Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

Учимся изобретать!

12 февраля 2016, 00:00 | Катя Кожевникова

Учимся изобретать!
6 выбрали

Сегодня в Америке отмечают День изобретателя. Эта дата выбрана в честь дня рождения одного из самых известных изобретателей мира – Томаса Эдисона. За свою жизнь он получил более 4000 патентов и подарил миру огромное количество изобретений. Многие скажут, что придумывание и создание принципиально новых устройств – это талант, которому нельзя научиться. С другой стороны, существуют определенные методики изобретательского творчества, смысл которых в том, чтобы сделать этот процесс понятным для любого человека. Давайте посмотрим, что это за методики и подумаем, можно ли в самом деле научиться изобретать.

Метод научного тыка

Старая как мир технология изобретения – метод проб и ошибок или, как его называют в народе, "метод научного тыка". Изобретатель пробует все возможные решения проблемы, отвергая неудачные.

Тот же Эдисон активно использовал метод перебора. Чтобы создать лампу накаливания он провел более 10 000 опытов. Во время одного из экспериментов в лаборатории произошел взрыв. Помощник изобретателя сбежал, назвав шефа сумасшедшим. Но Эдисон довел дело до конца и подарил миру электрическое освещение. Вообще, он не считал какие-то свои эксперименты неудачными: "У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил пять тысяч способов, которые никуда не годятся. В результате я на пять тысяч способов ближе к тому способу, который сработает".

Именно благодаря методу научного тыка Эдисон придумал формат научно-исследовательских центров. Он быстро сообразил, что самостоятельно будет перебирать 5000 вариантов слишком долго. А если нанять сотню сотрудников, каждому нужно будет провести всего 50 экспериментов.

Мозговой штурм

Довольно популярный метод решения любых проблем. Не только технических, но и творческих или коммерческих. Мозговой штурм – это метод коллективного творчества. В обсуждении участвуют несколько людей, которые накидывают свои варианты решения проблемы. Обычно сначала озвучиваются самые банальные идеи, но когда они заканчиваются, в обсуждении открывается широкий простор для творчества. Участники подстегивают друг друга к активной мозговой деятельности. Главное условие – не высмеивать и не критиковать чужие мысли, какими мы нелепыми они ни казались. Порой самые смешные или фантастические идеи становятся основой для реального решения проблемы.

Говорят, в годы Второй мировой войны на одном из американских кораблей провели своеобразный мозговой штурм на тему, как защитить корабли от японских торпед. Сначала дали высказаться юнгам, затем матросам, потом офицерам, последним свое слово сказал капитан. Один из матросов выдвинул нелепую идею – выстроиться вдоль борта и всей командой дуть на торпеду. Все, конечно, посмеялись, но потом решили, что воздух можно заменить потоком воды из брандспойта, который заставит торпеду замедлиться и отклониться.

Метод фокальных объектов

Забавный метод, который помогает развить фантазию, а заодно придумать совершенно новые формы для привычных вещей. Для начала надо выбрать один предмет, который мы хотим изменить или усовершенствовать. Потом берем несколько случайных слов, не связанных с выбранным объектом, и пишем несколько определений для каждого из них. В итоге соединяем эти признаки с изначальным предметом и смотрим, что из этого вышло.

К примеру, мы хотим каким-то образом усовершенствовать кастрюлю. Случайные слова, которые нам в этом помогут: лампа, кошка, сигарета. Лампа – электрическая, волшебная, паяльная; кошка – мяукающая, пушистая, усатая; сигарета – электронная, дымящаяся, с фильтром. Пробуем подставить эти определения к выбранному объекту, получится электрическая мяукающая кастрюля с фильтром. Глупости? А если подумать еще, можно представить, что из этого получается электрическая кастрюля со звуковым индикатором и шумовкой. Уже не такая плохая идея. Возможно, именно таким способом когда-то была придумана мультиварка или зеленка в форме карандаша.

Теория решения изобретательских задач

Этот метод придумал и описал наш соотечественник, изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Он был уверен: для того, чтобы изобретать, не надо ждать вдохновения или подсказки свыше. А что надо делать? Верно, садиться и изобретать.

Сам Генрих Альтшуллер занимался этим с раннего детства, а в 17 лет он уже получил свой первый патент. Позже он проанализировал 40 000 изобретений из патентного фонда и разработал ряд общих методов изобретательского творчества.

На первом этапе работы нужно выявить недостатки какого-то устройства, которые нужно устранить. Затем найти противоречия, которые мешают это сделать. Чаще всего улучшение одного показателя приходит к ухудшению другого. Именно эти противоречия становятся подсказкой для изобретения. К примеру, удочка должна быть длинной, чтобы ловить рыбу. С другой стороны, она должна быть короткой, чтобы было удобно ее носить и хранить. Решить это противоречие возможно, создав складную или телескопическую удочку. Альтшуллер описал 40 приемов, с помощью которых можно решить большинство технических противоречий. Автор системы даже создал свою школу, в которой учил детей изобретать.

Кстати, некоторые принципы этой системы и сегодня используют в таких компаниях как Boeing, General Electric, LG, Samsung и многих других.

А как вам кажется, можно ли научиться изобретать?

Кстати...

Экспериментируя с макияжем и создавая новый образ, мы тоже становимся немного изобретателями.

Набор для макияжа лица Color Portfolio, Estee Lauder

Beautiful Crush Набор макияжа, Sephora

Naked Smoky Палетка теней для век, Urban Decay

 

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Комментарии (10)

  1. 234  |12 февраля 2016, 01:11#

    Катя, очень интересная статья, прочитала на одном дыхании. Всегда восхищаюсь людьми, которые наделены изобретательским даром, я считаю, это не каждому дано, я вряд ли когда-нибудь что-либо смогла бы изобрести, это должно быть заложено с рождения. Спасибо, что в мире есть такие талантливые люди. Благодаря им жизнь становится проще и интереснее.

    • АнастасияБеднова  |12 февраля 2016, 06:24#

      Интересная статья, обязательно перечитаю внимательнее.

      • Katerina-fe  |12 февраля 2016, 07:39#

        Мне кажется, что нет, это же определённый тип мышления, с ним надо родиться. Вот развить этот "зачаток", если он есть, можно, а пытаться стать изобретателем, не имея никаких способностей к этому - гиблое дело

        • АнастасияБеднова  |12 февраля 2016, 08:39#

          Мозговой штурм иногда используем в работе.

          • юлия juliya  |12 февраля 2016, 09:13#

            велосипед ,например)

            • Tanyaotto  |12 февраля 2016, 10:38#

              С этим точно надо родиться)

              • ShumCat  |12 февраля 2016, 10:58#

                Очень интересно, спасибо!

                • 1Flowers  |12 февраля 2016, 16:23#

                  мне кажется, чтобы изобретать нужен талант, образное мышление и много-много знаний в различных отраслях науки и практики! а вот просто так, сесть и изобрести что-нибудь эдакое - не получится))

                  • yulyusik-81  |13 февраля 2016, 20:25#

                    Все мы любим "метод научного тыка")))) купим какую нибудь технику и давай этот метод испытывать, а как всё "истычим", тогда берём инструкцию в руки)))))

                    • PushIrka  |13 февраля 2016, 20:51#

                      100 процентов)))

                    Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи