Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Карьера

Ты начальник, я…

19 октября 2013, 00:00 | Катя Кожевникова

Ты начальник, я…
4 выбрали

Согласно известной присказке, иметь мнение, отличное от точки зрения начальства, и, тем более, высказывать его крайне вредно для психики, здоровья и дальнейшего развития карьеры. Но руководителям, как и любым смертным, свойственно ошибаться. Так что порой спорить с ними не только можно, но и просто необходимо. Другой вопрос, как это делать.

На словах любой руководитель скажет, что он ценит подчиненных, которые способны спорить и аргументировано отстаивать свою точку зрения. На деле начальники бывают разные. Одни действительно готовы прислушиваться к мнению подчиненных и объяснять свою позицию. С такими начальниками спорить легко и приятно. Другие на самом деле терпеть не могут, когда им перечат, и моментально "заводятся" во время спора. Это может происходить либо из чрезмерной уверенности в собственной правоте непогрешимости, либо, наоборот, от сомнений в себе и своем уровни компетентности. Спорить с такими руководителями сложно, неприятно и просто опасно. Но иногда спора не избежать. Что делать в такой ситуации?

Как?

Высказывать свою точку зрения надо спокойно и аргументировано. Забудьте про обличительный пафос, он только разозлит собеседника. Продумайте речь заранее. Выпишите все аргументы в пользу вашего мнения. Вычеркните из них слишком эмоциональные заявления. Потом – соображения, которые касаются лично вас, а не блага компании (например, "если мы будем обновлять клиентскую базу, мне придется много работать, а у меня и другие дела есть"). В списке ничего не осталось? Тогда думайте еще. Все аргументы должны касаться интересов компании. Хорошо, если они подкреплены различными данными: ссылками на законы или исследования рынка.

Обратите внимание на то, как вы высказываете свои идеи. Старайтесь ни в чем не обвинять начальника. Например, фразы "вы не подумали об этом…" и "можно попробовать посмотреть на проблему с другой стороны…" по смыслу похожи, но для собеседника звучат очень по-разному.

Излагать свою позицию надо очень спокойно. Если вы вне себя от принятого решения, отложите разговор на следующий день, когда успокоитесь. Если шеф принимает ваши аргументы в штыки, не заражайтесь его конфликтностью, не повышайте голос, хотя сдерживаться в таких ситуациях бывает крайне сложно. Не ввязывайтесь в спор, а просто изложите свои аргументы и отступите. Быть может, чересчур вспыльчивый начальник через некоторое время "потухнет" и обдумает ваши слова.

Где?

Есть свои правила и в том, где заводить этот непростой разговор. Не нужно начинать спор в большом кабинете, наполненном сотрудниками. Разговаривать лучше наедине. Ведь прилюдно всегда сложнее признать свою вину, тем более руководитель может решить, что это уронит его авторитет перед подчиненными, и спорить будет еще агрессивней, чем обычно.

Лично я предпочитаю излагать свою точку зрения начальству в письменном виде. Во-первых, в эпистолярном жанре очень сложно поругаться. А, во-вторых, если в конце выяснится, что я была права, письмо станет хорошим подкреплением слов: "Я же говорила…"

Когда?

Выбирать время для разговора тоже надо аккуратно. Постарайтесь подгадать момент, когда начальник не слишком занят и находится в хорошем расположении духа. Ошибочно подходить к шефу, когда у него полно дел или после того, как он поругался с кем-то по телефону. Скорее всего, вам даже не дадут договорить.

Перед началом спора предупредите руководителя, о чем собираетесь говорить, и уточните, есть ли у него сейчас такая возможность. Дайте начальнику морально подготовиться к спору.

После спора…

Российская пословица уверяет, что после драки не стоит махать кулаками. А как вести себя после спора?

Если вы были неправы, умейте признать свое поражение. В противном случае вас будут считать человеком, который спорит исключительно из принципа, и не будут воспринимать всерьез.

Если результат спора для вас не слишком важен, не пытайтесь любыми способами настоять на своем. После этого у шефа наверняка останется неприятный осадочек, и, возможно, он найдет способ отомстить вам.

А вот если результат разговора имеет принципиальное значение, стоит идти до конца. Когда спор с линейным руководителем ни к чему не приводит, попробуйте привлечь к проблеме вышестоящее начальство. Ведь если слишком уверенный шеф погубит работу всего отдела, достанется всем. Кроме того, можно попробовать заручиться поддержкой коллег. Руководству неприятно конфликтовать даже с одним подчиненным, а со всем отделом еще тяжелее.

Ну и в результате не обижайтесь, если ваша точка зрения не была принята. Да и вообще, старайтесь не принимать рабочие споры слишком близко к сердцу. Они не должны портить вам жизнь и самочувствие.

А вам случается спорить с начальством? Это обычно легко или сложно? Были ли у вас руководители, с которые совершенно не воспринимали чужую точку зрения?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Релевантные товары в Online-магазине:

Комментарии (15)

  1. LadyPrada  |19 октября 2013, 00:06#

    Свое мнение иметь нужно, а вот высказывать и как высказывать... Надо смотреть по ситуациям

    • a123  |19 октября 2013, 01:14#

      "Лично я предпочитаю излагать свою точку зрения начальству в письменном виде. "

      На заре моей карьеры в крупной международной компании мне очень повезло с непосредственным руководителем. Так вот, его любимая фраза была: Пишите письма! И перечитываете их, прежде, чем нажать кнопку Send.
      Реально, очень дельный совет со всех точек зрения.

      • lakail  |19 октября 2013, 07:43#

        согласна и придерживаюсь этого же правила, что написано в корпоративной почте или аське, потом всегда можно предъявить в качестве доказательства. Я свои переговоры с начальством привыкла вести с помощью почты, даже если мы обговорили вопрос при встрече или по телефону, после устной беседы всегда должно следовать письменное обобщение или распоряжение) А с начальством я спорю, ну то есть высказываю свою точку зрения если их решение считаю необоснованным или скоропалительным.

      • nilina  |19 октября 2013, 09:33#

        у нас адекватное начальство и высказывать можно не боясь но именно высказывать а не истерить

        • Belochkam  |19 октября 2013, 09:50#

          бывают такие твердолобые...

          • frosa  |19 октября 2013, 10:29#

            начальство не любит тех кто спорит и что то доказывает

            • huliganka)))  |19 октября 2013, 11:03#

              смотря какое начальство, на моей прошлой работе начальство относилось с одобрением и уважением к тем сотрудникам, которые что-то хотели поменять, оптимизировать и умели отстоять при этом свою точку зрения

              • frosa  |19 октября 2013, 21:19#

                значит Вам просто повезло

                • Барпиона  |19 октября 2013, 22:00#

                  идеи по оптимизации у нас тоже поддерживаются. А вот методы новой работы обсуждать очень опасно

                  • huliganka)))  |20 октября 2013, 18:30#

                    на самом деле, очень часто начальство шло просто на поводу у подчиненных, которые вертели директором как хотели))

                • nat4450  |19 октября 2013, 11:43#

                  Свою точку зрения, если она принципиально разнИтся с мнением высшего руководства, а ясчитала, что именно она принесет эффект отстаивала всегда. И, конечно, надо хорошо знать и понимать, что ты предлагаешь и как это осуществить, что бы не просто так сотрясать воздух!

                  • irany  |19 октября 2013, 11:49#

                    До окончания прохождения проверки тебя начальником на прочность лучше свои мнения вслух не высказывать. Вот завоюете доверие и авторитет - милости просим! На собственном опыте проверено.

                    • SunlightBrilliant  |19 октября 2013, 16:49#

                      Мне вообще очень повезло на начальников. Мой непосредственный - на год меня старше. Наверное поэтому мы с ним "на одной волне" думаем...
                      Спорить с ним мне никогда не приходилось. Обычно высказываю свою точку зрения, если не согласна с его, объясняя, почему именно так, а не иначе нужно сделать. Одним из его "плюсов" является то, что он умеет слУшать и слЫшит то, что говорят.

                      • Olevd  |19 октября 2013, 23:59#

                        Разные бывают ситуации - и насчет письменного общения очень поддерживаю. Но не на волне эмоций -:)!

                        • millena2  |28 октября 2013, 12:03#

                          Если начальник адекватный, то можно и поспорить

                          Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи