Бесплатная и безопасная доставка по всей России* Весь сентябрь!
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Психология

Хорошо ли быть отличницей?

01 сентября 2013, 00:00 | Катя Кожевникова

Хорошо ли быть отличницей?
8 выбрали

Сегодня 1 сентября, и хотя школьные годы давно позади, мне кажется, в этот день каждый человек волей-неволей вспоминает школу. Учителей, одноклассников, оценки… Все было просто и понятно, наши достижения и неудачи четко оценивались по пятибалльной шкале. Все знали: пятерка – это хорошо, а двойка – плохо. Во взрослой жизни все не так однозначно. Даже применительно к тем же оценкам: психологи утверждают, что быть отличником не всегда так уж хорошо. Даже название придумали – синдром отличника. Давайте разберемся, в чем он заключается, и действительно ли отличные оценки портят жизнь ребенку и негативно влияют на нее во взрослом возрасте?

Синдром отличника – это обобщающее название ряда комплексов и психологических проблем, которые могут возникнуть у ребенка-отличника и в дальнейшем, в том числе во взрослом возрасте. Хочу подчеркнуть – могут возникнуть при определенных условиях, а не обязательно должны. Что это за условия?

  • Комплекс неполноценности, который ребенок пытается компенсировать за счет учебы.
  • Постоянный страх перед наказанием и порицанием за плохие оценки.
  • Попытка "заслужить" любовь родителей хорошими оценками. Она может появиться от того, что ребенок в семье не чувствует безусловной любви.
  • Повышенная потребность одобрении.

К чему может привести синдром отличника? Некоторые проблемы у таких детей наблюдаются уже в юном возрасте, а с годами эти особенности серьезно мешают гармоничной жизни.

Вечный стресс. Отличные оценки даются таким детям не за красивые глаза и не только за способности, а за постоянный тяжелый труд. Неумение отдыхать и расслабляться, а также боязнь поражения приводят ребенка в стрессовое состояние. Еще в детстве у отличников могут возникнуть проблемы со сном – школьники просыпаются по ночам, чтобы проверить, сделали ли они домашнее задание. После выпускного стресс никуда не денется. Сначала будет погоня за красным дипломом в университете, потом – трудоголизм на работе. А отдыхать-то когда?

Неумение проигрывать. Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы в моем классе кто-нибудь плакал из-за тройки или даже двойки. А вот слезы из-за четверки – ситуация привычная. Причем плакали из-за них не только девочки-отличницы, но и мальчики, которые, как мне тогда казалось, вообще плакать не умеют. Плакать, как выяснилось, умеют. Но совершенно не умеют проигрывать. Неудачи в жизни случаются у всех, но обычно люди понимают – "неприятность эту мы переживем". А для отличников любая личная неудача – катастрофа мирового масштаба. И хотя такие катастрофы случаются нечасто, они серьезно портят жизнь и разрушают душевное равновесие. Эта особенность приводит еще к двум проблемам. Во-первых, после первой неудачи отличник может сразу опустить руки и забросить все дело. Во-вторых, он часто боится приниматься за новое дело и брать на себя больше ответственности из-за панического страха перед возможным провалом. Следовательно, такой человек упускает многие интересные возможности в жизни.

Чувство недооцененности. Дети с синдромом отличника часто из кожи вон лезут, чтобы получить похвалу и одобрение. Но, как ни парадоксально, троечников в школе хвалят чаще, ведь для них четверка – это уже достижение, а отличная оценка – редкий успех. Для отличников пятерки – норма, никто им не удивляется. Все, конечно, знают, что ребенок молодец, но какой-то одинаковый молодец на всем протяжении обучения, без взлетов и падений. Во взрослой жизни еще сложнее – начальники далеко не всегда считают нужным поощрять особенно старательных подчиненных. И если обычного человека такая ситуация не будет сильно расстраивать, то выросшего отличника может привести к апатии и даже депрессии.

Зависимость от чужого мнения. Дети с синдромом отличника привыкли стараться в школе не ради знаний или перспектив, а именно ради оценок. В итоге они могут через всю жизнь пронести зависимость от мнения неких оценщиков. Это мешает им самостоятельно мыслить и находить свои пути решения проблемы. Они лишь знают, что должны выполнить работу точно так, как им сказали.

Все и сразу. Такие люди обычно – перфекционисты. Они не умеют выделять важное и второстепенное, одно делая хорошо, а второе – с минимумом усилий. Попытка успеть во всем не дает им выбрать наиболее важное направление деятельности и приводит все к тому же стрессу и переутомлению.

Проблемы с общением. Часто люди с синдромом отличника – не самые лучшие друзья и товарищи. Они предъявляют повышенные требования не только к себе, но и к окружающим. А поскольку остальные люди обычно до их планки не дотягивают, любят поучать, уличать и в целом могут общаться довольно высокомерно. Собеседникам эта манера, понятное дело, не слишком нравится, и они постепенно дистанцируются от "заумника", который в итоге остается в одиночестве.

Повторюсь, эти проблемы не обязательно должны возникнуть у ребенка-отличника. Если он старается, потому что ему интересно, получает удовольствие от учебы, а не только от оценок, это только хорошо.

В идеале синдром отличника надо стараться предотвратить в детстве. Если ребенок растет в гармоничной семье, чувствует, что его любят не за оценки, и учится не только выигрывать, но и проигрывать, подобных проблем у него, скорее всего, не возникнет.

Если же вы диагностировали у себя синдром отличника во взрослом возрасте, можно попробовать от него избавится. Существует даже такое упражнение – намеренно не доводить какие-то дела до конца. Например, вымыв посуду, оставьте грязной одну чашку или, застилая постель, не расправляйте один из углов. Играйте с друзьями в игры, в которых победа зависит от удачи (только не на деньги, конечно), и учитесь спокойно переносить поражение. Разработайте систему оценок собственной деятельности, чтобы не зависеть от мнения окружающих.

И, главное, учитесь отдыхать и расслабляться. Ведь без полноценного отдыха гармоничной жизни не получится.

А вы верите в синдром отличника? Вам приходилось сталкиваться с такими людьми в школе или в последующей жизни?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Похожие материалы:

отличница | отличник | похвала | одобрение | Комплексы | комплекс неполноценности | Стресс | Зависимость | чужое мнение | переутомление | проблемы | Общение | синдром | Школа | условия | труд | неудача | порицание | наказание

Комментарии (26)

  1. Tanita3d  |01 сентября 2013, 00:27#

    А теперь представьте со всеми перечисленными "прелестями" синдрома отличника большого начальника. И ведь ни сказать ему, ни посоветовать от этого синдрома избавиться не получится (а если получится, то вряд ли будет этот совет услышан).

    • LadyPrada  |01 сентября 2013, 00:52#

      Начальники как раз выходят хорошие не из отличника и прилежного ученика.

      • Tanita3d  |01 сентября 2013, 00:58#

        Да вот и я о том же. Когда сталкиваюсь с подобным, с ужасом понимаю, сколько поломанных судеб у него под ногами.

      • Josephina_A  |01 сентября 2013, 08:51#

        ужас какой!

      • nat4450  |01 сентября 2013, 00:34#

        Катя, так называемый синдром, это, конечно, далеко не 100% вариант.
        На название статьи отвечу одним словом: хорошо!

        • Динк@  |01 сентября 2013, 00:42#

          Вот и я считаю, что хорошо. И умной тоже быть лучше, чем... НЕумной))

          • Tanita3d  |01 сентября 2013, 00:50#

            А кто сказал, что умный человек и "синдром отличницы" это одно и то же?

            • Динк@  |01 сентября 2013, 01:03#

              а никто не говорил. Был ответ к комменту Наташи: "На название статьи отвечу одним словом: хорошо!"

              • Tanita3d  |01 сентября 2013, 23:25#

                Я согласна с Вами, отличницей быть хорошо. Плохо страдать синдромом отличницы. Очень плохо. Из жизни знаю массу примеров.

        • Olevd  |01 сентября 2013, 00:51#

          В синдром верю - и в то что лучше делать хорошо, чем плохо - тоже -:)!!

          • Elisey  |01 сентября 2013, 04:31#

            Одноклассница -постоянная отличница так горько рыдала, когда получила 4 за контрольную по математике( классе во втором) весь класс об этом помнит. Школу она окончила с золотой медалью. И друг она не плохой, хотя любит повоспитывать

            • Бусятина  |01 сентября 2013, 10:05#

              Ладно, сознаюсь. Я и есть тот отличник. И медаль соответсвующая есть у меня. И все правильно в статье написано, за исключением момента про дружбу - я очень люблю дружить и никаких завышенных требований не предъявляю.
              А вот постоянные стрессы, постоянная оглядка, постоянное стремление держать выставленную планку - это очень тяжело.
              Дело в том, что для того, что бы прлучить медаль на выпускном у ученика не должно быть вообще ни одной текущей двойки и ни одной четверки за полугодия в течении 10 и 11 классов! И как выглядит это на самом деле: по результатам первого полугодия 10 класса определяются потенциальные медалисты, и потом на протяжении оставщихся 1,5 лет им со всех сторон ежедневно настойчиво все напоминают "Ну ты же на медаль идешь!!!!!" В итоге под конец учебы эта медаль не то что не желанна, а она ненавистна. И валяется она потом в коробке с хламом.
              И поэтому своему ребенку я не то что не пожелаю быть отличником, но я категорически против. Надо жить, а не выпрыгивать из кожи вон ради блестящего круглишка, от которого никаких преимуществ даже при поступлении в ВУЗы нет.

              • LuckyThirteen  |01 сентября 2013, 12:13#

                сейчас я снова в статусе учащейся. Отличница. Мое фото на доске почета.
                Странно, но я воспринимаю это как должное. ) определенный стресс конечно есть - не осознанно я держу эту планку и не даю себе спуску, хотя иногда так хочеться поспать-погулять, но совесть не позволяет....
                И про оценки... мне тоже хочется, что бы за мои пятерочки меня хвалили близкие.... но для окружения это уже априрори, что я=5.
                Осознаю, что в дальнейшем никто в эти дипломы смотреть не будет, но спуску себя дать не могу...(

                • Nuta1979  |01 сентября 2013, 19:47#

                  вот и я не могла, все считали что я=5, и я не могла подвести

                  • Nuta1979  |01 сентября 2013, 19:48#

                    сейчас у меня дочь в 3 классе, тоже отличница, за оценки ниже чем 5 ни когда не ругаю(боюсь комплекс разовьется), ругаю за лень, точнее за то, что не умеет организовать свое время

                • Ветка  |01 сентября 2013, 19:53#

                  Мне очень уютно жилось отличницей - родители и все остальные меня не дёргали по всем остальным вопросам. Мол, учится отлично, а в свободное время пусть занимается чем хочет...

                  • Динк@  |02 сентября 2013, 00:52#

                    Отличницы всех возрастов, объединяйтесь!)))))))

                  • Divva  |02 сентября 2013, 01:00#

                    я была и в школе и в университете отличницей, но в то же время и заводилой, если сбежать с пар, то я первая, если ответить на семинаре, то тоже))) многие преподы даже хвалили меня за то, что все успеваю и бесится и учится, поэтому у меня такого комплекса никогда не было

                    • Ветка  |02 сентября 2013, 01:02#

                      у меня нет золотой медали - аттестата на 5, но уд. поведение - слишком боролась за справедливость...

                      • Divva  |02 сентября 2013, 01:07#

                        у меня тоже нет золотой медали в школе, но в аттестате все пятерки, а диплом -красный, и то совсем неожиданно для меня)))))))))

                    • Лилиана72  |02 сентября 2013, 01:06#

                      Про синдром отличницы впервые узнала в Универе от очень любимого мной преподавателя. К счастью, это было сказано не про меня. В школе медаль не получила, так как из-за многочисленных болячек, сидела дома и училась, практически, заочно. Но школу закончила, кажется, только с тремя четверками, если память не изменяет. А Универ с красным дипломом, причем, узнала об этом только на вручении))))

                      • Belochkam  |02 сентября 2013, 10:04#

                        все должно быть в меру... не зря же говорят - золотая середина)

                        • nilina  |02 сентября 2013, 10:10#

                          По ребенку не заметила всех этих синдромов, и за оценки он особо не переживает, просто получается учиться на отлично, а может школа не сильная))))

                          • Elen'chik  |02 сентября 2013, 13:57#

                            Мне учеба давалась легко. Порой, даже слишком легко. В школе освобождали от промежуточных экзаменов, в универе могла прийти на экзамен, не прочитав перед этим ни одной лекции, и сдавала по памяти... Только ни моя школьная медаль, ни красный диплом не помогли мне абсолютно ничем! На работу брали всегда с осторожностью, прочитав мое резюме... Видимо, боялись принять человека с этим самым комплексом отличника. А я этим никогда не страдала.

                            • mentos7  |03 сентября 2013, 08:19#

                              Приходилось в школьные годы сталкиваться с отличниками, какие то вредные они все были )

                              • Marina_v  |03 сентября 2013, 08:51#

                                "круглой" отличницей никогда не была, я "хорошистка")))))))

                                Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи