Бесплатная доставка по всей России* 01 - 29 февраля
/
Магазины
Корзина
Ваша корзина пуста
Товар добавлен в корзинуОформить заказ

Путешествия

Как я шла с крестом по Via Dolorosa

17 июля 2010, 13:00 | Екатерина Крисанова

Как я шла с крестом по Via Dolorosa
9 выбрали

Впервые в жизни я стояла у стен Иерусалима. Войти в Священный Город я хотела не как-нибудь, а именно той дорогой, какой вошел в него Иисус перед крестной смертью: по Via Dolorosa, великому Скорбному Пути. Я слышала, что по этой улице можно пройти с крестом, – именно это я и намеревалась сделать. Воображение рисовало грандиозную сцену: вот я живописно шествую к Голгофе, прохожие почтительно замирают в траурном молчании…
Косоватый проулок, пустой и неопрятный в начале, меньше всего походил на тот Скорбный Путь, какой я представляла. Ну, и где – Преториум, часовни, скорбящая публика? Увидев вывеску «… seminaria», я бросилась туда: «Извините, где здесь первые две остановки of Jesus Christ?». Дедуля под вывеской сказал, что не в курсе, кто такой Jesus Christ. Вот те на! Какие уж там кресты – никто ни сном, ни духом.
Как вдруг – через пару кварталов – зазывные крики арабов: «Сюда, сюда! Вторая остановка Иисуса!» Мы вошли в часовню. В часовне сидела группа английских пенсионеров, их пастор вещал что-то очень пламенное. В завершение речи торжественно произнес: «И еще, у нас есть возможность пройти по этому пути с крестом, как шел по нему Иисус». Я просияла: так это правда!
Большого энтузиазма идти с крестом английские пенсионеры не выказали. Но пастор его все же взял – один на всех. Понесли они этот крест всей толпой, вроде как Ленин бревно на субботнике. Запевая «Jesus, remember me when you come into your Kingdom», пенсионеры ушли.
Ну, кресты – это такой арабский бизнес: мусульмане настрогали древнейших пыточных орудий, и за 50 баксов каждому желающему дают их протащить по Via Dolorosa, а еще за 50 обещают показать, куда, собственно, надо тащить.
На меня возложили крест. Я покачнулась. Как-то жутко заныло плечо. Грузом притиснуло к мостовой. Было трудно дышать.
«Посетите этот магазин: кресты отличного качества!» - отбарабанил бойкий провожатый. «Что тут делает этот тип? – это я мужу. - Он действует мне на нервы, отгони его куда-нибудь». «Я тебе плачу, чтоб ты остановки Христа показывал, а не магазины», - цыкнул муж. Араб притих.
Via Dolorosa оказалась чем-то вроде прохода на Черкизоне: в тряпье, ершиках для унитаза, прилавках со сладостями. И по Черкизону Господь шел умирать.
Рухнул. Тут. Полу-часовня, полу-shop: остановка третья. От тяжести, боли, тоски. Я пыталась завалиться еще на полпути. Но меня перед этим не били всю ночь, из головы не торчали шипы. И еще – я считала себя сильной, раньше.
Четверка на столбе: в последний раз, пока не распяли, Иисус увидел мать. На этом самом месте. По одну сторону – палатка с бельем, выпуклости бюстгальтеров зазывно колышутся на ветру. По другую навалены мешки с мусором.
Вот здесь, между прилавком и мусорной кучей, под гогот зевак, Она протиснулась вперед, к гогочущему конвою. Сына вели умирать.
У Крамского есть такой набросок: «Хохот. Радуйся, царю иудейский!». «Я вот который год слышу всюду этот хохот, - писал он. – Куда ни пойду, непременно его услышу».

Ну, а я, - ну с чего я взяла, что кто-то будет обмирать от восхищения, пока я тут колдыбаю с крестом? С того, что на иконах распятие на эдаком золотом фоне рисуют? На Via Dolorosa золотого фона нет. Публика в лавках откровенно ржала и тыкала пальцами. Что-то кричали вслед. Подбежал какой-то мужик с авоськой, зачем-то начал толкаться. Мне показалось, что ключица сейчас треснет. Веселый провожатый бодро шагал, подмигивая приятелям: поглядите, мол, на идиотов. «Ничего, - сказал потом муж. - В Христа еще и плевали».
На пятой остановке открылось второе дыхание. Волочить крест стало не так больно. Где-то здесь поймали ничего не подозревающего Симона из Киринеи, заставили тащить ношу осужденного.
Остановка шестая. Вероника продралась между конвоирами. Она успела отереть Иисусу лицо, прежде чем ее отшвырнули.
От солнца темнело в глазах. С бровей стекал пот. До одури пахло душицей и шафраном. Тощие коты ковырялись в объедках. Он шел умирать. Упал. Остановка седьмая. Поднимается, на мостовой пятно крови. Смех. И сквозь смех – едва различимый плач. Кучка женщин. Рыдают. По Нему. Восьмая остановка. Он пытается утешить. Совершенно непонятно.
Восьмая остановка помечена небольшой эмблемой на каменной стене. Среди пестрого арабского тряпья знак почти незаметен. Торговец из соседнего ларька выплескивает сюда кофейные опивки.
И все же, совершенно непонятно, как можно тут кого-то утешать. Когда вместо мозгов в черепной коробке лежит сгусток боли. По крайней мере, в моей. От солнца темно в глазах. С бровей стекает пот. До одури пахнет душицей и шафраном. Тощие коты ковыряются в объедках. Я иду на Голгофу. Начался подъем.
И здесь Он упал. В последний раз. Остановка девятая. На пороге Рая. Старичок-негр в порыжелой рясе дремлет в тени. Скудная хозяйская утварь, вековая. С крыши виснет трава. Молчат колокола. Тишина. Место, чтобы умирать. Jesus, remember me when you come into your Kingdom.
Еще пять остановок – внутри Храма Гроба Господня. Туда уже только без креста. И это – сюжет для новой истории.

Фото: velikiypost.paskha.ru

Комментарии (7)

  1. aza  |17 июля 2010, 20:13#

    Даже для того, чтоб почувствовать себя ненадолго в шкуре Христа, я бы не понесла этот крест. Не от того, что тяжеловато или мне безразлично всё это - просто не хочу даже мысленно и на секунду пытаться сравняться с таким Человеком. Я ничтожно мала и скудна умишком, чтобы прочуствовать по-настоящему этот Путь, для этого нужно было пройти другой Путь - Его жизни, а просто жалеть себя от того, что жарко, тяжело давит дерево на плечо, и никто мне не сочувствует - тоже не мой размер.
    Это слишком святое для меня, чтобы покупать за баксы Путь, который когда-то был для Него Последним.
    И написаля я не какую-то претензию автору - это моё восприятие. За рассказ я поставила 5* именно за расширение кругозора - не знала, что есть такая коммерческая "услуга" в Иерусалиме.

    • krisanovae  |19 июля 2010, 20:49#

      Большое спасибо за комментарий. Попытаюсь сформулировать, - не знаю даже, для вас ли, или, скорее, для самой себя. Иисус сказал: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Видимо, это лежало в основе моего импульсивного желания пройти с крестом по Via Dolorosa. Конечно, Иисус сказал это, как метафору всей жизни человека, и проход с крестом по Via Dolorosa - тоже сжатая символическая модель жизненного пути. У меня нет такой мании величия, чтобы пытаться равнять себя с Христом. Но Он сам призывает к подобному (в широком смысле) пути каждого человека. Это один аспект.
      Другой аспект - "прочистить мозги". По итогам поездки в Израиль я пришла к выводу, что у меня (как, подозреваю, и у многих наших православных) - то, что я стала называть "иконописным мышлением". Все время кажется, будто бы то, что связано с Иисусом, должно быть очень возвышенно, красиво, на золотом фоне и под литургическую музыку. И на Святой Земле идет постоянный контраст между тем, что ты ожидал, и тем, что видишь на самом деле. И, на мой взгляд, именно на этом сбое ожидания наступает момент истины. Той истины, которую многие, между прочим, не хотят видеть. Многие, например, не принимают и "Страсти Христовы" Гибсона, - хотя, как я понимаю, на самом деле все могло быть даже жестче, чем там показано. Многие ругали Ге за его "некрасивого" Христа на Голгофе. И сама я, там, на Святой Земле, много раз ловила себя на мысли: "Вот эти мусульмане, все тут испоганили, торгуют святыней, развесили бюстгальтеров возле 4 остановки" и т.п. И только потом понимаешь: а ведь не испоганили, просто - дают тебе понять, как оно на самом деле. Мы замуровали Христа в золото окладов и ждем, что Он пошлет здоровья, денег, семейного благополучия и все в этом духе. А тут физически ощущаешь, что Его путь не имеет никакого отношения ни к здоровью, ни к благополучию, ни к признанию или даже человеческому сочувствию, а совсем наоборот, и вообще это - про другое. Там, на фоне ржущих арабов, становится так ясно, насколько мелочны все наши межконфессиональные дрязги, благоговение перед "булавками от сглаза" (если кто был у Матронушки - там таким торгуют), грызня из-за того, кто как крестится, на каком языке служит и т.п. А Христос призывает не правильно креститься, и не булавки прикалывать, а брать крест. И не обещает взамен абсолютно никаких благ - кроме того Царствия Божия, которое каким-то образом должно оказаться внутри нас (Лк., 17:21).

      • Kuzya  |19 июля 2010, 21:06#

        Гибсон мог бы нигде не сниматься, ничего не режиссировать, кроме "Страстей Христовых". Всё. Он сказал и сделал главное.
        Вы тонко и так глубоко, прочувствовав, передали суть, самое важное.
        Я даже не знаю, КАК говорить о каких-либо оценках, и стоит ли вообще комментировать.
        Просто спасибо!!!!!

    • arysev  |17 июля 2010, 22:13#

      Я равнодушен к религии, не верю ни в бога, ни в чёрта. Но написано здорово! Мало что может меня заставить остановиться просматривать, и начать читать. Спасибо Вам!
      Наташа, дело не в попытке сравняться. Просто история, библия - это миф. Для кого-то пустой, для кого-то святой. Но вот попытаться пропустить этот миф через себя, попытаться войти в эту реку времени - это интересно, это не "посмотрите налево, посмотрите направо".
      Конечно, продают всё и вся. Собственно, и ООО РПЦ тоже торгует этим мифом. Но те, кто верят, верят не в предметы, а в суть вещей. Если ты делаешь это из спортивного интереса, ради кадров в фотоальбоме - это пошло. Если ради того, чтобы не сравняться, нет, чтобы прикоснуться краешком - это имеет право быть. Может, именно ради этого и стоит ехать в Священный город.

      • Бестия  |19 июля 2010, 05:13#

        Мысленно неоднократно проходила этот путь с Иешуа, потом ощутила почти физическую боль от "Страстей Христовых". На такую "экскурсию" не хочу, потому что понимаю, во имя чего Он совершил свой Крестный путь.

        • krisanovae  |23 июля 2010, 00:18#

          А знаете, если честно, на такую "экскурсию" практически никто и не ходит. В основном все ходят, как те английские пенсионеры: дружно, со священником, с песней и с крестом, одним на всех. Это мы поняли уже потом, проведя в общей сложности около 2 недель в Иерусалиме. Таких групп на Via Dolorosa мы видели очень много. Но чтобы в одиночку, с крестом - ни разу. По местным меркам это явление редкое. Может быть, с этим и связана такая чересчур уж агрессивная реакция арабов. Это чисто моя интерпретация и я могу ошибаться, но мне кажется, что зрелище хрупкой девушки, из последних сил волокущей крест в полном одиночестве, как-то их вышибало. Что заставляет ее это делать? А что, если вера? Ведь мусульмане (как минимум, местные, израильские) не верят в веру христиан. По выражению одного коптского священника, с которым мы познакомились потом в Назарете, паломников-христиан они воспринимают как людей, которых Аллах послал, чтобы дать им денег. Ну, принято у этих христиан такое "шоу" с крестами. Но когда человек это делает один, без поддержки и одобрения группы единомышленников, и когда это еще очевидно тяжко, - как-то на шоу не тянет, и поэтому раздражает. Я знаю искренне верующих христиан, которые тут, в Москве, стесняются открыть в метро Евангелие: мол, вдруг обо мне что-то не так подумают, что я ущербный. Сама раньше страдала тем же. Хотя совершенно не факт, что в наше время и в нашей стране о тебе что-то такое подумают: христиантсво у нас входит в моду. А вот там, в мусульманском квартале Иерусалима - подумают наверняка. С этой точки зрения пройти вот так с крестом - это тоже поступок. Конечно, беря этот крест, я представления не имела, что все выйдет именно так: это был наш первый день в Израиле, и я даже не подозревала ни о каких "подводных камнях". Но хорошо, что получилось, как получилось. Вы пишите, что понимаете, во имя чего Христос совершил этот путь. Но никто, кроме Христа, того же самого совершить не может. А если можно сделать что-то даже очень маленькое, например - показать, что есть люди, относящиеся к Его пути всерьез, - это уже не так уж плохо. Мне так кажется.

        • shineday  |22 июля 2010, 13:14#

          Тема очень деликатная - у каждого своё отношение к вере. А написано увлекательно

          Пожалуйста, авторизуйтесь. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и пользователи
          Сейчас на сайте

          lizatkacheva, olgakniga, annapetrova97, yus'ka, Makkomb, tat~yana*****, Шалта, Хорт, 9agapzwq, jane01, Mandarinaaaa, Lusi89, Venok, liliya840706, Clio83, anna.ramzes, inola, Valyisnat, Алина 0589, Mateo, elamefa, branvenna, натахика, NataNam, mjane, Nina.Bastet, Tuniasha, Гунь-шмунь, taniakadi, blacklama, Ирина215, tatyana0808, kseniya19041992, Натали03081992, Smirka21, nastya_nelson, IrinaPashyan, dd57, vichka87, lenok086, Кет30, larisa87, g.inozemtseva, Kristi230589, Ohmygodfrey, AnyaM1103, MariyaA*, Екатерина Черняк, Евгения030, TatianaVR, v.prosto, софира, 8787, Likasalim, inna82, medvedevado, Одуд Ольга, HappyLawyer, jilly_1985@mail.ru, Zurako, Olga270, Anny2507, hist_nusha, darya_pyzhyk, Ostrikova, Katushkin1711, lisa_s92, dina_2016, T.AMOROZOVA@MAIL.RU, veronihka, Marusya3108, Кесиду, lomkov_@mail.ru, yulia_mas, О_ля_ля, Lika_m1202, Rysenush, Еленалит, Лейла77, El Merk, streetxamka_dada, Tillka, elena@mail.ru, Аksell, vinchi, ma@rina2165, blackkri84, olesya-sosha, elena11.08.1985, Irenbig, nati.75, Anna_Bushueva, svetla8, anna_04062016, Tanshine, natali792105, -=svetlana=-112, дарб, Helen73111, Верочка)), Producer3425, AnastasiaSycheva, Daria_Paris, innaswan, mango456, VinMain, svoque, filnina, Genya84, valeriya-2016112123, Ekaterina_rus, An4ous3000, elkinaanastasij, Ingenium, 110880, Алисон76, dear looking, Anjelina787878, 1008Elena, Malisha_Mrrr, P_Olya, мия1, Julirose, Оvshi, antonvashencko, darka_161, галина0702, __skiruta__, Ната0702, Slif, olgavaganova, Mapycbka, LidusikPro, svetlana.apashkina, Evi_elle, кристафор, Плюмерия, valeriavladim, Зосима, Нетса, illbgreat, dariafxx, Titatuna, наталья наталья, Uta_76, Тат-на, atitova, lutik85, kseniyaxry, Шаурмен, Шалмар, ТатьянаВладимировна, shmiksen, vov@, Vestaa