Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь январь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Карьера

Верю – не верю: правда и блеф на собеседовании

12 мая 2014, 00:00 | Катя Кожевникова

Верю – не верю: правда и блеф на собеседовании
2 выбрали

На этой неделе будет день рождения самого правдивого в мире человека и самого известного выдумщика барона Мюнхгаузена. Это, на мой взгляд, прекрасный повод поговорить о правде, полуправде и неправде. Все мы с детства уверены – лгать нехорошо. И все мы постоянно хоть в чем-то лжем, уверены психологи. Давайте разберемся, допустим ли блеф, недоговорки, а то и прямой обман на собеседовании. Ведь некоторые считают, что для поиска работы все средства хороши.

Один мой знакомый искал работу в не совсем своей отрасли, у него не было соответствующего образования и не хватало опыта работы. Поэтому на собеседовании, чтобы повысить собственную привлекательность, он соврал, что недолго работал в одной известной компании. "Правда? – заинтересовался интервьюер, – А с кем именно вы там работали?" Хитрость не удалась – как выяснилось, его собеседник  сам работал в этой компании и хорошо знает коллектив. Так что моему знакомому не удалось стать ни Мюнхгаузеном, ни хотя бы Остапом Бендером.

Из этой поучительной истории можно сделать простой вывод – врать напрямую, тем более, рассказывать потенциальному работодателю о несуществующем опыте работы не стоит. Это слишком просто проверить, а грозит вскрывшаяся правда не только неловкостью и отказом в работе, но и попаданием в черный список. Не стоит также приписывать себе навыки, которых в реальности не существует. Даже если вам поверят, уже на испытательном сроке все тайное станет явным.

Конечно, работодатели настаивают: на собеседовании, как и в суде, надо говорить "правду, только правду и ничего кроме правды". Впрочем, часто они сами подталкивают соискателей к неискренности. Например, задавая вопрос, почему вы хотите работать именно в этой компании, от вас ждут изысканных комплиментов, а не признания, что вам просто удобно добираться до их офиса. Еще один вопрос, не предполагающий искреннего ответа: "Назовите свои недостатки". Собеседник вовсе не рассчитывает, что вы начнете ему исповедоваться или в слезах раскаиваться в своих несовершенствах. Это вопрос на адекватность, самокритичность и самоиронию.

Так что многие соискатели относятся к этому вопросу проще, считая, что в некоторых случаях на собеседовании допустима не только правда в чистом виде, но иногда и полуправда, а также четвертьправда. Давайте посмотрим, в каких вопросах можно слегка слукавить.

  • Опыт работы. Как я уже говорила, рассказывать о несуществующем опыте работы не стоит. Но можно иначе подать тот, что есть. Если работа была внештатной, можно слегка увеличить ее срок – скажем, с нескольких месяцев до года. Акцент стоит сделать на тех должностных обязанностях, которые интересуют работодателя. Как опыт можно представить производственные практики и учебные работы. И наоборот, если короткое сотрудничество с какой-то компанией, как вам кажется, может помешать новому трудоустройству, можно о нем и не упоминать.
  • Функционал. Лгать о своих навыках и умениях, полученных на прошлом месте работы, стоит только в том случае, если вы на 100% уверены, что справитесь с задачей. Скажем, на собеседовании вас неожиданно спрашивают, умеете ли вы пользоваться факсом. А вы, так получилось, никогда с этой машиной не сталкивались. Зато вы знаете, что у вашей подруги дома есть факс и, если что, она легко вас научит.
  • Личные качества. Графу "личные качества" можно слегка корректировать относительно требований работодателя. На какие-то должности нужны креативные люди, где-то требуются лидерские качества, где-то – умение работать в команде, а где-то – самостоятельность. Заранее подумайте, какой человек нужен, и сделайте упор на соответствующих качествах. Конечно, не стоит изображать из себя собственную противоположность. Если будете, зажавшись в угол и смотря в пол, мрачно рассказывать о своей коммуникабельности, вам все равно никто не поверит. Но если требования вашей профессии так сурово противоречат вашей личности, стоит всерьез задуматься, правильный ли выбор вы сделали.
  • Причины ухода. Еще один скользкий вопрос, на который не всегда стоит отвечать искренне, это причина ухода с прежнего места работы. Сказать: "Да потому что начальник – ооочень нехороший человек!", – порой хочется, но это явно не тот ответ, который от вас ждут. Во-первых, такого соискателя заподозрят в излишней конфликтности. Во-вторых, потенциальному начальнику вряд ли понравится, что вы так искренне ругаете предыдущего – он легко сможет перенести эту ситуацию на себя. Признание, что вы уволились в поисках больших денег, тоже мало кому понравится. Лучше всего говорить о том, что вы ищете более перспективную или интересную работу.

Главное правило блефа на собеседовании – он должен в значительной мере опираться на правду. Без этой опоры очень легко растеряться, запутаться и выдать себя. Не думайте о том, что вы обманываете. По сути, это должна быть правда, просто с иначе расставленными акцентами и представленная с более выгодной стороны. Тогда вы будете уверены в себе и легко убедите собеседника.

А что вы думаете о неискренности на собеседованиях? Вы всегда были предельно честны во время подобных интервью? Расскажите свои истории.

Катя Кожевникова, etoya.ru

Фото: nlplife.ru

Комментарии (10)

  1. Darya_1  |12 мая 2014, 01:32#

    Ну а почему бы и не приукрасить в таких случаях :)
    Хорошая статья, спасибо

    • LadyPrada  |12 мая 2014, 10:08#

      Я всегда искренна по жизни, а в таком случае- тем более

      • Belochkam  |12 мая 2014, 11:26#

        каждая неправда рано или поздно откроется, поэтому я против...

        • nkzar  |12 мая 2014, 13:16#

          неправда - да, вскроется. А вот более красиво подать себя - почему нет?)

        • АЛЕКСА25  |12 мая 2014, 15:34#

          Неправда это одно, а красиво подать- совсем другое. Я за блеф!!!!

          • Navsikaja  |12 мая 2014, 15:37#

            Ну вот встречалась дамочка. Мало чего знала, взяли - ее пожалели. А потом пожалели что взяли. Весь коллектив перессорила(

            • slovowild  |13 мая 2014, 22:59#

              Про функционал. Умеете ли вы пользоваться принтером? Странный вопрос, не правда ли? Но на работе стоит едва ли не комбайн, а руководство пользователя затерялось где-то. Умеем по-простому, а использовать все его возможности не умеем, мы о них не знаем.

              • fleur noir  |14 мая 2014, 10:58#

                Блеф и приукрашивание своих личных качеств - по-моему, это разные вещи. Я за то, чтобы представлять себя перед работодателев в наиболее выигрышном свете, но это никак не связано с блефом, на мой взгляд.

                • nat4450  |01 июня 2014, 00:12#

                  Ох, эти преукрашивания! Боком могут вылезти для всего коллектива.

                  • Albrecht  |01 июня 2014, 15:54#

                    На собеседовании всегда говорю правду. Пока ещё ни разу не отказали в рабочем месте))

                    Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи