Бесплатная доставка по всей России* 1 - 30 сентября 2019
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Образование

ТРИЗ: Коротко о главном

03 марта 2017, 00:00 | Катя Баранова

ТРИЗ: Коротко о главном
4 выбрали

Советский ученый по имени Генрих Саулович Альтшуллер решил, что ждать вдохновения неэффективно, а лучше выследить общие действия изобретателей, привести их к общему знаменателю и выставить на всеобщее обозрение, чтобы все, кому не лень, могли выполнить простой алгоритм и придумать что-то очень полезное. Слово ученого – закон, и в результате его изысканий появилась целая теория решения изобретательских задач, или попросту ТРИЗ.

История создания

Самый первый семинар по ТРИЗ был проведен в 1958 году автором, и впоследствии Г.С. Альтшуллер объехал с лекциями СССР вдоль и поперек. Помимо целого ряда изобретений, среди которых газотеплозащитный костюм, дыхательный аппарат с химическим патроном и катер с ракетным двигателем, Альтшуллер произвел на свет множество научно-фантастических произведений под псевдонимом Г. Альтов, а также изучал возможность создания аппаратов, которые придумывали писатели-фантасты в своих произведениях.

Автор проанализировал более сорока тысяч изобретений и составил список приемов, которыми пользуются изобретатели в своей работе. Самое интересное, что наиболее интересных приемов набралось всего 40.

По мнению Альтшуллера и его последователей, главный признак творческой задачи – обязательное присутствие противоречия, которое необходимо преодолеть. Среди таких противоречий можно назвать, например, необходимость автомобильных фар светить ярко, но не слепить встречных водителей (так было решено выполнять правую фару тусклее левой). Или, например, отсутствие врача при необходимости перевязки легких ран, порезов или небольших ожогов (так был изобретен бактерицидный лейкопластырь).

Среди принципов решения задач есть, например, такие:

  • Принцип дробления, при котором объект разделяется на несколько частей и каждая анализируется отдельно, формируя целое;
  • Принцип объединения, при котором сходные действия должны выполняться одним объектом;
  • Принцип вынесения, при котором выделяется нужная или ненужная деталь или свойство объекта, и за счет этого решается противоречие;
  • Принцип местного качества, при котором каждая деталь должна нести собственную функцию;
  • Принцип асимметрии, который позволяет решить целый ряд противоречий, добавив деталям объекта, которые в привычном взгляде должны быть одинаковыми, требуемые различия;
  • Принцип универсальности, который позволяет использовать меньшее количество предметов для одних и тех же функций.

Кроме того, выделяют принципы матрешки, антивеса, заранее подложенной подушки, "наоборот", непрерывности полезного действия, обращения вреда в пользу и многие другие, помогающие решить задачу наиболее эффективным способом в наиболее короткие сроки. Их 40, как уже было сказано. При этом изначально необходимо выделить идеальный результат, к которому изобретатель и будет стремиться в процессе творчества. Не факт, что идеальный результат будет достигнут на 100%, но даже если будет достигнута большая часть задуманного – это уже победа, ведь удовлетворение самых необходимых требований и игнорирование несущественных – это еще один принцип ТРИЗ.

Созданная, прежде всего, как методика для решения технологических задач, ТРИЗ распространилась на все сферы жизни. Сегодня этой теорией пользуются и маркетологи, и художники, и педагоги. Ведь в конечном итоге грамотное мышление способно помочь в любой области. Изначальные принципы ТРИЗ переосмысливаются для применения в разных сферах деятельности, приобретают новые значения и новые варианты трактовок.

Примеры задач

Задачей в духе ТРИЗ может быть что угодно, главное – чтобы в ней присутствовали противоречия. Можно сказать, что мы решаем таковые по несколько раз в день.

Один из самых ярких примеров, решенных в современном обществе с развитым интернетом – возможность изучать интересующие предметы, но невозможность ехать на другой конец света за понравившимся преподавателем. Наверное, не найдется человека, который не смотрел бы вебинары на интересующую его тему.  Если говорить о здоровом питании, то любовь к жареной пище входит в противоречие с обилием жиров, подвергающихся нагреву. Лично я для себя открыла способ жарки на сковороде на бумаге для выпечки: и корочка на месте, и никаких вредных жиров. Люди, страдающие тем, что кофе им нельзя, но они страстно любят этот напиток и не хотят от него отказываться, открыли для себя кофе без кофеина – яркий пример применения принципа вынесения.

А если вы хотите воспитать детей со способностями к творческому отношению к задачам, можно любую сказку превратить в задачку ТРИЗ, лишь предложив малышам самим придумать выход из предложенной ситуации, ведь в конечном итоге любое готовое решение – лишь один из многочисленных вариантов, причем вовсе не обязательно самый эффективный из них.

А что вы знаете о ТРИЗ? Как относитесь к этой теории?

Кстати...

При создании многофункциональных палеток для макияжа также были применены приемы ТРИЗ: как взять с собой все, что нужно для макияжа, и при этом ограничиться небольшим набором коробочек?

Sultry Nude Eye & Cheek Palette Палетка для макияжа, Bobbi Brown

The Surprising Набор мини-палеток для лица и глаз, Sephora

Palette de Maquillage Chapurin Набор для праздничного макияжа, Clarins

 

Катя Баранова, iledebeaute.ru

Фото: Фотобанк Лори

Релевантные товары в Online-магазине:

Комментарии (9)

  1. Ira_11  |03 марта 2017, 04:04#

    Знаем) У нас в школе этим с пятого класса долбили)
    До сих пор помню: "Объект сам, не усложняясь, не вызывая вредных явлений за счет... делает ..."

    • кузбасс  |03 марта 2017, 06:22#

      Чемодан и кейс для косметики понравились из релевантных товаров. Кожаные что ли?

      • Polosataya  |03 марта 2017, 09:45#

        Ааааа! :) Я в школе на ТРИЗ ходила! :) Мне нравилось! :)

        • Эленберг  |03 марта 2017, 11:44#

          Это очень хорошо, что у Вас в школе этим занимались)

        • Tanyaotto  |03 марта 2017, 09:54#

          У меня не было..

          • Эленберг  |03 марта 2017, 11:47#

            Н-да, знаю, читала о ТРИЗ перед поездкой чада на интеллектуальную олимпиаду по ПФО) Это надо объяснять и детей подготавливать к решению таких задач) А то получается с бухты-барахты), никто не знает об этом звере, а участвовать надо)

            • Katerina-fe  |03 марта 2017, 18:39#

              у нас в школе такого не было

              • Румяш-ка  |03 марта 2017, 22:14#

                Даже и не слышала про такое.

                • АнастасияБеднова  |03 марта 2017, 22:35#

                  Недавно на одном из обучающих семинаров обсуждали. Хорошая тема, интересная.
                  И да, хотелось бы чтобы этому учили в школе или вузе.

                  Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи