                • 1Flowers  |04 июля 2014, 01:29#

                  вы правы

                  • JullE  |04 июля 2014, 01:31#

                    И в то же время, лекция - это не активный метод обучения) мне кажется, если она включает в себя довольно большую проблемную задачу, на которой студенты проявляют активность, то стоит говорить уже о двух разных методах на одном занятии. Сама по себе проблемная лекция все же предполагает относительную активность.

                    • nkzar  |04 июля 2014, 01:44#

                      повторюсь: зависит от материала и лектора.

                      Допустим, лекция по экономике. В начале лекции преподаватель озвучивает какой-то бизнес-кейс, который необходимо решить. Для этого можно студентов разбить и на группы для взаимодействия между собой, и в ходе решения на каждом этапе можно знакомить их с новым материалом (попутно записывая определения). На такой лекции будет совсем мало традиционного "записывания под диктовку", и очень много интерактива. Но все это будет в рамках лекции.

                      Кстати, в рабочих программах дисциплин предусмотрены часы на "интерактивные формы занятий", т.е. на интерактивное обучение. И в основном они заложены именно в лекционные часы (до 30% от общего числа лекционных часов), а не в практику

                      • JullE  |04 июля 2014, 01:51#

                        Для меня та форма занятия, которую вы отписываете это не лекция в чистом виде. Это лекция+активные методы. Такое занятие в целом, безусловно, не будет пассивным.

                        • JullE  |04 июля 2014, 01:52#

                          *описываете

                          • nkzar  |04 июля 2014, 01:55#

                            а что для Вас есть "лекция"?

                            • ElenaAl  |04 июля 2014, 02:05#

                              сколько человек может участвовать в интерактивной лекции?

                • fotiniya111  |04 июля 2014, 01:01#

                  На мой взгляд, интерактивный метод эффективнее других, по он требует хорошей проработки преподавателем темы занятия, а при наших зарплатах многие предпочтут не заморачиваться. И правильно: хочет дирекция виртуозного препода, пусть оценивает его труд по достоинству!

                  • JullE  |04 июля 2014, 01:01#

                    Про лекцию - "относительно легкая подготовка со стороны преподавателя" - только в том случае, если преподаватель уже достаточно опытный)

                    • fotiniya111  |04 июля 2014, 01:03#

                      Соглашусь))). Трудно подготовить курс, зато потом - на автомате:)

                      • nkzar  |04 июля 2014, 01:13#

                        да, но с опытом появляются новые примеры, новые идеи, как это донести до студентов и т.д. В итоге все равно "на автомате" не получаются - обязательно появляются какие-то нововведения :)

                        • JullE  |04 июля 2014, 01:20#

                          [Комментарий удален]

                          • JullE  |04 июля 2014, 01:22#

                            Это, как Вы отметили выше, зависит от лектора, у некоторых, как мне показалось, и 30 лет никаких нововведений не происходит)) в то же время опыт подготовки в лекциям (не к конкретной, а вообще) облегчает эту задачу в дальнейшем, материал новый, но схема отработана.

                            • nkzar  |04 июля 2014, 01:26#

                              о да, и такие есть - которые до сих пор тупо перечитывают лекции в старинных тетрадках (видимо, еще со своего студенчества). И ни компьютеры, ни проекторы, ни какие другие новые технологии их не интересуют.
                              Таким гораздо проще сказать "ща все студенты - тупыыыые", и сослаться на то, что раз тупые - зачем и для чего их учить... Они будут каждый день ходить на нелюбимую работу, критиковать и брюзжать, что маленькая зарплата, что они тут свою жизнь в университете положили (и что универ теперь им просто так зарплату должен отдавать). Но при этом ни за что не уйдут по собственному желанию, чтобы уступить место молодым и тем, кто хочет и любит обучать других...
                              оу, простите. накипело(

                              • JullE  |04 июля 2014, 01:39#

                                Да, такие неприятности случаются. Студенты тоже это чувствуют)

                                • nkzar  |04 июля 2014, 01:46#

                                  еще бы) многие подобные преподы потом вообще не парятся и в открытую студентам начинают говорить, что они идиоты и тупые. и че их вообще учить.

                            • fotiniya111  |04 июля 2014, 01:25#

                              "Автомат" остается в стрежне материала, но ты уже начинаешь импровизировать с примерами, с подводом студентов к мысли))). Классное ощущение, кстати!

                          • ElenaAl  |04 июля 2014, 01:42#

                            Интересно, какие могут быть новые методы изучения высшей математики или теоретической механики, например?

                            • nkzar  |04 июля 2014, 01:55#

                              могут быть :)
                              при изучении высшей математики самый распространенный миф у студентов, что это нигде им не пригодится в жизни. Вот развеивание этого мифа можно проводить в любой активной форме занятия. Поскольку когда появляется реальный пример из реальной жизни, где нужно поразмыслить мозгами а не просто по какому-то заученному алгоритму что-то посчитать - студенты начинают по-другому относиться к предмету (и везде так, а не только в математике. как только в изучении пропадает связь с реальной жизнью - и интерес пропадает)

                              плюс сейчас с развитием технологий появляется больше возможностей для демонстрации теории (это уже и к математике, и к физике относится)

                              • ElenaAl  |04 июля 2014, 02:03#

                                физика для меня совсем другой предмет, так и не могу понять, как электрон бьет другой электрон, и получается электрический ток:) наверно, тут могут помочь новые технологии, но вот математика...

                                очень интересны примеры про связь высшей математики и реальной жизни

                                • 1Flowers  |04 июля 2014, 02:16#

                                  у вас интересная версия появления электрического тока))

                                  • ElenaAl  |04 июля 2014, 02:21#

                                    нам так объясняли:)
                                    раз 6 в десятом классе повторяли:))

                                  • nkzar  |04 июля 2014, 02:25#

                                    в примерах все зависит от того, на какой специальности учатся студенты.
                                    К примеру, я веду математику у будущих специалистов по связи. У них годовой курс мат.анализа, за который они успевают пройти производные, пределы, интегралы, числовые и функциональные ряды. В дальнейшем они должны уметь работать с сигналами, и понимать, как работает ПО и железо для анализа сигналов.
                                    Анализ сигналов построен на рядах Фурье. Чтобы дать теорию по рядам Фурье, студенты предварительно уже должны знать о числовых рядах. Чтобы изучить теорию по числовым рядам, необходимо уже знать пределы и интегралы. чтобы знать интегралы - нужно знать производную. Понятие производной дается через понятие предела. В итоге все взаимосвязано.
                                    Получается, что все, что изучается - это не прихоть преподавателя, а необходимость, чтобы они смогли решать и понимать задачи по специальности.

                                    Понятное дело, что в повседневной жизни им вряд ли пригодятся ряды Фурье, разные техники интегрирования, разные логарифмические производные и прочие штуковины из математики. Но по профессии - им это понадобится. Поэтому они должны в этом разбираться и изучать это.

                                    А для повседневной жизни сегодня из математики каждый должен знать арифметику и проценты. Плюс элементарные основы геометрии. Возможно (но необязательно), еще какие-то базовые знания по статистике и теории вероятностей. На мой взгляд, этого достаточно, без всяких дебрей.

                                    • ElenaAl  |04 июля 2014, 02:35#

                                      Часто слышу жалобы, что люди с высшим экономическим образованием не могут посчитать проценты. Даже не могу предположить, как так могло получиться....

                                      • nkzar  |04 июля 2014, 02:43#

                                        ох, и не такое бывает. Я сейчас в приемной комиссии чего только не слышу на собеседовании по математике.

                                        Отвечает девушка. Пытаюсь ее при ответе на вопрос как-то вывести на ответ. Всплывает вопрос "сколько будет трижды три?". И тут я получаю шикарный ответ - "8". удивляюсь, думаю - может совсем переволновалась. И говорю - "ну это же то же самое, что и 3+3+3. Сколько будет?" Она, немного подумав, отвечает "а, ну точно, 8!".

                                        • supermuxa  |04 июля 2014, 02:48#

                                          Напоминает анекдот о выигрыше блондинкой в казино

                                          • nkzar  |04 июля 2014, 02:55#

                                            да вот, когда рассказываешь - все воспринимают как анекдот. А я до сих пор в шоке, насколько упал уровень образования

                                          • ElenaAl  |04 июля 2014, 02:49#

                                            а как же ЕГЭ?

                                            • nkzar  |04 июля 2014, 02:54#

                                              в этом году выпускники техникумов, колледжей и лицеев, а также те, у кого уже есть одно высшее образование, поступают в вуз без ЕГЭ, а по собеседованию (типа у них уже есть начальное или среднее специальное образование). Думаю, ЕГЭ ей точно не светило бы...

                                              • ElenaAl  |04 июля 2014, 03:01#

                                                и ведь закончит и ВУЗ!

                                                • nkzar  |04 июля 2014, 03:06#

                                                  не, не пропустила я ее, не смогла( так что не поступила она.

                                                  А собиралась она на строительство. На мое замечание, что с таким знанием математики и на строительство, она удивленно ответила "а зачем мне ваша математика на строительстве?". Поэтому от греха подальше, чтоб потом никакие здания не падали, крыши не рушились, поставила ей то, на что она отвечала.

                                                  • ElenaAl  |04 июля 2014, 03:12#

                                                    в общем-то, да:) в строительстве сейчас другой тренд: правильный ответ должен быть - 85:) девушка ошиблась на порядок:)

                                                    смею предположить, что она поступит в другом месте

                                • 1Flowers  |04 июля 2014, 01:45#

                                  Тут ещё многое зависит от специальности- какие формы обучения использовать... Вот у меня сын на программиста учится - одними лекциями здесь не обойтись, слушая преподавателя программы писать не научишься, здесь важна практика. Поэтому у них много творческих заданий, и работа в группах практикуется часто, и проблемное обучение используется, и самостоятельных заданий много даётся, да много ещё чего... А есть специальности, где в основном на лекциях всё обучение построено - например, история или философия...

                                  • *кисятина  |04 июля 2014, 02:11#

                                    У нас на работе на курсах повышения квалификации практикуют ролевые игры, никогда не любила их. По-моему не самый удачный метод обучения.

                                    • 1Flowers  |04 июля 2014, 02:15#

                                      в каком смысле "ролевые"?))

                                      • *кисятина  |04 июля 2014, 12:09#

                                        это когда один играет роль клиента, а второй участник ролевой игры - сотрудника организации, даётся какая-либо задача (например конфликтная, или необходимость привлечь данного человека как клиента и т.д.) и необходимо найти пути ее решения.

                                        • 1Flowers  |04 июля 2014, 12:23#

                                          а-а, вот вы о чём...)

                                    • ElenaAl  |04 июля 2014, 02:23#

                                      а мне кажется, что прикольно и не скучно:)
                                      я бы поучилась:)

                                      что именно Вам не понравилось?

                                      • *кисятина  |04 июля 2014, 12:11#

                                        ну да, поиграли, посмеялись, а в жизненной ситуации все равно все по-другому. и отношение к оппоненту и мозг по-другому работает!

                                    • WaDaDa  |04 июля 2014, 07:56#

                                      У моей преподавательницы биологии в школе был отличный метод обучения: когда ей задавали какой-либо вопрос, она говорила "А об этом ты и подготовишь реферат к следующему уроку". Такой метод отлично работает, если хочешь скрыть свои пробелы в знаниях и отбить у учеников желание спрашивать.

                                      • svetochik  |04 июля 2014, 12:19#

                                        а здорово придумано)

                                        • Aнна  |04 июля 2014, 12:33#

                                          Инночка, в десятку! Я сейчас разрабатываю Монтессори - материал по ботанике - "Формы листа". Попросила биолога в школе проверить достоверность сделанного. Она мне ответила:"Я не могу всё помнить".

                                          • ElenaAl  |04 июля 2014, 13:09#

                                            Может, ты задавала вопросы без ответов или достаточно сложные, отдельная тема?

                                            • WaDaDa  |04 июля 2014, 20:50#

                                              Лена, не только я. Она так отвечала на 100% вопросов.

                                            • АЛЕКСА25  |04 июля 2014, 13:46#

                                              [Комментарий удален]

                                              • АЛЕКСА25  |04 июля 2014, 13:47#

                                                Я с таким тоже сталкивалась(

                                                • akaziya  |04 июля 2014, 14:29#

                                                  У нас тоже так делали в школе))

                                                • akaziya  |04 июля 2014, 14:30#

                                                  В школе у меня была потрясающая учительница математики. Она объясняла новую тему, очень подробно, а потом давала по этой теме 20 задач на неделю, например. Через неделю приходишь, приносишь тетрадку и получаешь оценку) Все было очень здорово и быстро. Мы реально всем классом собирались на перемене в кружок, чтобы какую-то непонятную задачу разобрать.

                                                  • Albrecht  |07 июля 2014, 23:01#

                                                    Кажется, у меня в университете использовались все методики. Но на пользу это не шло.

                                                    • nat4450  |08 июля 2014, 20:42#

                                                      Если человек хочет учиться, ему все методы подходят. А если нет, то - понятно! Это в целом. А вообще, от специальности, конечно, многое зависит. Но то, что не монотонно-скучно должно быть - это точно!

                                                      Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи