Образование
Как измерить интеллект?
08 августа 2014, 00:00 | Катя Кожевникова

Так уж мы устроены: все нам хочется измерить. Вес, рост, обхват талии и, наконец, собственный ум. Причем, если при измерении талии нам хочется, чтобы она оказалась поменьше, то коэффициент интеллекта нам подавай повыше.
В понедельник свой 68-ой день рождения будет отмечать Мэрилин вос Савант. Писательница, драматург и журналист. А еще – обладательница самого высокого в мире IQ. Ее рекорд даже отмечен в книге рекордов Гиннеса. При этом сама писательница считает, что интеллект – понятие слишком многогранное, и измерить его не представляется возможным. Давайте сегодня поговорим о том, что такое коэффициент интеллекта и можно ли его измерить.
"Мериться" интеллектом люди начали 100 лет назад. Первая система для оценки умственных способностей была разработана французскими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном в 1905 году. Она была создана, чтобы заранее понимать, какие дети менее способны к обучению. К этой теме подключились другие ученые и начали создавать различные системы для оценки интеллектуальных способностей. Тогда и появился термин "коэффициент интеллекта" или IQ.
Создатели этих тестов стараются оценить самые разные умственные способности человека. В них есть задания на работу с цифрами, счет, построение логических цепочек, память, абстрактное и ассоциативное мышление. Если у одного человека более развито математическое мышление, а у другого – гуманитарное, то, как считается, тест уравнивает их шансы, так как там есть и те, и другие задания. Самым популярным на сегодняшний день считается тест для взрослых, разработанный немецким ученым Гансом Айзенком. В нем средний коэффициент интеллекта оценивается в пределах от 90 до 110. Чем ниже результат, тем менее способным считается человек, одаренные люди набирают большое количество баллов. Популярны также тесты Векслера, Равена и Амтхауэра. Но единой системы или единого стандарта для оценки коэффициента интеллекта сегодня не существует – только разные тесты той или иной степени достоверности.
Кстати, в достоверности результатов некоторые ученые сомневаются. Например, академик РАН Виктор Васильев писал, что задания Айзенка – это не оценка интеллектуального развития, а тест на стандартность мышления. Ученый уверяет, что во многих вопросах есть несколько вариантов ответов, которых не видит сам автор. Просто одни ответы более предсказуемы – они и считаются правильными, другие не лежат на поверхности, но тоже имеют право на существование, хотя тест их оценивает как неправильные. Васильев даже заявляет, что, чем умнее человек, тем больше шансов, что на ряд вопросов он ответит неправильно. А те, кто мыслят шаблонно, прекрасно справятся с заданием.
Кроме того, коэффициент интеллекта не затрагивает такую область нашего мышления как креативность. Творческие способности вообще лежат в другой плоскости. Если для решения большинства интеллектуальных задач нам надо сосредоточиться, то для того, чтобы придумывать что-то новое, нужно, напротив, смотреть на проблему расфокусированным взглядом, думать о множестве вещей одновременно. Так что измерить креативность одним тестом не получится. К тому же в этих тестах не исследуется адекватность человека в эмоциональной сфере, навыки общения, практическая психология и многое другое. Для этой очень важной в жизни человека области даже ввели отдельный термин – эмоциональный интеллект или EI.
Может быть, поэтому считается, что все подобные тесты ориентированы в первую очередь на мужской склад ума. Ведь женщина обычно лучше разбирается в эмоциональной сфере жизни, а эти задачи дамы решают хуже. Хотя пример Мэрилин вос Савант – человека с самым высоким IQ в мире – доказывает обратное.
На мой взгляд, тесты на определение коэффициента интеллекта – это интересно. И они, безусловно, говорят о тех или иных способностях человека. Но категорично сказать, что они вычисляют умных и глупых людей, нельзя. Ум, все-таки, – понятие слишком сложное и многогранное, чтобы его можно было измерить какими-то тестами.
А как вы относитесь к тестам на IQ? Как, по-вашему, им можно доверять?
Катя Кожевникова, etoya.ru
Релевантные товары в Online-магазине:

Clinique
Smart Custom-Repair Serum Интеллектуальная восстанавливающая сыворотка
3 834 руб. 6 390 руб.
Количество объемов: 2

Clinique
Smart Custom-Repair Serum Интеллектуальная восстанавливающая сыворотка в дорожном формате
499 руб.

Clinique
Smart Custom-Repair Moisturizer Интеллектуальный восстанавливающий дневной крем с SPF15
от 3 548 руб.
Количество объемов: 6

Clinique
Smart Custom-Repair Night Moisturizer Интеллектуальный восстанавливающий ночной крем
4 398 руб. 7 330 руб.
Количество объемов: 3
Похожие материалы:
Статьи
- Как воспитать в себе гения?
13 апреля 2012, 00:00 - Самые умные звезды
01 июня 2012, 02:00 - Гимнастика мозга, или Как повысить работоспособность осенью
31 октября 2015, 21:00
Видео
- Idylle от Guerlain. История создания
25 октября 2011, 11:03 - Креативный летний макияж от MAKE UP FOR EVER
08 августа 2014, 11:30 - NEW! Тест-драйв новых помад Sephora Cream Lip Stain
01 июня 2017, 12:00
Обсуждения
- тест
19 ноября 2013, 18:45 - Творческий конкурс "Символы любви".
31 января 2014, 15:05
Думаю. что нет. У Псаки он ого-го , наверно, какой !!
Ну..... Так то ж Псаки:))), бассейнами мерит
Говорят, что нам совершенно не то переводят, что говорит Псаки
Трудности перевода)))
да много чего говорят. Говорят, что у нее 3 образования и она мега-вумная тетка, а это - просто роль, которую она играет, чтобы отвлечь нас от чего-то более важного...
Поживем-увидим, как оно есть на самом деле.
Хоть бы раз ошиблась в своей роли, может меньше смеяться над ней стали бы !!
Чаще всего ее речь слышна, и те, кто элементарно знает язык, может сам понять, о чем она говорит)))
Чаще всего ее речь слышна, и те, кто элементарно знает язык, может сам понять, о чем она говорит)))Правильно))))) Кто хочет услышит)))
Намерянно, вот я бы хотела знать все стороны конфликта. А не то как нам это преподносят. Хотя это не по теме конечно. Ну раз уж вспомнили Псаки
Какого?
Если это мне вопрос, то не какого, а какую
вот я бы хотела знать все стороны конфликта
Какого? Я это имела ввиду
Поняла теперь, конфликта России с США из за Украины
Я думала что всем понятно. Извините.
Мне не все понятно, извиняю
Мне жаль, информации много.
Я хочу знать правдивую информацию, из разных источников. Чтобы составить свое мнение
кто же ее предоставит?))) да и не было такого никогда)))
[Комментарий удален]
Да я и не собиралась говорить, тем более что то кому то передавать...Мне недостаточно инфомации в наших сми, только и всего. А Вы куда то совсем не туда разговор повернули. Выше я уже написала, что тема не об этом. Слишком много внимания уделяете моей скромной персоне
Да я и не собиралась говорить, тем более что то кому то передавать...Мне недостаточно инфомации в наших сми, только и всего. А Вы куда то совсем не туда разговор повернули. Выше я уже написала, что тема не об этом. Слишком много внимания уделяете моей скромной персонеА я вас и не упрекаю ни в чем. Информации в СМИ достаточно.
Вам достаточно, мне нет
Хорошая информация в иностранных газетах еще!! Совершенно разная точка зрения, в американских и европейских! Но правды к сожалению не скажет никто((
Вот и мне интересны разные мнения и взгляды
Вам достаточно, мне нетНаверное с этими материалами вы знакомы
http://www.probujden...
Этот секрет старый
А где же стишок?
В зомбоящике, что ли?!
Васильев даже заявляет, что, чем умнее человек, тем больше шансов, что на ряд вопросов он ответит неправильно. А те, кто мыслят шаблонно, прекрасно справятся с заданием.
Это как с экзаменом ЕГЭ. Угадай мелодию)))))))))))))))
Если в формулировках или в ответах ЕГЭ есть двусмысленность, то сдававший экзамен ученик всегда имеет право подать апелляцию и на комиссии аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Только время уйдет... пока будет доказывать..
Апелляции по результатам ЕГЭ быстро рассматривают и, если аргументы убедительные, то добавляют баллы за экзамен.
это точно
ну и что, главное что он может это сделать и дети это делают
Академик РАН Виктор Васильев, безусловно, прав! Большинство тестов рассчитано на "среднестатистического" человека и большинство ответов в этих тестах - "стандарты мышления". А науку "двигают вперёд" не стандарты, а таланты с творческим нестандартным мышлением; научное открытие по шаблону не сделаешь... Мэрилин вос Савант может и обладательница самого высокого в мире IQ, но Нобелевские премии присуждают не ей....
Академик РАН Виктор Васильев, безусловно, прав! Большинство тестов рассчитано на "среднестатистического" человека и большинство ответов в этих тестах - "стандарты мышления". А науку "двигают вперёд" не стандарты, а таланты с творческим нестандартным мышлением; научное открытие по шаблону не сделаешь... Мэрилин вос Савант может и обладательница самого высокого в мире IQ, но Нобелевские премии присуждают не ей....Могу сказать вам "Браво!" Я согласна полностью
Академик РАН Виктор Васильев, безусловно, прав! Большинство тестов рассчитано на "среднестатистического" человека и большинство ответов в этих тестах - "стандарты мышления". А науку "двигают вперёд" не стандарты, а таланты с творческим нестандартным мышлением; научное открытие по шаблону не сделаешь... Мэрилин вос Савант может и обладательница самого высокого в мире IQ, но Нобелевские премии присуждают не ей....Золотые слова! Полностью согласна!
Присоединяюсь!!!!
"умные" любят искать дураков!
Тест Айзенка проходила один раз, когда хотела перевестись на другую должность)
И как, Любаш ?
Пройти - прошла, но конкретных результатов не сообщили )))
Молодец, а должность получила ?
Пока готовили результаты, освободилась другая должность)) На нее я и пошла!
Смешная история )))
Смешная история )))на самом деле ничего смешного, в организации - текучка!
А чего плакать, Дина, все же хорошо закончилось !!
А чего плакать, Дина, все же хорошо закончилось !!действительно, на работу приняли, тест человек прошел, и в принципе ничего еще не закончилось, а в процессе, я бы сказала.
пока готовились результаты, контора разорилась. пошла в другую контору)
или просто пошла.
Сбербанк :))))
это все объясняет)
А Сбер - это плохо ??
нет. я про текучку.
и я проходила, для работы. Тоже результатов так и не добилась) Место нашла лучше
аналогично.
У меня уровень около 135-140. и на работу не взяли. В тот конкретный момент был 138.
Вот я думаю я была для них слишком умная или слишком глупая
К тестам IQ отношусь скептически, хотя проходила их несколько раз, и результат оказывался выше среднего. Но считаю, что это отнюдь не показатель интеллекта как такового. Согласна со словами академика Васильева, ибо многие задания действительно могут иметь несколько правильных ответов. Главное, чтобы человек мог объяснить, аргументировать свой ответ, почему он считает именно так. Важно уметь мыслить по-своему и уметь объяснять свои решения, а не предугадывать шаблонные варианты автора теста.
Никакие тесты вообще не признаю, умного, интеллектуально развитого человека можно распознать по нескольким заданным ему вопросам. И тестировать его не обязательно, чтобы увидеть в нём дарование! А если ума нет, то и тесты не помогут!
Сейчас при трудоустройстве иногда соискателей помимо профессиональных навыков, часто тестируют и на психологические и интеллектуальные задания.
Сама не проходила такие тесты, а вот от знакомых периодически слышу про такое.
Я не верю, что уровень интеллекта можно как-то измерить.
Тесты на интеллект это скорее проверка человека на адекватность, а не размер его ума
Не люблю тесты, многое по ним не увидеть
Интересная статья
тест пыталась пройти еще в школе, так и не поняла как его делать
статья интересная,могу точно сказать,что онлайн тестам на интеллект не верю.и преподаватели в Вузе нам всегда гвоорили,что все тесты на интеллект проверяют лишь имеющийся объем знаний у человека,т.к. является по сути диагностикой способностей, а не интеллекта
Проходила два раза и результы разные)
ну так правильно)любой тест дает почти всегда разные результаты,в зависимости от разных условий)а тем более этот,какие-то знания могли добавиться,какие-то могли забыться)