Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь октябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Life Style

ОБЪЕКТИВно интересно: фотографы Великой Отечественной войны

06 мая 2015, 20:30 | Елена Старкова

ОБЪЕКТИВно интересно: фотографы Великой Отечественной войны
22 выбрали

Сегодня не будет красивых фотографий, но будут дорогие сердцу, памятные. Мы не были на войне, но мы знаем о ней по снимкам и лентам того времени. Я считаю, что прочувствовать ужас и трагизм происходящего в те годы тем, кто не видел войны, невозможно в полной мере. Мне кажется, это было страшнее, чем представляется. Но мы помним и скорбим.

Сегодняшняя статья посвящена фотографам-героям, благодаря которым мы сегодня можем вспомнить эту страницу нашей истории. Многие снимки, которые вы увидите в подборке, нам всем хорошо знакомы еще со школьной скамьи, они встают пред глазами при слове «война», но мало кто из нас обращал внимание на их авторство. 

Военные корреспонденты усердно трудились и на передовой и в тылу. Они бесстрашно воевали, но в их руках была не винтовка, а фотокамера. Под вражеским обстрелом, под бомбежкой появлялись снимки, которые живут уже многие десятилетия не только в истории, но и в наших сердцах. И за каждой фотографией целая история жизни и смерти.

Макс Альперт

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе в семье сапожника в 1899 году. С фотографией Макс познакомился еще в детстве: в возрасте одиннадцати лет он работал учеником в фотоателье. После Гражданской войны Альперт переехал в Москву. Здесь и началась его карьера фотокорреспондента. Он работал в «Рабочей газете», в журнале «СССР на стройке». С началом Великой Отечественной войны Макс Альперт стал военным фотокорреспондентом ТАСС и Совинформбюро. Он прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, сумев побывать в разрушенном Берлине. Выезжая на фронт, он снимал прямо в боевой обстановке. Необычайно эмоциональные снимки Альперта, такие как «Комбат», «Танковая атака», «По дорогам войны» и многие другие для меня стали символами документальной летописи Великой Отечественной войны. Проникнутые духом героизма и самопожертвования советских солдат снимки Альперта выводят репортажную фотографию совершенно на новый уровень. 

Макса Альперта по праву именовали новатором в области репортажного портрета. Уходя от шаблонной фотографии с ее мягкостью форм и линий, характерной для начала XX столетия, Альперт стремился к объективной подаче материала, чтобы зритель мог буквально «прочувствовать» то или иное событие. Именно поэтому его снимки такие живые и реалистичные.

В послевоенные годы Макс Альперт не изменил любимому делу и продолжил свою работу фоторепортера. Он ушел из жизни в ноябре 1980 года, оставив после себя множество документальных фотоочерков, отражающих жизнь нашей страны первой половины и середины XX века. 

Дмитрий Бальтерманц

Дмитрий Николаевич Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве. Его родители развелись, когда мальчику было 3. Мать вскоре вышла замуж. Дмитрий Бальтерманц рос в благополучной и интеллигентной семье. В поисках стабильности в 1915 году Бальтерманцы переехали в Москву, но через 2 года грянула революция, принеся с собой разруху и лишения. 

Свою трудовую деятельность Дмитрий начал в 14 лет. Он трудился в самых разных областях, однако с особенным удовольствием работал там, где мог иметь дело с фотографией: ассистировал фотографам, оформлял витрины в «Известиях», был киномехаником, помощником архитектора. 

После окончания в 1939 году МГУ, Дмитрий Бальтерманц устроился преподавателем математики в Высшую военную академию. В этом же году по заказу газеты «Известия» он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж, запечатлев ввод Советских войск на территорию Западной Украины. После выхода этих снимков Дмитрий был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотографом. 

Началась Великая Отечественная. Дмитрий Бальтерманц не раздумывая отправился на фронт в качестве фотокорреспондента газеты «Известия». На страницах газеты появились его репортажи, посвященные строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом.

Из-за ошибки руководства в выборе фотографии для номера газеты Бальтерманца разжаловали в рядовые и направили в штрафной батальон (ответственность за эту ошибку возложили именно на него). В одном из боев фотограф получил серьезное ранение, грозившее ампутацией ноги. После длительного нахождения в госпитале в 1944 году, Дмитрий снова отправился на фронт фотокорреспондентом – теперь уже армейской газеты «На разгром врага».

Послевоенное время было для Бальтерманца очень трудным. Вернувшись с фронта, он не сразу нашел работу: еврейское происхождение и служба в штрафном батальоне давали о себе знать. К сожалению его ордена, медали и фронтовой архив в тысячи негативов не могли исправить ситуацию. Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек», все же решился взять его в штат. Возглавив в 1965 году фотоотдел «Огонька», Бальтерманц проработал там до самой смерти.

Военные фотографии Бальтерманца очень многогранны и пронзительны в своей эмоциональности. Они запечатлели не только подвиг, но и смерть, горе, тяготы войны, сохраняя для потомков память о том страшном, трагичном периоде. А обложки «Огонька» в послевоенные годы вешали дома вместо картин - не ради идеологической выдержанности, а «для красоты».

В отличие от современников Дмитрию Бальтерманцу удалось воплотить в своих снимках и довести до виртуозности визуальный язык, понятный не только для советских, но и для западных зрителей. За это он получил признание за рубежом еще при жизни.

Анатолий Гаранин

Анатолий Сергеевич Гаранин родился в 1912 году. Из-за происхождения, неугодного власти, о его семье практически ничего неизвестно. Его дедушка был председателем товарищества взаимного кредита одного из крупнейших банков, а отец известнейшим брокером (об этом рассказал сын Гаранина в своих воспоминаниях). Родители жены Гаранина тоже были «неугодные». Отец даже был арестован и отправлен в лагерь на Карельский перешеек, откуда его списали из-за туберкулеза как безнадежного. Гаранин так боялся вспоминать обо всем этом, что даже перед смертью ничего не говорил.

Фотография влекла Анатолия с детства. В 15 лет он самостоятельно соорудил свой первый фотоаппарат. После окончания строительного техникума начал печататься в «Совхозной газете» и в «Вечерке». В 20 лет он устроился в газету, где проработал 6 лет, а потом ушел в «Иллюстрированную газету», переименованную в военное время в «Фронтовую иллюстрацию». 

Анатолий Гаранин снимал  войну лишь до 1943 года. Потом Жданов, занимавшийся идеологией, сказал: «Он очень страшно снимает войну. Нам таких снимков не надо». Но, видимо, по счастливой случайности Гаранина не наказали, а перевели работать в Общество культурных связей с заграницей…

Война на снимках Гаранина какая-то другая. Мне кажется, Лев Шерстенников дал ей очень точное определение: «Будничная. Без восклицательных знаков, без намеренно расставленных акцентов». Хроника Гаранина похожа на рассказ обыкновенного солдата, который не видит в бессмысленной бойне ни величия, ни подвига, ни даже страха. Она как воспоминания: тут много мелких деталей, бытовых. 

Говорят, верхи ругали Гаранина, что на его фотографиях все солдаты, идущие в атаку, сняты со спины. «Так ведь я же не из немецких окопов снимал», — ответил он. Я удивляюсь, конечно, храбрости Анатолия Гаранина, но больше, наверное, громадному везению. Ведь редко кто ходил в атаку больше одного-двух раз: либо ранило, либо убивало. А у Гаранина меняются времена года, войска, а солдаты все так же бегут в атаку.

Гаранин снимал и Блокадный Ленинград. Его фотографии - документированное начало противостояния города и врага. Собранность и тревожное спокойствие ожидания. 

Летом 1945 года Гаранин заболел: плеврит. Врачи махнули рукой. Жена и мать выходили его. Понимаю, что звучит это ужасно, но если бы не болезнь, Гаранина бы не стало: в то время начали сажать всех, кто работал в ВОКСе, а про него забыли, наверное. 

В конце 40-х годов возобновился выпуск основанного Максимом Горьким журнала «СССР на стройке» под новым названием «Советский Союз». Гаранин проработал там очень долго. А с 1964 года он стал снимать московский Театр на Таганке. И снимки этого периода непередаваемо прекрасны. В них пульсирует жизнь, эмоции…

Павел Трошкин

Павел Артемьевич Трошкин родился в 1909 году в Симферополе, но вскоре его семья перебралась в Москву. С 16 лет Павел начал трудиться в типографии «Известий», через несколько лет – в фотоотделе редакции. В 1936 он стал специальным фотокорреспондентом «Известий».

Началась война, и с первых дней Трошкин начал работать на фронте. Он снимал оборону Москвы, Сталинградскую и Курскую битвы, сражения в Крыму, освобождение Украины.

Рискуя жизнью, Павел Трошкин фотографировал уличные бои во время обороны Сталинграда. Под обстрелами он проявлял пленку в машине, чтобы поскорее отправить негативы в Москву, в очередной номер газеты.

Константин Симонов писал о Павле Трошкине: «В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было непременно что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах… Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов».

Павел Артемьевич Трошкин погиб на Западной Украине в сентябре 1944 года. Ему было всего 35 лет.

Всеволод Тарасевич

Всеволод Сергеевич Тарасевич родился в 1919 году в Москве. Еще будучи студентом Ленинградского электротехнического института, он стал публиковаться в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». Когда началась война, ему было всего 22 года. Тогда уже фотокорреспондент ТАСС Всеволод Тарасевич отправился на Ленинградский фронт.

Создавая хроники войны, он вылетал в составе тройки истребителей. Почти каждый раз один или два самолета не возвращались, а Тарасевичу везло. Он возвращался и тут же бросался в редакцию обрабатывать материал. 

В начале 90-х годов Всеволод Тарасевич, ветеран войны, лауреат премии Союза журналистов СССР, вспоминал о военной поре: «Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу». «Среди найденных фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой «лейкой», которую всегда носил в кармане. Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, помногу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук...». 

Нас не было там, мне страшно представить это время, горько и больно… Слезы наворачиваются, глядя на снимки пронзительной серии «Ленинград в блокаде»… 

После окончания войны Всеволод Тарасевич три года сотрудничал в газете «Вечерний Ленинград». Затем работал в АПН, печатался в журналах «Советский союз», «Огонек», «Работница» и «Soviet Life». В последнем были опубликованы его фоторепортажи, снятые в 1960-х-1970-х годах в МГУ и других научных центрах, созданных в то время. В 70-е Тарасевич становится деканом факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов. Он ушел из жизни в 1998 году.

Евгений Халдей

Евгений Ананьевич Халдей родился в Донецке в самый разгар Гражданской войны. Его биография начинается с трагических событий. В 1917 году в дом его родителей ворвались погромщики и застрелили мать. Пуля, прошедшая насквозь через тело матери, прикрывавшей малыша, серьезно зацепила ребенка. Евгений выжил лишь благодаря усилиям местного фельдшера. Его воспитала и вырастила бабушка. 

Интерес к фотографии у Евгения проявился еще в детстве. В 12 лет он смастерил свою первую фотокамеру из обычной картонной коробки и линзы из бабушкиных очков и сделал свой первый снимок – фотографию городской церкви.

Евгений окончил 5 классов средней школы и устроился чистильщиком в паровозное депо. Благодаря тяжкому труду он не только выжил в условиях страшного голода, но и приобрел с рассрочкой свой первый настоящий фотоаппарат. Увидев снимки Халдея, редактор заводской газеты обратил внимание на парнишку и предложил участвовать в выпуске заводской стенгазеты. Так началась творческая карьера Евгения Халдея.

Молодой фотограф учился, глядя на снимки в местных газетах и постоянно практикуясь. Его заметили и пригласили к сотрудничеству с украинским «Прессфото», а потом и с московским агентством «Союзфото».

В 1936 году Халдей поступил на работу в фотохронику ТАСС в Москве. Среди его известных фоторабот довоенного времени -  портреты М. Растроповича и Д. Шостаковича, а также репортажные снимки Алексея Стаханова.

С началом Великой Отечественной войны Евгений Халдей в группе военных корреспондентов попал на Северный флот, затем участвовал в освобождении Севастополя. Вместе с советскими войсками он вошел в Германию. Евгений Халдей снимал все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина. Именно ему принадлежит знаменитая фотография Знамя Победы над Рейхстагом, ставшая символом победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Евгений Халдей является и автором снимка «Первый день войны». Впоследствии оказалось, что это единственная фотография, сделанная именно 22 июня 1941 года.

После войны Евгений Халдей продолжал работать фотографом. В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики ему присудили почетный титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Еще через два года Евгения Ананьевича не стало.

Я убеждена, что фотографы войны занимают особое место среди коллег. И не только потому, что по-настоящему рискуют жизнью. Они видят изнанку жизни и смерти, подлинную сущность людей, которую обнажает война. 

Низкий поклон всем свидетелям истории и участникам Великой Отечественной и вечная память. 

Елена Старкова, специально для iledebeaute.ru

Фото: amic-polit.ru, fotokomok.ru, feldgrau.info, ursa-tm.ru, pomnivoinu.ru, bt-test.ru, defendingrussia.ru, rosphoto.com

Комментарии (29)

  1. Polosataya  |06 мая 2015, 21:08#

    Спасибо за замечательную статью. Я считаю, что работа военных фотографов, операторов и корреспондентов - это тоже своего рода подвиг. Они, рискуя своими жизнями, а часто и отдавая их, сохранили для нас историю. Да, большинство из нас не знает и не помнит их имен, но их работы известны всем.

    • Katerina-fe  |06 мая 2015, 21:09#

      Какие же сильные фотографии, сколько эмоций они передают, от некоторых фотографий слёзы наворачиваются на глаза. И ведь у фотографов тех времён не было такой "умной" аппаратуры, как сейчас, приходилось настраивать всё вручную, ловить и продумывать каждый кадр

      • iva1340  |06 мая 2015, 21:21#

        Какая прекрасная статья. Фотографии военных лет очень проникновенные. Кадры прямо цепляют за живое. Большое спасибо фотографам и корреспондентам военных лет. Вечная память всем участникам этой страшной войны.

        • Ветка  |06 мая 2015, 21:34#

          Спасибо, Елена. Спасибо.

          • Eva Fonten  |06 мая 2015, 21:35#

            Замечательная статья и тема. Спасибо, что вспомнили и рассказали о тех, кто за кадром, рискуя жизнью, задокументировал такие моменты истории. Многие фото знакомы с детства, теперь мы увидели авторов. Вечная память и благодарность всем участникам ВОВ...

            • 1Flowers  |06 мая 2015, 21:40#

              Спасибо за статью! Очень эмоционально написано и фотографии подобраны такие, что трогают до глубины души! Низкий поклон всем, кто воевал и приближал День Победы и в том числе, тем фотокоресспондентам, которые рискуя своей жизнью, запечатлели для нас мгновения той страшной войны!

              • 14082807  |06 мая 2015, 21:44#

                Большое спасибо за статью!

                • LadyPrada  |06 мая 2015, 21:44#

                  Действительно, мы своей жизнью обязаны тем, павшим нашим защитникам, дай Бог, чтобы такого не повторилось, ибо сейчас таких защитников нет

                  • Ms.Safety  |06 мая 2015, 21:49#

                    Елена, спасибо за статью.

                    • manna2007  |06 мая 2015, 22:00#

                      Хочу прибавить еще одну фамилию великолепного фронтового фотографа - Анатолия Архипова, работы которого долгое время были незаслуженно забыты. Несколько лет назад наш музей совместно и издательским домом Руденцовых осуществил прекрасный выставочный проект "Дороги войны Анатолия Архипова", проект объединил выставку и альбом с тем же названием. Фотографии показывают путь репортера по дорогам войны, которая запечатлена его острым и внимательным глазом, постановочных кадров практически нет.

                      • manna2007  |06 мая 2015, 22:06#

                        А еще нельзя не вспомнить о блистательной Ольге Ландер с ее особым, женским взглядом на войну! С 1942 года она на фронте как фотокор газеты "Советский воин" 3-го Украинского фронта, принимала участие в боях на Курской дуге, освобождала Одессу и Киев, воевала на Балканах, Победу встретила в Вене.

                        • Gudik  |06 мая 2015, 22:09#

                          Очень эмоциональные кадры и статья замечательная;))

                          • dima_kzn  |06 мая 2015, 22:14#

                            Спасибо. Статья и фотографии задевают за живое. Чтим и помним героев! Спасибо деду за Победу!

                            • поча  |06 мая 2015, 22:16#

                              Елена,спасибо за память!

                              • klesh  |06 мая 2015, 22:21#

                                Огромное спасибо! Сильная статья и очень позновательная. И ведь действительно многие из нас не задумывались, что за этими фотографиями стоит чья то судьба, а часто и жизнь. Эти люди шли бок о бок с солдатами, только в руках у них был фотоапарат. Благодаря таким снимкам, да тяжелым, да шокирующим, ныне живущие имеют возможность проникнуться в катастрофичную атмосферу тех лет и оставаться навеки благодарным великим воинам Победы за жизнь без войны!

                                • Галана  |06 мая 2015, 22:27#

                                  Очень интересная статья))) Большое СПАСИБО!!! Из всех имён знаю только Евгения Халдея.Низкий поклон за их нелёгкий труд. Они каждый день совершали подвиг,чтобы потом люди помнили и знали,что такое война.

                                  • Svetlana N.  |06 мая 2015, 23:09#

                                    Спасибо! Нам нельзя забывать о том страшном времени, и обо всех, кто держался и морально поддерживал других, боевой настрой и веру в победу несмотря ни на что...

                                    • АЛЕКСА25  |06 мая 2015, 23:28#

                                      Статья отличная !
                                      какие фотографии !!

                                      • Alisandra  |07 мая 2015, 10:19#

                                        Спасибо за статью! Очень сильные фотографии, вызывающие эмоции. Вечная память всем участникам этой войны!

                                        • atrt  |07 мая 2015, 10:45#

                                          Спасибо фотографам, тоже рисковали жизнью, но запечатлели важные моменты в истории.

                                          • Пульхерия  |07 мая 2015, 14:15#

                                            Спасибо...

                                            • Ехидна  |07 мая 2015, 14:43#

                                              Спасибо.

                                              • Mona1975  |07 мая 2015, 15:09#

                                                Хорошо, что вспомнили замечательных профессионалов, благодаря которым сохранилась память о великих и трагических событиях в истории.

                                                • AlenaDK  |07 мая 2015, 16:05#

                                                  Спасибо за статью.

                                                  • Лисc  |07 мая 2015, 16:15#

                                                    Леночка, молодец. Хорошая статья получилась!

                                                    • nilina  |07 мая 2015, 17:36#

                                                      спасибо!

                                                      • SunlightBrilliant  |07 мая 2015, 21:13#

                                                        Лена, спасибо тебе за статью!

                                                        • Jekio  |08 мая 2015, 07:16#

                                                          Спасибо , Лена, за статью! Вечная благодарность и память этим смелым и сильным, талантливым людям!

                                                          • ladynsk  |08 мая 2015, 19:28#

                                                            Самая знаменитая фотография Макса Альперта именно первая. И смотря на эту фотографию я и поняла - быть настоящим фотографом тяжко. Либо ты снимаешь, не имея права влезать, становишься как будто бесстрастным, либо ты принимаешь чью-то сторону и сразу попадаешь в гущу событий со всеми последствиями.

                                                            У нас фильм показывают, Наступит ночь. http://www.kinopobed... И увидеть хочу, чтобы может что-то понять, чего еще не поняла, но тяжко будет после него, понимаю.
                                                            Недавно книгу прочитала - Сказать жизни да! - о психиатре, прошедшим концлагерь. Он со стороны психиатрии рассматривал пребывание в концлагере, но там рассказано о том как люди выжили и почему не доживали. А фильм-то о погибших. То есть о самом ужасном из произошедшего. Некоторые выжили чудом, не в всех лагерях успели начать заметать следы, узнав о том, что наша армия на подходе.

                                                            Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи